Происхождение афганцев

Отрывок из моей книги "Афганцы".

На эту тему написано много трудов, книг, изданы и продолжают издаваться несчетное количество публикаций. Казалось бы, все здесь понятно, но ученые и исследователи продолжают спорить на эту тему, потому что афганцы продолжают удивлять мир твердостью своей внутренней структуры, несмотря на то, что Афганистан в этническом плане один из самых пестрых стран мира. На его территории с незапамятных времен проживают десятки народов и множество племен. Афганистан с самых древних времен был настоящим плавильным котлом этносов. Точное число жителей Афганистана неизвестно, но по подсчетам экспертов, население страны составляет около 35 миллиона человек и это несмотря на сорокалетнюю непрекращающуюся братоубийственную войну. Самым многочисленным этносом Афганистана являются пуштуны, которые сами себя порой называют «афганцами». По разным оценкам их численность в стране составляет около 40 процентов населения страны (порядка 14 миллионов человек).
Пуштуны говорят на языке пушту (пухту, пашто), который, очевидно лишь по признаку ареала своего распространения был включен в группу восточно-иранских языков, хотя этот язык по своей грамматике, фонетике резко отличается от иранских языков.
Кроме того, учитывая значительное влияние древнего восточно-иранского пласта на формирование пуштунов (афганцев), принято считать, что истоки их этногенеза связаны с иранскими народами. Хотя с таким утверждением многие не согласны, в том числе и ваш покорный слуга.
Это связывают с тем, что в составе этой народности на ранних этапах находились бактрийцы, саки, а позднее и эфталиты.
Ранние упоминания об афганцах и Афганистане встречаются у Геродота и других древнегреческих историков, позднее в индийских и китайских источниках VI - VII вв. В арабских и персидских источниках первые достоверные сведения об афганцах появляются только в X - XI вв., где о них говорится как о жителях горных районов от Газни до Индии.
Важным этапом этногенеза афганцев были XI - XII вв., так как к этому времени восходит большинство генеалогий афганских племен и тогда же завершилась ассимиляция значительной части тюрков-халаджей (хильджи), вошедших в состав афганского племени гильзаев (гильджи).
Позднее, в XV - XVIII вв. афганцами была ассимилирована часть индийских племен и народностей в областях, прилегающих к р. Инду.
Самоназвание афганцев - «паштун» (или «пахтун»), от которого происходит распространенное в Индии название афганцев - «патан». В средневековых иранских и среднеазиатских источниках по отношению к афганцам употреблялся только термин «афган».
По религии большинство пуштунов-афганцев - мусульмане-сунниты, правда есть небольшое количество шиитов. Пуштуны традиционно вели кочевой образ жизни, хотя со временем большая часть афганцев перешли к оседлому или полуоседлому образу жизни.
Когда работал в Афганистане приходилось воочию, довольно часто, видеть пуштунские племена, которые до сих пор ведут кочевой образ жизни. Как правило, они занимаются скотоводством и их огромные черные шатры, которых они сами называют «хайма», видны издалека.
И все таки этногенез пуштун для меня еще недостаточно выяснен. Есть данные, что в этом длительном историческом процессе принимали участие и тюркские народы, особенно в период расцвета государства Могулистан и индийские племена. И в этом процессе отделить пуштунов от более широкого понятия "афганец" не представляется возможным. И вот почему: первое упоминание об афганцах содержится в книге индийского астронома Вараха Михира (6 век), так как в средние века афганцы активно переселялись в большом количестве в Индию, создавая там государственные образования. К 16-17 векам в основном сформировалась афганская народность. Первая неудавшаяся попытка объединения афганцев была сделана в 17 веке полководцем и поэтом Хушхаль-ханом Хаттаком.
В 1747 году Ахмад-шах Дуррани основал государство Афганистан и хотя в нем пуштуны играли ключевую роль, понятие "афганцы" было более широким в этническом значении. Формирование афганской нации происходило в течение длительного времени в связи медленным социально-экономическим развитием в Афганистане.
К числу факторов, тормозивших процесс формирования афганской нации, относится также колониальная политика Англии на Севере Индостана в 19 веке, приведшая к расчленению афганцев на две части. Известное значение имело и сохранение языка фарси в качестве единственного государственного языка Афганистана (в 1936 году государственным языком был объявлен также национальный язык афганцев - пушту).
Кстати, сейчас большинство ученых склоны считать их арийцами, опираясь на новейшие исследования афганского языка (Дармштетер). Но еще недавно некоторые ученые считали их потомками десяти колен израильских, переселенных, по преданию, персидскими царями на восточную грань Ирана. Это предание в связи с упоминанием в Ветхом Завете о Хабор (т. е. якобы Хайбер, ныне Хайберский проход), как об одном из мест изгнания израильских племен, внешний облик афганцев (орлиный нос, часто вьющиеся черные полосы…) послужили причиной таким необоснованным гипотезам. И длительное время афганские правители, стремясь «канонизировать» свое право на власть над другими народами, говорили, что слово «Афган» означает «Бог данной страны», имея в виду, что происходит от Афгана, главнокомандующего царя Соломона.


