Таинство гитары

 
         На каком бы инструменте ни играл человек, с годами он становится частью музыканта. Играя, человек вкладывает в инструмент свои мысли и чувства – свои энергии (свою душу), а инструмент, впитывая их, воплощает их качество в звуках. Эти звуки воздействуют на слушателей, но в еще большей мере – на самого музыканта. А инструмент звучит так, как звучит внутри музыкант.

        Характер инструмента с годами сильнее отражается на характере музыканта. Мы можем видеть в жизни, как это бывает выражено очень ярко. И гитаристы, быть может, более других музыкантов несут на себе печать владения гитарой, объединения с ней. А ведь гитара самый распространенный инструмент на Земле. Имею в виду все разновидности гитары. Трудно представить пианиста, скрипача, трубача фанатиком своего инструмента. Отдельные экземпляры есть. Но среди гитаристов их огромное множество. Говорю об этом в хорошем смысле, как о преданности, доходящей до крайности. Невозможно представить всероссийскую встречу пианистов, баянистов, виолончелистов, тубистов… Но гитаристов – пожалуйста. Где вы еще можете увидеть человека с тренажером в руках, с баночкой с соленой водой, в которую опущены 4 пальца правой руки (чтобы лучше росли ногти), с упражняющимся на бедре в расгеадо фламенкистом, услышать жаркие споры о конструкции или строе гитары, способах извлечения полного звука…

        Есть в этой притягательности гитары какое-то таинство. Оно связано:

      • с происхождением гитары,
      • с тембром ее звука,
      • с конструкцией и размерами,
      • и, конечно, с музыкой, которая сочиняется для гитары и играется на ней.

        Эта таинство – причина необычайной притягательности гитары, которую любят не только гитаристы, не только любители гитары – слушатели, но и многие музыканты, играющие на других инструментах.

        Происхождение. Похоже, что истоки первого прототипа гитары лежат в Древнем Египте. Гермес Трисмегист (Трижды Величайший) – Великий посвященный Древнего Египта открыл принципы согласования голосов и звуков (гармонии и мелодии), изобрел лиру и раннюю форму гитары. (Сирил Скотт. «Музыка и ее тайное влияние на протяжении веков», гл. 28) Таким образом, создание инструмента принадлежит воплощению Бога на Земле. Один только этот факт заставляет с большим уважением относиться к гитаре и по-новому посмотреть на ее место в мире и, особенно, на ее репертуар.

        Тембр звука. Инструмент любят за его тембр, краски (приемы игры) и исполнительские возможности. Звук гитары несет в себе оттенок огненности: он имеет сильную атаку и звонкий пронзительный тембр (на нынешних нейлоновых струнах он значительно смягчен), достаточно длительное звучание (на нейлоне он немного короче). Кузов или корпус гитары достаточно большой, чтобы хорошо и полно воспроизводить низкие частоты без потери высоких в дисканте. При полном извлечении, звук гитары как бы ударяет и проникает в грудь исполнителя (при игре корпус прижимается груди), и тем самым касается самого сердца. Это происходит даже в дисканте – низшая форманта хорошо слышна. Полный звук обладает хорошей полетностью и проникает так же в сердца слушателей. Следует обратить особое внимание на это обстоятельство. Именно это способствует всенародной любви к гитаре, ее звук ласкает сердце, приводит к гармонии внутренний мир. Звук ее в одинаковой мере может передать и огненную страсть, и великую печаль, несмотря на то, что он тихий по сравнению с другими инструментами – «все инструменты тишину нарушают, а гитара ее создает». Всем музыкантам необходимо умение извлекать полный звук на своем инструменте, но гитаристам в особенности. Почему?

        Потому что на гитаре очень велика разница между полным звуком и поверхностным, да еще и с призвуком щелчка ногтя (при соскальзывании струны с подушечки на ноготь).

        Потому что на гитаре извлечь полный звук нелегко и, чтобы гитара проникала в самую душу, нужен полный, глубокий, чистый, благородный тон.

        Гитара обладает множеством разнообразных звуковых красок, благодаря различным приемам исполнения. Порою они настолько необычны, что привлекают внимание и восхищают даже в отрыве от музыкального смысла, настолько они выразительны сами по себе. Все гитаристы знают «Арагонскую хоту» Ф. Тарреги. Это более 30 вариаций, насыщенных всевозможными приемами исполнения, легато, флажолеты, сложные флажолеты, тремоляндо, игра легато одной левой рукой, стаккато, портаменто, пиццикато, тамбурин и др. Но нынче количество приемов игры возросло неизмеримо. Вспомним фламенко, «Игрушки принца» Н. Кошкина, пьесы С. Руднева, В. Макукина, игру Т. Эммануэля с его каскадными флажолетами, типпинговую технику, фингерстайл и многое другое. Правда последние приемы и стили предназначены для акустических гитар и электорогитар (со звукоснимателями, хорошим усилением и эффектами).

