И назовется наш поселок именем его Часть 4

               
                Чертков и Чертково.
      
  Став наказным атаманом, М.И.Чертков обратил внимание на необходимость железной дороги, соединившей Москву и Ростов-на-Дону. Ещё в 1866 г. Правление Области Войска Донского просило военного министра о строительстве железной дороги от южной границы «Воронежской губернии». Однако вопрос так и не был решен.
 
  Приступив к работе, Атаман активно занялся его осуществлением. 2 октября 1868 г. министр путей сообщения получил телеграмму такого содержания: «Позволю себе повторить мою покорнейшую просьбу о поддержании предложения относительно дороги от Грушевки на Воронеж и причислить ее к первой категории. Ознакомившись с вверенным мне краем, более убедился в необходимости этого пути не только в интересах местных, но и государственных. Войсковой атаман Чертков». (ЦГА СССР. ф. 262). (От автора : ЦГА- Центральный Государственный архив).
    
  Дорога Ростов-Грушевка-Воронеж-Москва имела большое экономическое значение. В те годы в некоторых случаях производство промышленных предприятий Донской области вдвое обгоняло старейшую промышленность Урала. Центр России был заинтересован в доставке грузов из Ростова. (Золотарев В.А., Демяшина Е.И. «Дон в первой русской революции», Ростовское книжное издательство, 1981 г.; с. 25-30).
    
  Учитывая это, правительство согласилось с прошением М.И. Черткова и издало указ  о строительстве железной дороги. Уже в декабре 1868 г. в утвержденном перечне строительства важнейших железнодорожных линий на ближайшее время в числе первых значилась дорога Воронеж-Грушевская (ст. Шахты), а 8 июля 1869 г. началось строительство. На линии Воронеж-Ростов планировалось 5 станций II класса. Одной из них, пятнадцатой по счету  от Воронежа, должна была стать та, которую позже нарекли именем «Чертково». ( ЦГА СССР , ф. 262).
    
  В концессии, выданной на  строительство,указывался довольно краткий срок: 2 года. Работы велись быстро, но некачественно. Пришлось еще целый год устранять недоделки, обнаруженные приемной комиссией. 28 ноября 1871 г. было открыто однопутное движение поездов от Воронежа до Ростова. Теперь товарный хлеб и  живность донских степей получили выход в центр страны и к портам Азовского и Черного морей. Открылся кратчайший путь на Северный Кавказ. А в списке населенных мест области Войска Донского на 1873 г.  находим первое документальное упоминание о станции Чертково. Значится эта станция и на карте, изданной в 1876 году. В различных публикациях находим самые разные версии, касательно сведений начала истории поселка Чертково; названия станции, ее класса, кто были первые строители и жители поселка. Наиболее достоверными мы считаем факты, подтвержденные документами  ЦГА СССР, изысканные местным краеведом Леонилой Григорьевной Олейниковой. Их мы и берем  за основу.
   
  Итак, по порядку. Название станции, поселка. Наиболее подтверждаемая документами версия такова.
    
  В условиях строительства железных дорог того времени говорилось, что землевладельцы безвозмездно отдают свои участки в полосу отчуждения под строительство. В южной части Воронежской губернии на пути к области Войска Донского обширные угодья в 26 тысяч десятин земли   принадлежали М.И. Черткову. Железная дорога должна была проходить по части его родовых владений. Он имел здесь и свои личные интересы: безвозмездная передача земель способствовала усилению его авторитета в среде казачьей верхушки, которая  противилась индустриальному развитию края, опасаясь потери своего влияния.Поскольку земля принадлежала М.И. Черткову, (как это всегда бывает в народе, - называя предмет, говорим, кому он принадлежит), так и повелось: земля Черткова, станция Черткова. Позже в документах она и обозначена под этим названием. Точной даты возникновения поселка Чертково документами конца XIX в. не установлено. Мы взяли за точку отсчета начало строительства железной дороги – 1869 год (ЦГА СССР, ф. 262),полагая, что поселение рабочих началось одновременно со строительством.
 
  Так все же что строили - разъезд или станцию?
 Чертково появилось, как станция второго класса (ЦГА СССР, ф. 262, т.1., д. 403,13). Во первых, это было указано в концессии. Кроме того, это подтверждают постройки для обслуживания железной дороги.   Одновременно с ней строилось все необходимое для её работы: каменное пассажирское здание, одно из старейших построек Чертково, (до начала ХIX века оно прослужило вокзалом). Также пассажирская платформа в 60 сажень;  товарная платформа, крытая, в 60 сажень и в 60 сажень – некрытая; товарный сарай, паровозное здание на 12 паровозов, 19 стрелок,  поворотный треугольник для паровоза, здание для подъемной машины, 5 будок для стрелочников, кочегарная яма. И поныне сохранилось и работает строение пароводокачки на реке Меловой. Ныне водокачка, конечно, на основе современных технологий, а на станции – водоподъемное здание, теперь объект охраны государством. Работала водоразборная будка. Лишь в 60-е годы ХХ века, с появлением электровозов,  за ненадобностью её убрали :  ведь к этому времени исчезли паровозы, которые заправлялись водой.
 
