Отторжение кровей. часть 11

ОТТОРЖЕНИЕ КРОВЕЙ. Часть !!.

                11.
 
      И вот наступил тот момент,   когда наши герои и героини приближались к финишу по той беговой дорожке, по которой  они шагали в течение 10 лет.  Эта  дорожка была не гладенькой, была с ухабами и выбоинами. Здесь имели место:  взлеты и падения, радость и разочарования, дружба и любовь, верность и предательство, честность и обман, взаимовыручка и равнодушие, открытость и хитрость, трудолюбие и леность, как отмечено историей – полный спектр возвышенных и низменных человеческих качеств.
      Они шли в то святое место, которое в течение 10 лет боролось с пороками в поведении и воспитании каждого, место в котором они познали секреты математики, естествознания, истории, географии, познакомились с величием и красотой русского языка и литературы, культурой,  историей народов и народностей Советского Союза и народов Мира. Школа воспитывала в них в всё лучшее, что прописано временем человеческого бытия и божественными законами, определяющими для каждого Землянина поведение для сохранения ЖИЗНИ, для разумного, бережного пользования теми благами и богатствами, которые бескорыстно предоставила всем МАТУШКА - ЗЕМЛЯ.
     К выпускному вечеру школа блистала чистотой и ухоженностью. Хозяйственная служба, преподаватели, шефы серьезно отнеслись к этому мероприятию. Много труда, личного времени было затрачено всеми, чтобы оставить в памяти каждого выпускника незабываемый след к этому святому месту.
     Тротуар, ведущий к школе, в назначенный час был заполнен потоком нарядных  юношей и девушек с букетами живых цветов. Это были молодые люди – ГОРДЫЕ!.. НЕЗАВИСИМЫЕ!.. СВОБОДНЫЕ!.., преодолевшие первый жизненный барьер, дарующий перспективу каждому. Радостные улыбки, шутки, задорный смех,  нарушили уличную тишину. Они шли парами и в одиночку, в обнимку и под руку, пританцовывая и кружась в вальсе.
     Ира и Рита шли рядом. В этом потоке, ликующей молодежи, они были наиболее сдержанной парой. Годы дружбы научили их понимать друг друга.
     - Ты чем-то озабочена, подруга?.. Хотя, я догадываюсь кем и чем!..
     - Озабочена!..
     - Хочешь, чтобы Димка был на вечере?..
     - Хочу!..
     - А, как ты себе мыслишь это?.. В каком качестве Димка  был бы среди нас?.. Ты подумала?!..
     - Мне все равно, в каком!.. Хочу и всё!.
     - Ира, не дури!.. Сегодня мы во власти наших одноклассников, наших мальчишек, с которыми мы росли и учились,                и с которыми мы, может быть,  общаемся последний раз.
     И Рита, подхватив Иру под руку, потащила её в гущу своих сверстников.
     Следом за молодежью шли родители. Они были сосредоточены в раздумьях и озабочены  будущим их кровиночки.
     На площадке перед школьным крыльцом выпускников и гостей встречал весь преподавательский коллектив. Улыбки, аплодисменты, здравицы заполнили эфир перед школой. Из открытого окна доносились мелодии классической музыки, поднимающие настроение всем входящим в коридоры, ведущие к актовому залу, которые сверкали чистотой и праздничностью. Стены были украшены фотомонтажами, стенными газетами, портретами отличников и отличниц.  Красочно был оформлен стенд, на котором были размещены различные, интересные поделки учащихся на уроках труда за весь период обучения. Фотографии и поделки оказались для выпускников и гостей приятным сюрпризом. На отпечатках  была отражена жизнь выпускного класса за весь период обучения, это: и уроки, и вечера отдыха, и спортивные состязания, и экскурсии по достопримечательным местам Крыма, и прогулки по бескрайним просторам Черного моря на катерах и морских лайнерах, и работа в период летних каникул в садах и виноградниках.
     Фотомонтажи и стенд не оставили выпускников и их родителей равнодушными. Они останавливались, с большим любопытством рассматривали каждую фотографию, каждое рукоделие, стараясь найти себя и своё изделие, в какой-то момент школьного бытия.