Рецензии
о еще недавно некоторые ученые считали их потомками десяти колен израильских, переселенных, по преданию, персидскими царями на восточную грань Ирана. Это предание в связи с упоминанием в Ветхом Завете о Хабор (т. е. якобы Хайбер, ныне Хайберский проход), как об одном из мест изгнания израильских племен, внешний облик афганцев (орлиный нос, часто вьющиеся черные полосы…) послужили причиной таким необоснованным гипотезам........

По преданиям самих пуштунов, которые называют себя «Bani Israil» («Дети Израиля»), — они потомки царя Саула, через его внука Афгана. Эти евреи были уведены Навуходоносором в Газару. Арабский полководец Халид ибн аль-Валид встретился с вождями еврейских племён, которых возглавлял потомок Афгана — Киш. Этот Киш принял ислам взял себе имя Абдул Ибн-Рашид, и стал сподвижником Магомеда.

Нимат аль-Харави утверждал, что пуштуны происходят от израильтян.

Пуштунские племена возводят себя к еврейским предкам: клан Юсуфзай считает себя потомками Иосифа, клан Африди считает себя потомками израильского колена Ефремова. У пуштунов сохранились еврейские обычаи, такие как обрезание на 8-й день, отращивание пейсов, левират, Шаббат и пр. Жители деревень до сих пор носят амулеты, на которых написано «Шма, Исраэль». Знаменитый врач Авицена (Ибн Сина), родившийся в Бухаре, утверждал, что он из принявших ислам евреев Tchale.

В местном историческом памятнике «Tabakati Nasiri» написано, что при Шансабийской династии в области Гор (Ghor) к юго-востоку от Герата жил народ Bani-Jisrael, ведший торговлю с соседними странами; около 622 года народ Bani-Jisrael был обращён в ислам Кишом[8].

«Мират уль-Алам» повествуя о странствиях евреев, упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Эрец-Исраэль: Гхор, Газни и Кабу

Александр Ресин   16.01.2020 21:26     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр,сведения, которые Вы приводите, в принципе известные материалы в науке. Да, эти факты имеют место, но фрагментарного характера и не относятся к основным пуштунским родам, которые сформировали такой народ как "пуштуны". Кроме того, в формировании пуштунов приняли участие не только чисто пуштунские племена, но и другие племена, которые оказались полностью ими ассимилированными, в том числе и из числа бухарских евреев. Гипотезу о происхождении пуштун из евреев категорически отвергают не только известные специалисты-пуштунисты, но и сами пуштуны. С уважением, Авазбек

Авазбек Атаханов   20.01.2020 16:55   Заявить о нарушении