  Вдоль дороги для мастеров и рабочих, приехавших из окрестных сел,  разных селений Украины, и центральной части России, выстроены жилые дома: 8 деревянных и 2 каменных. Для машинистов  открыли баню  в 18 квадратных сажень и прачечную  -  10.8 квадратных сажень. Станции II класса, в т.ч. и Чертково, снабжались буфетами, книжным и газетным шкафом. Все это завершалось мостовой и оградой.
 
  В 1874 году построена железнодорожная больница на 20 коек  с операционной, аптекой, ванной, кухней, прачечной, ледником, отдельным строением для покойников. Строили добротно, как говорится, на века: большинство из них служили до сих пор.
   
  В конце XIXв.,особенно в сравнении с завершением века двадцатого, грузооборот станции Чертково, по свидетельству историка В.П. Семёнова, был ничтожен. Более всего грузов отправлялось весной   и осенью, так как в это время проводились ярмарки в близлежащих селах Беловодске, Макеевке, Маньково, Шептуховке. Однако, есть данные, что в 1879 г. из Чертково было отгружено 1169 тысяч пудов в обоих направлениях - на юг и север. Из Москвы и Ростова для городов Старобельска, Богучара, из окрестностей привозились разные грузы: мануфактурные товары, рыба, соль, бакалея. Все большую и большую роль играла станция Чертково в вывозе сельскохозяйственных культур и скота. Наличие железной дороги способствовало увеличению товарооборота сельской продукции, а спрос на нее содействовал развитию сельского хозяйства.
 
  Надо отметить, что в эти годы по-прежнему широко применялся гужевой транспорт.  Сохранились сведения в Памятных книжках Войска донского за 1874 год  о работе  Московско-Кавказского тракта. Одна из его станций  - наша, Сетраковская, с числом в пять лошадей, доставляла почту до Нижне-Лозовской, и так далее до Миллерово, вплоть до Ставропольской губернии…
 
  В 150-летней истории станции и  поселка немало было тяжелейших испытаний: революции, голод, войны. Но чертковцы, не терялись, не падали духом, не ожесточились. С верой и подвигом  в труде и борьбе мы стойко их выдержали. В 70e годы XX века Чертковский район стал богатым  краем с развитым сельским хозяйством и промышленным производством, местной и международной торговлей.Это был край богатый культурой и развитой структурой образования.Два поселка, Чертково и Меловое, исторически разделенные железной дорогой, жили и трудились в одной стране. Общие экономические,производственные,культурные и семейные связи, казалось, крепко сдружили все народы, проживающие на одной территории.
 
  В конце  XIX-начале XX века  новые испытания выпали на долю России, конечно, и в той ее части, в которой живем мы.  Непросто, стремительно, волевыми решениями властей, ломая все устои, входила в нашу жизнь буржуазная экономика. В новейшее время была разрушена вся система организации работы в сельском хозяйстве. Как   следствие - поселок потерял промышленное производство. Одно за другим закрывались горпищекомбинат, маслозавод, мясокомбинат, районная сельхозтехника, строительные и дорожные участки, комбинат стройматериалов. Закрылись предприятия райпо (районное потребительское общество), перерабатывающие сельхозпродукцию: скотобойный и колбасный цеха, заготконтора... В нашу  жизнь вошло слово, которое мы знали только по учебникам и зарубежной прессе – безработица.  Дефолт.   Безденежье. Пустые прилавки магазинов. Всё это было, было… Народ назвал эти годы «лихими девяностыми». Дольше всех продержался наш элеватор, предприятие союзного значения, однако, и его не обошло банкротство.Сохранили свое производство лишь руководитель и работники хлебозавода.
   
  Известные события 2014 года привели к разделению границы с  поселком  Меловое, принадлежащего Украине. Железнодорожное сообщение, станция Чертково и  вокзал были закрыты. Но в сравнительно короткие сроки на  территории района начал работать вновь построенный участок железной дороги. На карте появилась наша станция Кутейниково. Отсюда, через Миллерово, поезда вновь везут пассажиров и грузы на Москву и в Ростов-на-Дону. Дело М.И. Чертково продолжается. 

  Первые ошеломительные  годы мы пережили. Поселок  выстоял, окреп. В 2017 году собрание депутатов утвердило геральдику района: флаг и герб с элементами родового герба Чертковых.  К своему очередному юбилею поселок обновился, похорошел, строится. По-прежнему это районный центр, работают все службы жизнеобеспечения, празднуются свадьбы, рождаются новые жители. По-прежнему,мы с верой и подвигом  в  труде и борьбе, стремимся к улучшению жизни.  В юбилей поселка и района  обращаемся к своей истории, корням, и вновь вспоминаем Черткова.               
                ***
Уважаемый читатель! Таким увидела я  Михаила Ивановича Черткова, государственного руководителя и общественного деятеля, отца двух дочерей, человека трудной судьбы, оставившего глубокий след в истории страны, Дона, нашего поселка. Как тут не вспомнить заверения казаков в XIX веке: «Признательностью и службой верной мы предков превзойдем и то же заповедуем потомкам».  Мы справимся!  История продолжается…

 


Рецензии