Летнянка

  Бабушка и дедушка открыли дверь своим ключом и вошли в квартиру, где жили сын с невесткой и внучками. Их ждали. Из кухни вышли улыбающиеся родители. Из детской наперегонки неслись сестрёнки.

– Бабушка и дедушка приехали! – радостно пищала маленькая  Настенька.
– Ура, бабуля! Ура, дедуля! – стараясь обнять одновременно и дедушку, и бабушку, прыгала старшая Дашенька.

  После объятий, поцелуев и радостных возгласов пошли за стол. Бабушка покопалась в своей сумочке и достала из неё две маленькие куколки.
– Ой, что это? –  по своему обыкновению Настенька высоко подняла брови, изображая вопрос.
– Какие смешные косички! – оценила куколок Даша. –А почему они так торчат? Как будто антенны какие-то! А почему зелёные?
– Девочки, это необычные игрушки, – таинственным голосом начала  своё объяснение бабушка. – Это народные тряпичные куколки. Я их сама из лоскутков сделала. Видите, какие они нарядные, яркие, праздничные,  весёлые, радостные. И косички у них необычные: вверх торчат, чтобы от солнышка с неба красоту и силушку добывать. А зелёные потому, что это самый главный цвет весны. Но могут быть косички и красные, и жёлтые, и оранжевые, лишь бы яркие. Чтобы весну привлечь. Куклы эти ведь так и называются: Веснянки!
– Веснянки! – эхом повторила за бабушкой Настенька.
– А я бы дала им имена, – проявила инициативу Дашуля.
– Нет, Дашенька, – возразила бабушка, – имена народным куклам не давали.  Считалось в старину, то есть очень-очень много лет тому назад, что если дать кукле чьё-то имя, то можно навредить тому человеку. Видишь, и лица у куколок нет. Это тоже такой обычай был у мастериц-рукодельниц. У народных кукол глаз не рисовали,  боялись, что в куклу с глазами злые духи могут вселиться и   беду человеку принести…

 Бабушка осмотрела внучек: не слишком ли она увлеклась такими пространными  объяснениями, всё ли они поняли?

  Настя уже играла своей  зеленоволосой куколкой, прижимала её к себе, а  Даша  начала расспросы:
– Бабушка, значит кукла без глаз ничего не видит? И за нами не будет подсматривать?
– Нет, конечно. Знаешь, таких куколок дарили девочкам, чтобы они,  эти девочки, были красивыми, здоровыми, счастливыми, чтобы цвели, как  весенние цветочки, – бабушка вдохновилась, собираясь поведать Даше  все тайны тряпичных кукол: откуда пришли и  куда подевались. – Веснянки помогали людям после холодной и тёмной зимней поры радоваться солнышку и тёплым дням…
– Веснянки? – переспросила Даша.
Потом взяла свою куклу за длинную косичку-хвостик, подняла её повыше и ещё раз спросила:
– Веснянки?
И как будто в этот миг девочку осенила какая-то догадка, которая тут же была озвучена:
– А Летнянки? Если были Веснянки, то должны быть и Летнянки.

  Не согласиться с логикой Даши  было нельзя. Бабушка улыбнулась:
– Летнянок не   припомню, были другие куклы для лета. Но если ты хочешь, то мы сами и Летнянку можем сделать.
– Летнянку! Летнянку! Надо сделать Летнянку! – деятельная Дашина натура требовала   кукольного волшебства.  Даша ещё не ходила в школу, поэтому ничто не  мешало ей хвататься за интересное дело сразу, не откладывая его в долгий ящик. Откладывать  такие дела в долгий ящик Даша ещё, собственно говоря,  и не умела.
Настя, услышав  Дашины возгласы, отвлеклась от своей куклы и тоже стала, подпрыгивая,  твердить за сестрёнкой:
– Летнянку! Летнянку!
 
  Хотя, впрочем,  малышка, кажется, и не поняла, в чём дело, просто любила всегда за старшей сестричкой повторять – и слова, и действия. Ну, возраст у неё такой был – подражательный.

  Бабушку, конечно, уговаривать не пришлось. После обеда принялись за дело. Сначала обсудили с Дашулей, какой должна быть Летнянка. Долго ли скрутить  из простого  лоскуточка ещё одну тряпичную барышню? Косу ей заплели из разноцветной пряжи, красный сарафан украсили искусственными цветочками, бабочками, ягодками. Уж такая славная красавица вышла!

  За окошком, конечно, была зима. Дул привычный для северян зимний ветер-ветрище – даже окошко для проветривания открывать было небезопасно. Хулиган сразу же врывался в комнату и начинал бесчинствовать вкупе со своей подружкой Метелью. Колючие мелкие снежинки влетали в открытое окошко вместе с ледяным воздухом. Оконную раму приходилось немедленно закрывать. До  лета было ещё ой как далеко, но странное дело: кукла Летнянка по-настоящему  источала аромат лета. Пахло солнцем, морем, клубникой,  смородиновым листом, сосновой корой, грибным духом…
Девочки до вечера играли со своими куколками. Две Веснянки и  новенькая Летнянка как будто устроили хоровод, чтобы прогнать из северного города холод и темень зимы.

  Подошло время спать. Девочки легли в свои кроватки. Куколки тоже заняли законные места рядом с хозяйками. Но уснули только сестрички. Куклы не спали, а терпеливо дожидались, когда в доме всё стихнет. Взрослые наконец тоже отправились спать, в квартире стало тихо, как в зимнем лесу. Однако час между укладыванием людей и пробуждением-оживлением игрушек был очень коротким.