     - Коля, посмотри, это же ты – первоклассник! – прозвучал чей-то голосок. – Ишь ты, как директор,  сидишь за партой, смотришь в тетрадку, думаешь и ручкой чешешь свой затылок!.. Ха-ха-ха!..
      Дружный смех, подначки раздались у этой фотографии.
      – Коля, ты настоящий профессор!..
     - Нет, ребята,  Коля думает, у него  родилась мысль: «Есть ли жизнь на Марсе!?» - другой голосок парировал утверждение первого.
     Опять веселый смех охватил толпу.
     Коля, паренёк высокого роста, в нарядном костюме при галстуке, пробравшись ближе к фотографии, внимательно всмотрелся в неё и произнёс: «Нет, ребята, я тогда думал: «Сколько будет, если к двум прибавить три!»
     Опять дружный смех прокатился по толпе.
     - Ребята! - прокричала Рита. – Посмотрите мы на винограднике!.. Посмотрите, какие гроздья винограда у каждого в руках. – А это мы в столовой, уплетаем макароны по-флотски!
     - Толик, посмотри - это же твой рисунок морского сражения с фашистами. А, это танк Т-34, вылепленный из пластилина Игорем к Дню Победы! – восхищенно прокричала  выпускница Оля, рассматривая на стенде рукоделия своих одноклассников. – Ребята вы настоящие таланты! – Ой, Боже мой! А это и моя розочка оказалась здесь!..
     Одноклассники с большим интересом рассматривали каждый экспонат, сохраненный каким-то добрым работником школы и, выставленный на стенде, в этот торжественный миг, воскресающий в памяти этапы получения знаний и проявления потенциальных возможностей каждого.
     - Рита, Ира! А, на этой фотографии, вы узнали себя?.. С кем это вы вальсируете?.. Признайтесь!.. Пусть посмотрят ваши родители!..
     - Васёк! А, тебе что – завидно, что не с тобой! – краснея, дружно ответили подруги.
     - Опять смешные ноты прокатились по толпе.
     Находясь рядом с толпой выпускников и услышав это, Федюкин и Савельев, пробрались ближе к фотографии.
     - Антон Федорович! Посмотри!.. Это же наши молодцы!.. Ириша танцует с лейтенантом Черкашиным, а Рита с лейтенантом Борисовым! Когда же это было?..
     - В ваше отсутствие, Андрей Васильевич. На День Советской Армии и Военно-морского флота школа приглашала наших молодцев. Вот и попали в объектив наши красавицы и красавцы.
     В этот момент появилась Раиса Прокофьевна и пригласила выпускников пройти в расширитель перед актовым залом. Толпа начала рассеиваться, у фотомонтажа остались только родители.
     - Надя, ты видела эту фотографию? – задал вопрос Федюкин. – Посмотри, с кем танцует наша дочь и с кем её подруга?! Какие две замечательные парочки! У нас есть такая фотография?..
     - Нет, Андрюшенька, такой фотографии у нас нет. А фотография действительно замечательная!
     Вопрос и ответ услышала Раиса Прокофьевна.
     - Андрей Васильевич! Таких фотографий ни у кого нет.  Это творчество и сюрприз всем преподавателям и выпускникам от нашего сантехника, дяди Мити! Это его хобби! Кроме сантехнического инструмента при нём всегда был фотоаппарат – вот он и подлавливал нас. Он был постоянным спутником нашего класса. Приходил иногда во время урока в класс, будто бы проверить отопительные батареи, а, пока их проверяет, заодно, кого-нибудь, да и подловит. Никогда не отказывался от экскурсий с классом, посещал ребят в садах и виноградниках в период с\х работ, бывал на вечерах отдыха, на спортивных площадках. Мы считали, что фотоаппарат - это его чудачество и не обращали внимание. Он никогда никому не показывал результатов своего творчества, их мы увидели только сейчас. Для всех это была неожиданность и приятный сюрприз.
     - Замечательные фотографии!.. Это память и школе, и о школе,  память каждому выпускнику и их родителям!..  Прошу Вас, Раиса Прокофьевна, передайте дяде Мите от всех нас  душевную благодарность!
     - Это,   Андрей Васильевич, вы можете сделать сами – дядя Митя уже в зале и ждет нас.
