Малявочка

(«Ведогонь-Театр» в «Центральном дом актера им. А.А.Яблочкиной»)

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
(Антуан де  Сент-Экзюпери. «Маленький принц»)

***
Эпиграф сей, хоть и взят совсем не из романа Достоевского «Преступление и наказание», но к к Семену Захаровичу Мармеладову имеет самое что ни на есть прямое отношение. Да, он тоже много пьет и тоже мучается угрызениями совести; он  тоже хочет забыться в вине и «сугубо пострадать» за все те несчастья, которые принёс своим родным и близким. И увы, он, как и пьяница из «Маленького принца», попадает в тот же самый замкнутый круг: пью, чтобы забыть — забыть, что совестно — совестно пить — вот и пью, чтобы забыть...

Будучи уже знакомой с несколькими спектаклями «Ведогонь-Театра», я была уверена, что коротенький моноспектакль суперталантливого артиста Павла Курочкина меня уж точно не разочарует. Но разве могла я представить, какой взрыв чувств и эмоций ждет меня сегодня вечером?

Мармеладов в исполнении Павла превзошёл все мои ожидания. У Фёдора Михайловича этот герой, хоть и отличается излишней болтливостью, но все же сравнительно тих и забит. Знает, так сказать, свое место... Могут ведь запросто из тёплой распивочной на улицу выкинуть!

У Павла Курочкина же получилась личность прямо-таки замечательная. Его Мармеладов ни секунды не сидит спокойно: он то кружится в безумном танце, изображая вальс, который танцевала Катерина Ивановна на губернаторском балу; то поет романс Гейне (в переводе Афанасия Фета):  «Ты вся в жемчугах и алмазах, вся жизнь для тебя — благодать...» И даже пробует (с переменным успехом) воспроизвести песенку на немецком языке, которую исполняет супруга его со своими детишками...

Семену Захаровичу явно не хватает сидящего напротив Родиона Романовича: он поминутно поворачивает стул, переставляет его с места на место и победно плюхается на него, страстно желая, чтобы каждый зритель увидел и услышал его во всей «красе». И если не посочувствовал, то хотя бы просто выслушал...
И мы молчим, слушаем... Но только вот не в силах мы избавить Мармеладова от того громкого и бесконечного шума и крика — в распивочной, дома, у него в голове... И куда бы ни отправился наш герой, всюду будет слышать он крики и кашель чахоточной Катерины Ивановны; плач голодных детишек; насмешки над ним самим и несчастной его дочерью Сонечкой... И снова будет пить, чтобы заглушить эти голоса.

Павел Курочкин — из тех редких артистов, кои способны гениально обыграть не только каждую сцену, но и каждую строчку своего монолога. Его Мармеладов трезвеет и молодеет на глазах, когда рассказывает о том, как его облагодетельствовали и снова приняли на службу. Как искренне радуется он неожиданной ласке  жены, вдруг решившей потрепать его по щеке и назвать «Малявочкой»! С какой гордостью описывает свой новый костюм, в котором он, снова всеми уважаемый чиновник, будет ходить на работу, чтобы обеспечить свое многочисленное семейство и вернуть в лоно семьи дочку Соню, вынужденную от безысхода пойти на панель...

Но увы, водка имеет одно нехорошее свойство: сама она легко  обманывает любого, а ее никто ещё не смог обмануть. Особенно если речь идёт о таком «пропащем» человеке, как Мармеладов. Он никем не любим; никто даже копейки не даст ему взаймы, ибо знают все: нипочём не вернёт!
И, да, Семену Захаровичу действительно Некуда Идти! «А ведь это так важно, чтобы человеку было куда идти...» Увы, Мармеладов уже столько всего натворил, что вряд ли может рассчитывать на тёплый домашний приём... Да он и не ждёт прощения, ибо считает, что судить его может лишь тот, «кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия»...

В спектакле сознательно сокращается промежуток времени, прошедший между возвращением героя спектакля из кабака и его гибелью под колёсами кареты. Думаю, что сцену смерти Мармеладова, гениально сыгранную Павлом Курочкиным, зрители долго не забудут... Потому что такое не скоро забывается...

***
«И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...» И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем!»

И мы — поняли. Зрители приветствовали талантливого артиста стоя. И право же, он заслужил все эти аплодисменты. А когда я покидала зал, в голову мне пришла вот такая мысль...  Не секрет, что родители старших школьников частенько жалуются, что дети их считают уроки литературы нудными и не интересными. И под этим предлогом отказываются что-либо читать «по программе». Так вот, бьюсь об заклад, что увидев сей спектакль, любой «зомбированный» гаджетами подросток заинтересуется, кто же такой Федор Михайлович Достоевский, и что за суперский роман он написал.
Так что почаще водите учеников в театр, дорогие родители и учителя!


Рецензии