  Стали оживать и три маленькие безликие тряпичные  куколки. Не знаете, как это бывает? Поначалу они просто лежат, не подавая никаких признаков жизни. Но на чистом лице у них медленно проявляются глаза, как будто в старые времена первой фотографической эпохи,  бывшей до появления цифровых фотоаппаратов, на фотобумаге, положенной в проявитель, появляется изображение… Вот оно прорисовывается всё резче и ярче.
 
  Глаза открылись, куклы поводили из стороны в сторону зрачками… Да-да, они ещё лежали неподвижно, но уже смотрели… Глазки у всех   были разные. Веснянки – синеглазая и кареглазая, а у Летнянки глазки были зелёные, цвета сочного летнего разнотравья.

  Потом стало слышно дыхание – у каждой куклы на лице образовался  нос. Настина Веснянка даже чихнула – какая-то пылинка защекотала ей в носу. Нечаянно так чихнула, тихонько, но сама испугалась. А потом и рот прорисовался  у  каждой куклы. Тут  уж они и ожили сразу: ручки-ножки зашевелились, сарафанчики зашумели.
Куколки Веснянки легко спрыгнули с кроваток и побежали к другим игрушкам – нужно было успеть до утра познакомиться со всеми, кто жил в детской комнате.

  А Летнянка осталась рядом с двухъярусной кроваткой, на которой спали девочки: внизу – Настенька, наверху – Дашенька. И тут начались чудеса. Летнянка стала доставать из маленького карманчика всякие летние радости. Как это всё помещалось у неё в карманчике? Не знаю. Это вы у неё спросите.

  Вот в руках у Летнянки появился флакончик с морской водой. Она стала разбрызгивать  её над спящими девочками. Запахло морскими водорослями. Одна капелька упала Настеньке на щёчку, но не разбудила её. Малышка перевернулась во сне щёчкой на подушку, подсунула под голову маленькую ладошку и пошевелила губами, будто сказала: «Спасибо!»

  Из карманчика Летнянки опять показалось  нечто совершенно волшебное – жёлтые ароматные ягодки, похожие формой на малину. Морошка! Летнянка бросала ягодки одну за другой  прямо на постели. Странное дело, ягодки благоухали, но постель не пачкали, хотя были такие сочные, спелые, что сок из них так и брызгал во все стороны. И меньше их не становилось, как будто Летнянка не из карманчика их доставала, а собирала на большой солнечной полянке, щедро усыпанной  морошкой.
Девочки шевелили во сне губами, как будто жевали что-то, но не просыпались.

  А потом Летнянка из своего  чудесного карманчика стала выпускать бабочек, божьих коровок  и стрекоз. Бабочки грациозно взмахивали крылышками и осторожно спускались на одеяла, а одна даже села Дашуле на волосы, разметавшиеся по подушке. Стрекозы стремительно летали под самым потолком, не собираясь давать отдых своим прозрачным слюдяным крылышкам. Божьи коровки расползлись и сразу же куда-то спрятались.

  Следующим действием Летнянки были розы. Из бездонного своего кармашка, наполненного волшебством, она добывала лепестки цветов, благоухавших так сильно, что казалось, будто это целая оранжерея с цветущими розами. Лепестки приземлялись на кроватки, а несколько лепесточков упало на пол – они сразу же превратились в необыкновенно красивые  белые розы.

  Белый игрушечный щенок, оживший и прибежавший к кровати, из любопытства понюхал розы и от удовольствия тявкнул. Запах  роз ему очень  понравился. Щеночку вспомнилась сладкая карамелька, которой накануне угостила его маленькая Настенька.

  Так Летнянка долго колдовала над девочками, а они сладко спали, не ведая никаких забот под покровом родительского дома.

  А потом волшебство  сказочной летней ночи закончилось. Но проснувшись, Даша вспомнила свой сон и  побежала к бабушке.
– Бабуля, ты знаешь, а мне приснилось лето. Так  хорошо было!
– Что же ты из лета ничего с собой не прихватила? – пошутила бабушка.
– Как не прихватила? Вот смотри!
 
  Даша разжала  ладошку и протянула её к бабушке. Маленькая божья коровка   была там. И она  была совсем не похожа на игрушку. Казалось, она сейчас, вот-вот, оживёт и расправит крылышки, хотя была она пластиковая и самостоятельно проползти не могла  даже по маленькой Дашиной ладошке.

– Бабуля, я плавала в море! С дедушкой грибы собирала! Такой    красивый сон был! И клубника снилась. Такие крупные ягоды! Я наелась до самого не хочу.

  «Странно, – подумала лежавшая смирно Летнянка, – в моём колдовстве что-то перепуталось, ведь я разбрасывала не клубнику, а морошку!»

  Но мысли Летнянки никто не мог слышать. Зато все слышали, как Даша рассказывала  о  чудесных бабочках и белых розах, о  ярком солнышке и семицветной радуге, о тёплом дождике и  торчащих из травы грибочках. За окошком опять с утра  кружился снег, а в квартире от Дашиных рассказов пахло летом.

  Малышка Настя ничего не рассказывала, но улыбалась всем  радостно и весело, пританцовывая под свои любимые песенки – и всем было понятно, что летние сны старшей сестрёнки не обошли ночью и Настину кудрявую головку.


Рецензии
Любовь и нежность в бабушкиных сказках))) Они запомнятся девочкам на всю жизнь.
Валечка, ты сама доброта!
Обнимаю тебя

Людмила Козлова 3   05.02.2020 23:02     Заявить о нарушении
Нельзя же, чтобы жанр "бабушкины сказки" было в наше время окончательно вытеснено новомодной литературой))))

Валентина Яроцкая   06.02.2020 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.