     Покинув, красочно оформленные, фотомонтажи, родители вместе с Раисой Прокофьевной и приглашенными лицами вошли в актовый зал. Ослепительные блики от вспышки осветили их. Это были, приветствия, посылаемые дядей Митей, всем входящим.   
   Аплодисментами зал встретил родителей, как признание их заслуг  этому событию. 
    Когда в зале установилась тишина, все заняли свои места, раздался громкий звон колокольчика.  В зал вошли парами выпускники. Возглавляла колону Раиса Прокофьевна, за ней Олейник Витя под руку с Ритой Савельевой. Пара в сплетении своих рук держала колокольчик, бойко размахивая им над своими головушками. Они улыбались, их каждое движение выражало счастье и восторг. Колокольчик издавал торжественную, прощальную мелодию для входящих. За ними радостные и счастливые шли остальные юноши и девушки выпускного класса.  Зал рукоплескал. Колона приближалась к сцене. Перед сценой колона выпускников рассыпалась. Юноши и девушки разбрелись по первым рядам и вручили букеты цветов преподавателям, как знак благодарности за их труд и терпение, знак признательности и уважения, знак прощения и прощания  со школой и всеми, кто был рядом с ними, кто терпел их шалости, кто научил их писать и считать, понимать прекрасное, любить Родину и быть преданным ей!
     Олейник Витя и Рита стояли у сцены и, не переставая трясли колокольчик,  создавая необычайный звуковой фон в зале, будоража нервную систему присутствующих, как прощальный Гимн, будоража их сердца.
     Беспрерывно зал освещали блики от вспышки, которые посылал дядя Митя, пытаясь заснять, каждый миг этого торжества.
     Неожиданно, из-за кулис на сцену парочками вышли первоклассники и первоклассницы во главе с учительницей Ольгой Мироновной Ароновой. В руке каждой девчушки и мальчишки была белая роза. Они были несколько смущены в непривычной обстановке, но не скрывали своих восторженных, радостных взглядов и улыбок  от публики, находящейся в зале. Аплодисменты, звон колокольчика, здравицы сотрясали зал.
     Ещё мгновение, и все выпускники оказались перед сценой. Прощальный взмах колокольчиком, необычайно громкий звонок и пауза. В зале наступила тишина. На сцену вбежали Рита и Витя. Они, став на колени, вручили колокольчик первоклассникам – симпатичной девчушке в школьной форме, с косичками и роскошными белыми бантиками и мальчику в школьном костюме, очень опрятному, подтянутому и аккуратному. Это была торжественная передача школьной  эстафеты. Колокольчик был школьной эстафетой и талисманом, организующим, дисциплинирующим, охраняющим каждого от пороков и дающим жизненную перспективу. Это был музыкальный инструмент, извещающий о начале и конце уроков, рожденный в глубине веков Русской истории и сохранивший свою значимость до сегодняшнего события.
    Малыши подбежали к краю сцены и бросили в руки каждого выпускника белую розу. Это был жест благодарности первоклассников выпускникам за передачу им эстафеты и обещание достойно пронести эту эстафету на десятилетней школьной дистанции.
     Опять аплодисменты!.. Опять возгласы и здравицы!.. И опять звон колокольчика, но уже в ручках первоклассников, которые во главе со своей учительницей спустились со сцены, гордые, счастливые покинули актовый зал под гром аплодисментов, звона колокольчика и ослепительных вспышек фотоаппарата, который был в руках дяди Мити. Улыбки и слезы украсили лица многих, находящихся в зале.
     Наступила тишина. На сцену поднялся директор школы. В его короткой речи прозвучали поздравления выпускников с окончанием школьного обучения, пожелания найти себе достойное место в жизни и труде, слова благодарности родителям, которые дали жизнь прекрасному молодому поколению, что они не теряли  связь со школой и помогали ей в воспитании достойного поколения Великой Советской страны.
     Затем с поздравительными речами, приветствиями, пожеланиями выступили некоторые преподаватели, приглашенные лица, родители и выпускники.
     Под бурные аплодисменты присутствующих выпускникам были вручены аттестаты зрелости и выданы характеристики.
     В спортивном зале зазвучал «Школьный вальс». Парни галантно подходили к девушкам и приглашали их на бальный танец. Пространство спортивного зала быстро заполнилось танцующими парами.