        Звук классической гитары обладает еще одним качеством, которое обычно во внимание не принимается. «Струнные инструменты оказывают на слушателя ментально-эмоциональное воздействие. Арфа и орган – духовно-эмоциональное воздействие.» (Сирил Скотт. «Музыка и ее тайное влияние на протяжении веков», гл. 29) Классическая гитара по своему звучанию очень близка звуку арфы. Это дает нам возможность утверждать, что звук гитары оказывает влияние непосредственно на дух человека. И это с одной стороны радует, потому что гитаре под силу самые глубокие духовные произведения не только с точки зрения технической возможности исполнения, но и с точки зрения воздействия ее звука именно на духовную часть человека. Все гармонично сходится! С другой стороны, это побуждает и может даже обязывает гитаристов, по крайней мере классиков, к высочайшей культуре звука и интерпретации произведений. И это накладывает ответственность за подбор достойного репертуара и сочинение произведений для гитары. (Об этом позже.)

        Быть может, именно в этом духовно-эмоциональном воздействии звука гитары и заключена тайна ее поразительного влияния на людей и широчайшего распространения в мире?

        Конструкция и размеры. Гитара имеет корпус едва ли не с самым большим среди других инструментов различием в размерах между нижним и верхним овалом. Это дает широкий диапазон поддержки звуковых частот и формирует притягательный тембр гитары. Размер инструмента средний, что позволяет легко и удобно держать его при игре как стоя, так и сидя любому человеку и позволяет легко транспортировать. Большинство струнных музыкальных инструментов щипковых и смычковых (русских народных, восточных) имеет полукруглый корпус, своего рода звуковую линзу-отражатель, которая, фокусируясь на деке, придает инструментам громкий, но простоватый по тембру звук. Но именно благодаря корпусу с плоской нижней декой и довольно широкими обечайками (все, конечно, из палисандра), гитара имеет свой негромкий, но очень выразительный, завораживающий тембр звука.
 
        Музыка для гитары. Характер музыки для гитары с одной стороны разнообразный, с другой – весьма специфический. Диапазон гитары – три октавы и квинта. Его стараются расширить за счет перестройки 6-й струны, добавляется секунда и максимум терция (до). Также создано много гитар, кроме шести-семиструнных, с 8-10-ю струнами разных строев, а также до 24-х струн. Последние уже, конечно, весьма далеки от первоначальной гитары, играть на них и легче, и труднее. Легче, потому что много разных открытых струн – не нужно прижимать, труднее из-за приличных усилий прижимания струн в средней части грифа (по ширине) и необходимостью глушения резонансного гудения открытых струн. Это почти гусли с ладами или бандура.

        Гитаристам-композиторам для воплощения задуманного музыкального образа приходится по сравнению с фортепиано и, тем более, оркестром, сочинять в ограниченных возможностях. Можно извлечь одновременно максимум 6 звуков (практически чаще 3-4 звука, что в общем-то достаточно для выявления гармонии и ритмики); используемый мелодический диапазон много меньше общего диапазона, реально полторы, максимум две октавы; звук все-таки достаточно быстро затухает (на классической гитаре), и для продления звучания аккордов и мелодических звуков приходится использовать различные виды тремоло, тремоляндо и расгеадо, что не везде стилистически подходит; ограничены возможности по громкости, поэтому приходится применять очень тонкую градацию оттенков с использованием минимальных громкостей и тембров; аппликатурные ограничения связаны не только с возможностями пальцев левой руки (растяжка, использование большого пальца), но и чисто с конструкцией инструмента – невозможно, например, взять одновременно фа на 6-й струне и соль на 15-м ладу первой струны, да еще и с ритмико-гармоническим заполнением на средних струнах… Поэтому при сочинении и переложении произведений для гитары приходится максимально использовать вдохновение, фантазию, знание инструмента и даже какую-то удивительную ловкость, а то и прибегать к необыкновенным ухищрениям, чтобы создать на гитаре задуманный образ, который с легкостью может быть создан на фортепиано или, тем более, в оркестре. Например, изобразить волнующееся море с мелодической линией на гитаре весьма и весьма затруднительно, а на фортепиано – легко. Поэтому очень редки и значимы гитарные произведения, которые звучат вполне полноценно, без каких-либо намеков на ограничение диапазона, гармонии или баса. Действительно, гитаристу-композитору нужно обладать незаурядным талантом, умом и прекрасным знанием возможностей инструмента, чтобы сочинить что-то талантливое и, тем более выдающееся.

