Московская Коляда 2020

Меня всегда удивляли и вызывали недоумение фольклористы, специалисты по необъятному и непостижимому русскому фольклору, которые говорят о русской культуре, как о чужой культуре. Как о культуре какого-то иностранного государства. Это объясняется отчасти тем, что любую, самую маленькую часть русской народной культуры можно изучать бесконечно, и так и не понять. Например, русская свадьба, - бесконечная тема.  Собираясь колядовать, я исходил именное из того, что это не какие-то исторические колядки, принятые у какого-то неизвестного народа, а что именно так по домам ходила моя бабушка в деревне Ахромово. Концепция была заявлена, но приступая к ее воплощению, я столкнулся с непреодолимыми трудностями. И первое – это выбор костюма. Конечно, ни пастухом, ни козлом я быть никак не мог, ангелочком тоже. Значит быть мне архангелом.  По возрасту подходяще. Вархиилом или Уриилом, - отвечающими за творчество. И выпросил у Нины, нашей главной колядовщицы, крылья. Крылья получил. Причем, красные.  Но после долгих и мучительных размышлений, решил, что все-таки надо быть мне более земным воплощением. На архангела, даже при наличии пурпурных крылышек, я не тянул. Надо быть царем, или хотя бы каким-нибудь пэром.  И стал прилаживать к берету павлинье перо.  Но и на герцога я никак не походил. И решил быть русским интеллигентом. И это вдруг очень срослось с моей концепцией о родной стране. Я внимательно смотрел на себя в зеркало и все больше и больше обнаруживал интеллигентных черт. Желтоватое, усталое лицо, унылый взгляд, и весь облик, словно стукнутый из-за угла пыльным мешком по голове, отсюда и посеребрённая борода. Всё сходилось. И крылья за спиной парадоксально никак не противоречили этому образу.  Окрыленный русский интеллигент! Так я и ходил по Москве, не улыбаясь, с серьезным видом, нес впереди ватаги Звезду, Вифлеемскую звезду и в паузах хора восклицая: «Христос родился, Бог воплотился, ангелы играют, пастухи взывают, интеллигенты встречают, чудо-чудо возвещают!»

В метро нас пустили  беспреткновенно. Подозрительно только контролер посмотрел на русского интеллигента с крыльями и со звездой. В метро начали петь, но никто на нас никакого  внимания не обращал. Тогда у ж мы сами стали приставать ко  всем встречным и поздравлять с праздником. Привлекли мы   только узбеков, они собирались вокруг нас, кланялись, когда мы поздравляли их с праздником, улыбались радостно и открыто… Мы остановились и стали им петь. Потом мы пошли по вагонам. В поезде было на удивление мало народа, мы легко проходили посередине и нам давали дорогу. Мы так растянулись, что первые, которых возглавляла звезда в моих руках, уже кончали петь колядку, а последние только начинали петь. Наши репетиции, наши спевки пошли прахом. Но так было даже веселее, мы шли пританцовывая, покачиваясь, словно вовсе не стояли на ногах. Узбеки нам хлопали и кланялись в пояс. Они думали, что это и есть наша культура и мы совершаем какой-нибудь важный обряд и даже ритуал. Москвичи прятались и старались нас не замечать, думая, что мы просим денег.
Дошли до начала поезда, постучались в дверь машинисту, но нам он не открыл и стали петь ему через дверь: «Христос раждается, славите, Христос с небес- срящите, Христос на земли, возноситеся!  Пойте Гоподеви вся земля.»
Потом пошли в обратный путь и опять приплясывали, спотыкались, я гудел, пищал  в сопелочку. И вдруг я поймал себя на мысли, что мы от кришнаитов мало отличаемся.  Потом пошли в обратный путь и опять приплясывали, спотыкались, я гудел, пищал в сопелочку. И вдруг я поймал себя на мысли, что мы от кришнаитов мало отличаемся. И опять узбеки и таджики нам кланялись, москвичи не замечали и сторонились. И вот, наконец, мы в Кузьминках. Тут уже мы были среди своих. Мы шли от халяля к халялю и пели татарам , узбекам и азербайджанцам и нам выносили конфеты и пряники.
Когда мы пропели весь свой репертуар  возле очередных  черненьких, улыбающихся нам киргизов, один из них что-то сказал мне. Я думал, поздравил с Рождеством. Но он повторил
- Плохо русский понимай.

«Рождество пророка Исы!» - шепнула мне Нина в ухо!


Рецензии