     На грудь себе каждый выпускник прикрепил номерок, заработала почта. Некоторые танцующие удалялись… На подоконнике, колене, что-то писали на листике бумаги и записку передавали почтальону, тот вручал её адресату,  продолжая бродить среди веселящихся сверстников и приглашенных гостей.
В записках, как правило, были поздравления друг друга, наилучшие пожелания в жизни, шутливые заметки, а в некоторых – признания в любви. 
     Вот такую записку получила наша героиня: «Дорогая, Ирочка! Вот уже три года я постоянно думаю о тебе! Ты мне очень нравишься! Но открыто сказать тебе об этом я не решаюсь! Я злился и очень ревновал тебя, когда на одном из вечеров  ты танцевала с молодым лейтенантом! Я всегда считал и считаю, что недостоин тебя, но знай, я тебя люблю!  ИКС.
     Содержание записки, как током, пронзило нервную систему девушки. Пунцовые краски зарделись на её лице. Она оставила партнёра, с которым танцевала и, отойдя к окну, начала внимательно разглядывать парней и подруг, с которыми проучилась 10 лет, и которых, как ей казалось, знала, как саму себя.
     - Кто?.. Кто автор этой записки?.. Может быть, это розыгрыш!.. Может быть, это чья-то злая шутка?..
     Девушка мучилась в догадках. Для неискушенного человека – это был неожиданный сюрприз, который пронзил душу и сердце, возбудил желание немедленно узнать автора записки, неведомого мистера ИКС.
     Ира, с какой-то смелостью, наглостью, стала вглядываться в лица танцующих пар и отдыхающих, но среди них не было  человека, который бы разоблачил себя. Все были заняты собой, теми радостными, счастливыми мгновениями, которые бывают у человека только один раз в жизни, мгновения когда по жилам течет молодая кровь, когда тело насыщено здоровьем, энергией, когда в голове вызрели желания проявить себя в какой-то отрасли человеческого бытия. Они  смеялись, шутили, рассказывали друг другу какие-то истории, подпевали звучащей музыке, желали друг другу удачи и счастья, обещали быть верными и поддерживать связь со школой и   друг с угом.
     Ира ещё и ещё раз перечитывала записку, вглядывалась в лица своих сверстников, но не могла найти ответ на, мучивший её вопрос.
      Увидев волнение подруги, к Ире подошла Рита.
      - Подруженька, что с тобой? Почему не танцуешь?.. На тебе лица нет!..
      - На, прочитай эту записку, - ответила Ира.
      - Вот это  история!.. -  прошептала Рита, прочитав записку.
      - Как ты думаешь – это не злая шутка?.. Кто написал её?.. Ведь точно этот мистер ИКС сейчас наблюдает за нами и, может быть, посмеивается?!
      - Нет, подруга, такими словами, как в записке, не шутят! – ответила Рита. – Знаешь, спрячь записку и веселись! Если любит, то обязательно о себе заявит!
     Рита увлекла подругу в круг, к ним тут же подошли два парня – Олег и Виталий.
     - Девчонки! Можно разбить вашу пару.
     - Витюша, не возражаем! – ответила за себя и за подругу Рита , подтолкнув Иру к Олегу, сама же отдала предпочтение Виталию.
     Пары закружились и растворились в гуще танцующих.
      Совершив несколько  кругов, Олег, в ритме вальса, стал нашептывать Ире вопросы:
     - Ирочка! Ты не изменила своим планам? Будешь поступать в пед… - спросил Олег, ласково удерживая девушку за талию, прижимая её хрупкое, нежное тело к своей груди.
     - Да, Олежек! Буду поступать в ЛПИ (Ленинградский педагогический институт), вызов на вступительные экзамены пришел, и я уезжаю в Ленинград 10 июля.
     - Знаешь, Ира! Вы сегодня с Ритой - какие-то необычные! Вам очень идут эти прически! Да, что говорить – все вы стали необычными и неузнаваемыми!
    - Спасибо, Олежек, за комплимент! Старались ради этого торжества и, конечно же, ради вас – дорогие наши мальчишки! Да, и вы, какие-то не такие!..  У тебя голова не кружится?..