        Быть может, именно в простоте и скупости применяемых музыкально-исполнительских средств в сочетании с огромным количеством различных приемов и эффектов исполнения гитарные произведения так легко воспринимаются, проникают в душу, и потому гитара так популярна?

        И вот теперь представьте, что для такого труднейшего инструмента с весьма ограниченными и в то же время широчайшими возможностями уже написана музыка, которая привлекает многие миллионы слушателей. Это, конечно, повод для радости и гордости за гитару.
 
        Но! В гитарном репертуаре совсем немного пьес масштабных (не имеется в виду размеры, длительность произведения, а его содержание), духовного содержания, имеющих огромную культурную ценность и значение для всего человечества.

        На гитаре играется множество переложений с фортепиано, скрипки, виолончели, балалайки, трубы, флейты, арфы, клавесина, несложных оркестровых пьес… Но спросим себя, а много ли оригинальных произведений, написанных изначально для гитары, играют на других инструментах и в оркестрах? Очень и очень мало, единицы! О чем это говорит? О том, что значительная часть музыки для гитары не имеет такого общечеловеческого значения, как музыка для оркестра, фортепиано, органа, скрипки. Значит, в этой музыке, несмотря на ее огромную популярность, нет глубины, затрагивающей все сферы человеческого бытия. И прежде всего, совсем мало гитарных произведений с духовным содержанием (имеется в виду не религиозная и не богослужебная музыка). Здесь имеются в виду не конкретные произведения, а музыкальное содержание, духовные идеи, вложенные в произведения, глубина и общечеловеческая значимость их. Например, музыка Д.Б. Перголези, Л. Бетховена, Ф. Шопена, С. Франка, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Караманова, В. Артемова…

        И слава Богу, что был и есть И.С. Бах, многие произведения которого очень хорошо и убедительно звучат на гитаре.

        Каков характер музыки на гитаре в общих чертах.
 
        Масштабных произведений мало. В оригинальном гитарном репертуаре немного величественных, возвышенных произведений. Минорные, точнее, печальные произведения преобладают. Во второй половине ХХ века гитарная музыка все больше уходит во внешнюю виртуозность и демонстрацию эффектных приемов исполнения в ущерб ее содержанию и глубине. Это чем-то напоминает репертуар итальянских композиторов первой половины ХIХ века: Ф. Карулли, М.Каркасси, М.Джулиани, Д.Агуадо, Л. Леньяни, испанца Ф.Сора и др. Только сейчас музыка имеет более сложную форму, гармонию и больше различных гитарных приемов, но красоты, глубины и значимости почти не прибавилось. Многим произведениям, сочиненным для гитары, свойственно мелкотемье – именно то качество музыки, за которое гитару называли мещанским инструментом.

        Можно назвать несколько композиторов ХХ века, которые писали для гитары по-настоящему глубокую музыку (это, конечно, субъективное мнение), некоторые из произведений этих композиторов можно отнести к возвышенным и духовным.

        Это А. Барриос, Э. Вилла-Лобос, Х. Родриго, А. Тансман, В. Вавилов.

        Пьесы нашего соотечественника В. Вавилова, несмотря на их музыкальную и техническую простоту, обладают поразительной глубиной. Его Ave Maria, Ричеркар, Чакона, авторство которых он приписал средневековым музыкантам (мистифицировал) – поистине возвышенные гениальные произведения, являются в высшей степени духовными.

        Говорят, что у каждого инструмента есть душа. Где же находится душа гитары?

        Может быть она в индивидуальном характере звука каждого отдельного инструмента? Конечно. Но не только. Душа любой гитары полностью раскрывается по-разному, в зависимости от того, кто играет на ней. Душа гитары живет в душе гитариста и в месте соприкосновения кончика его пальца правой руки со струной. Струна же звучит тогда, когда она свободна. Несвобода струны кратковременна, но все основные события происходят именно в момент ее «заключения» и, главное, в момент освобождения. От того, как исполнитель выпустит невольницу-струну на свободу, с каким посылом, зависит все очарование гитары – вся ее душевная нежность и духовная мощь.
 
        Обратимся снова к особенностям звука гитары.

        Есть инструменты с продолжительным звуком: струнные смычковые, орган, баян… На органе и баяне звук сформирован полностью, он определяется конструкцией инструмента. В смычковых звук может формироваться в процессе его извлечения (громкость, полнота, тембр, вибрация), при этом струна не свободна в момент звучания, по ней проходит смычок. На фортепиано, с его свободным звучанием струны, после извлечения на звук уже нельзя воздействовать, кроме его глушения.
 
        Гитара едва ли не единственный инструмент со свободным достаточно продолжительным звучанием струны, на которую можно воздействовать после извлечения звука вибрацией, подтягиванием. (На электрогитарах возможно еще и весьма длительное звучание струны с воздействием на звук: вибрация, большие подтяжки, изменение громкости регулятором, многие разнообразные эффекты и др.) В этом плане гитара занимает срединное положение между смычковыми и фортепиано по возможностям воздействия на окраску звучания струны.
 
        По техническим возможностям она также занимает срединное положение. По сравнению со смычковыми, она может исполнять более полную (не скрытую) полифонию и фактуру – мелодия, бас, гармония, но не обладает непрерывным звучанием, громкостью и выразительностью звучания скрипки. По сравнению с фортепиано, гитара имеет более выразительный и яркий тембр звука, но проигрывает в громкости, диапазоне, широте фактурных возможностей, полноте исполнения полифонии.

        Таким образом, гитара может все, но понемногу. Она может «немного плавать, ходить и летать». И это не ее недостаток, а огромное преимущество, которое еще больше возрастает с ее неповторимыми тембральными красками и огромным разнообразием ярких и эффектных приемов игры. Все это дает возможность практически полноценно одному гитаристу (!) исполнять произведения едва ли не всех стилей и жанров музыки, как сольные, так и полный, плотный аккомпанемент. В наше время появилось очень много высококачественной звуковой аппаратуры, сценической и звукозаписывающей. С ней гитара может заполнить звуком любой зал. И перед исполнителем уже стоят несколько иные задачи – не донести звук инструмента до слушателей, а более тонко, выразительно и чисто исполнить произведение. Все замечательные краски гитары можно представить еще выразительнее и ярче.

        Так перед нами вырисовывается образ инструмента, который является мечтой и идеалом едва ли не миллиарда людей планеты Земля.
 
        В игре на музыкальном инструменте есть также некое таинство, имеющее параллель с обращением человека к своему внутреннему миру, миру своей души. Ведь говорят же о лире души (а может, о гитаре души!), которая может звучат либо радостно, либо печально. Значит, у лиры души есть струны души, и их необходимо регулярно настраивать, чтобы в душе была радость и спокойствие. И не только настраивать, но и играть прекрасную музыку души. Струны души – различные качества и свойства души, духовные центры. Можно приводить свою душу к равновесию различными духовными практиками.
 
        Но приведению внутреннего мира человека к гармонии помогает также исполнение или прослушивание возвышенной, глубокой музыки, которая ему нравится. Например, произведения А. Скрябина, А. Караманова, И.С. Баха, А. Тансмана, В. Вавилова… При этом на его струны души – духовные центры – в гармоничной последовательности воздействуют звуки произведения. Они пополняются энергией и активизируются. На человека аналогично воздействует и эстетический аспект музыки. Однако можно сказать, что он возникает именно из-за гармоничного воздействия самого звучания произведения (мелодии, гармонии, фактуры) на духовные центры. В человеке пробуждаются высокие чувства, и он погружается в состояние радости, покоя или восторга…

        Так гитара отражается во внутреннем мире гитариста. Это можно сказать про любой инструмент, и его воздействие на душу человека будет соответствовать характеру звучания инструмента и исполняемой музыке.

        Само название “ГИТАРА” именно на русском языке удивительным образом совпадает с санскритскими словами, которые очень хорошо отражают сущность гитары и даже характер музыки, которая на ней играется. Думается, это неслучайно. Об этом ниже.
 
        Сходство названия инструмента с индийским струнным инструментом ситаром тоже может быть неслучайно. Хотя в конструкции инструментов и технике игры на них довольно много отличий, есть много и сходства. Некоторые из отличий: разная форма резонаторов; звук ситара за счет костяной пластинки у подставки имеет тембр с небольшим дребезжанием, что несколько напоминает эффект Fuzz на электрогитаре; можно значительно повысить тон звучания за счет подтяжки струны в сторону по ладу; лады на ситаре полукруглые и под ними нет опоры; лады можно по длине грифа распределить (они не врезаны) в любой пропорции, и этим поменять лад музыки. Ситар – инструмент мелодический, а не гармонический (хотя есть резонаторные струны, настроенные по определенным интервалам). Некоторые сходства: звук тянется примерно так же, как на гитаре; можно вибрировать звук, но по-другому – передвигая вдоль лада; правой рукой играют проволочным плектром на пальце (как на банджо или в стиле фингерстайл). Ситар сделан таким образом, чтобы на нем можно было имитировать человеческий голос.