     - Кружится, Ирочка!.. Кружится!.. Кружится от счастья, от веселья, от этого незабываемого мгновенья от того, что танцую с тобой!
     Вальсируя с Олегом, обсуждая с ним различные темы в Ириной головушке, всё время возникал вопрос: «Не Олег ли написал ей записку? Но как спросить?.. Не вызовет ли такой вопрос у Олега какую-то ненормальную, унизительную реакцию?..»
     У девушки горели щёки, учащенно билось сердце, она как пушинка находясь в довольно сильных руках юноши, совершала круги, испытывая чувства удовлетворенности и счастья. Когда ритм танца уменьшился, Ира спросила: «Олежек! А какое направление в жизни ты выбрал себе?..»
     - Я буду поступать в Московское высшее военное училище связи.
     Разговор был прерван. В зале наступила тишина в связи с окончанием мелодии вальса. Олег, как настоящий джельтмен, под руку, подвел девушку к окну, у которого её уже поджидала Рита.  Поблагодарив Иру за танец, отпустив комплимент Рите, парень устремился за своим приятелем, который скрылся за дверью спортивного зала.
     Немного отдышавшись, Рита спросила: «Ну, как тебе, подруга танец?..»
     - Отлично!.. Но устала, и кружится до сих пор голова.
     - Как не кружиться?.. Ты, как пушинка, летала в объятиях Олега!
     На этом разговор подруг был прерван. Зазвучала мелодия танго «Утомленное солнце». К подругам тут же подошли одноклассники и увлекли их в общий круговорот танцующих.
     Звучала душевная, спокойная мелодия и проникновенные слова:

      «Утомленное солнце нежно с морем прощалось
        В этот час ты призналась, что нет любви.
        Мне немного взгрустнулось,
        Без тоски и печали,
        В этот час прозвучали слова твои.
        Расстаемся, я не стану злиться,
        Виноваты в этом - ты и я!»
        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
     Танцующие пары с какой-то нежностью смотрели в глаза друг друга, испытывая чувства скорого расставания, чувства грусти и дум о неизвестности, которая в ближайшее время, ожидает каждого.

 
     Родители через дверные проемы заглядывали в зал, не осмеливаясь пройти во внутрь и своим присутствием смущать танцующих.
     Дядя Митя был на «боевом посту», без устали нажимал на кнопку фотоаппарата, пытаясь не упустить интересный момент торжества.
     На праздничном ужине присутствовали все выпускники, классная руководительница и мамы некоторых ребят, организуя  прием пищи и порядок в столовой.
     До глубокой ночи продолжалось праздничное торжество.  Когда на Востоке показалась светлая полоска рассвета все, как по команде, покинули столовую и, пройдя по коридорам,  оказались в школьном дворе. В след им звучала мелодия и чей-то приятный голос напевал:
       «Когда уйдём со школьного двора,
        Под звуки нестареющего вальса,
        Учитель нас проводит до угла,
        И вновь – назад, и вновь ему с утра –
        Вставай, учи и снова расставайся,
        Когда уйдем со школьного двора…»

     Раиса Прокофьевна не сдерживала слез. Она каждого мальчика и каждую девочку трижды расцеловала. В этих поцелуях были добрые пожелания, напутствия и, как жест прощания с птенцами, покидающими родное гнездо.
     Родители, преподаватели, приглашенные лица стояли на школьном крыльце, махали руками, посылали воздушные поцелуи, провожая выпускников в самостоятельный полет.
     Как стайка повзрослевших птиц, ребята покинули школьный двор и устремились к берегу моря, где у пирса их поджидал катер. На небе еще мерцали звезды, скрылся ореол Луны, море было спокойным, на берег набегали ласковые волны, шевеля прибрежную гальку и морской песочек. 
     Рассекая воду, катер спешил к горизонту, как бы боясь опоздать к восходу солнца. И вот на Востоке показался слабенький сегмент огненного шара, который с каждой минутой становился все больше и больше, освещая округу и безбрежную морскую даль. На катере раздалось громкое «УРА-а-а!». Это кричали выпускники, приветствуя начало дня, начало взрослой жизни и того пути, которое каждому начертано судьбой!


               


Рецензии