        Почему обо всем этом пишу именно сейчас, хотя раньше тоже так думал? Вероятно, потому, что нынче отношусь к гитаре, да и к музыке в целом, без всякого фанатизма. Закончился почти 50-летний период профессиональной музыкальной деятельности, ушли многие музыкальные предпочтения и привязанности. Смотрю на гитару как бы со стороны. А со стороны всегда виднее и воспринимается все объективней.

        Когда начинал играть в 60-е годы ХХ века на гитаре, ее все еще приходилось защищать от сомнительного ярлыка «мещанский, обывательский инструмент». Продолжаю играть в эти годы на качественно другом инструменте, с другим статусом – гитара уже давно стала равноправным концертным инструментом и еще больше распространилась. Правда, из-за обилия разнообразных стилей игры, в основном, на электроинструментах, позиции классической гитары оказались несколько потеснены. Но все равно можно сказать, что статус и репутация гитары, и без того достаточно высокие среди музыкантов и слушателей, еще более возросли. Гитара, как показала практика, легко сочетается с духовными жанрами, что очень важно для углубления и расширения ее репертуара и возможностей применения. Интересно было бы проследить историю гитары и ее нынешнее положение более с духовных позиций, чем с обычных исторических и общественных.
 
        В заключение – стихотворение о гитаре.

                ГИТАРА

Где же тайна твоя, гитара,
Что притягивает сердца?
Может просто в мотиве старом,
Что играется без конца?

Может в звуке струны звенящей,
Заставляющей душу дрожать?
Или в тайне судьбы, хранящей
Восхитительную благодать?

Может в имени тех, кто создал
Твои формы, твой звук и дух?
Но они не придумали – Бог дал.
Без Него, как они создадут?

Может имя твое – ГИТАРА
Нам откроет тайну твою?
И под нежными пальцами ТАРЫ
Мы услышим твой голос: «Люблю».

Да! Любовь – твоя давняя песня,
Вечный гимн. В нем нет равных тебе!
Кто создал тебя? Лишь известно:
Ты – песнь сердца в Его судьбе.

Ему дороги все народы,
Из любви Он гитару принес,
Чтобы в духе все были свободны.
Его древнее Имя – Гермес.

Потому ли на всех континентах
Все народы любят тебя,
А в звучаньи твоем, в оттенках
Ясно слышится голос Огня.

Ты – влюбленных сердец вдохновенье,
Ты – Божественная Игра,
Приводящая всех в восхищенье,
Ты – Гимн Солнца, Ты – Гита, и Ра.

Потому только сердцем внимаем
Переливам Божественных Струн,
Ибо в сердце мы Бога встречаем,
В нем смиренно блаженствует ум.

Почему же так часто, гитара,
Ты рыдаешь надрывно в ночи?
Рождена ты от Солнца недаром,
Песне Радости нас научи.

Твои струны чисты и нежны,
Тот, кто к ним прикоснется, любя –
Для него ты станешь, как прежде,
Инструментом познанья себя.

Если в сердце твоем гитара,
Не отказывай сердцу в любви,
Лишь настрой и по струнам старым
Сокровенный мантрам проведи.*
21.08.2001.

        Гитара – лира души.
 
        Лира души – «инструмент» души, представляющий собой комплекс, сочетание различных качеств, наклонностей человека (струн), которые определяют его внутреннее состояние (совокупность мыслей и чувств) и действия. Душа настроенная, приведенная в гармоничное состояние, наполняется спокойствием и радостью, излучает свет любви. Музыка из всех искусств, наверное, сильнее всего помогает гармонизировать душу.

        Ги или гхи (санскр.) – топленое коровье масло. Масло – сущность, квинтэссенция молока.

        Тара (санскр.) – спасительница, богиня мудрости, знания.

        Таким образом в таком вольном толковании гитара – квинтэссенция божественной мудрости, сущность спасительницы (спасения).

        Гермес (Трисмегист) – создатель самой ранней формы гитары. (Cyril Scott. Music and Its Secret Influence Throughout the Ages. Гл. 28, стр. 153.)

        Гита (санскр.) – Гимн, песня.

        Ра (санскр.) – божественная вселенская душа, проявленный вечно горящий свет; Солнце.

        Мантрам – мантра, повторяя которую, человек приводит в гармонию свой внутренний мир, это своего рода мотив, с помощью которого он «настраивает струны души».


Рецензии