Добрыня и Алеша Попович сказание

               
                Все грядущее мыслится в вечности,
                Во вселенских верстах, в бесконечности,
                В навьих образах, в тьме развивается,
                И клубком, к нам катящим, сбывается…
                ***
                Собираясь в поход, в чисто полюшко,
                В Правь сварожью, искать свою долюшку,
                Волхв Добрыня прощается с матерью,
                Душу стелет пред ней чистой скатертью:
                «Ты б меня, государыня – матушка,
                Спородила б простым белым камешком,
                Не вскормила б меня, не растила бы,
                В сине море, во глубь, опустила бы!
                Не губил бы я душ человеческих,
                Ни хазарских, ни фряжских, ни греческих,
                Малых деток не делал сиротами,
                Не слезил бы я вдов за воротами!
                «Спородила б тебя, мое дитятко,
                Я б судьбой Ильи Муромца, витязя.
                Святогоровой мощью и силою,
                Красотой бога света Ярилою!
                Что Сварог мне достоинств пожаловал,
                Всем тебя одарила, мой баловень!»
                Провожала Добрыню до улицы
                Молодая Настасья  Микулишна,
                Припадая ко мужнему стремени –
                «Сколь продлится разлука по времени?»
                «Жди три года меня ты с терпением,
                И еще три, считая мгновения,
                Коли вести желанной не видывать –
                Поминай ты меня, как убитого!
                С той поры обретешь волю вольную,
                Не ходи лишь дорожкой окольною,
                Хоть за князя поди, за боярина,
                Лишь Алешу венцом не одаривай!»

                ***
                Дни летят, словно гуси залетные,
                Снег ложится сугробами плотными,
                Дождь дождит и река разливается,
                Ждет Добрыню Микулишна, мается…
                Приезжал с чиста поля Алешенька,
                Привозил горьку весть он тошнешеньку –
                Нет в живых уж Добрыни Никитича,
                Воронье его тело расхитило!
                Уж как мать тут скорбела, как плакала,
                «Не начертан был звездными знаками
                Его путь по дорогам нехоженым…
                В письменах  его смерть  не положена!»
                Начал тут князь Владимир похаживать,
                Да вдову молодую посватывать,
                «Выходи за Поповича смелого!
                Он супругой счастливою сделает!»
                «Я живу на Руси, не на Западе,
                Исполняю я женскую заповедь,
                Мне с Поповичем счастье не сложится,
                Буду ждать я Добрыню, сколько  можется!» 

                ***
                Вновь слезами льют дожди  над  Русью,
                Вновь тоска- кручина – тяжким грузом,
                Вновь вдова  за прялкой в одиночестве,
                Подколодным змеем сердце точится…
                Ну а князь Владимир вновь похаживает,
                Молоду вдову опять посватывает –
                «Выйдешь за Поповича ты смелого,
                Главным воеводой его сделаю!»
                Надломилась женская тут волюшка-
                «Видно,  небом писано мне горюшко!
                Княжьей воле вдовушка послушалась,
                Коли жизнь с Добрынюшкой порушилась!
                Возгордиля Алеша Попович
                Стать владыкой великих сокровищ –               
                Обвенчаться прилюдно, свободно
                Со Настасьей, душой всенародной!
                ***
                Воротился  Добрыня  из Прави,
                Он коня в стольный Киев  направил,
                Спотыкаясь в ухабах извечных,
                Молвит конь языком человечьим:
                «В стольном Киеве, в княжеской гридне,
                Все бояре расселися  сиднем,
                Нет на свете известия горше –
                Обвенчался с Настасьей Алеша!»
                Тут Добрыня стегнул вороного
                По хребту своей плетью шелковой,
                С горы на гору, с холма на холмы,
                Полетели, как бурные волны…
                Он как Финист летит, ясный сокол,
                Проскочил над стеною высокой,
                Во широком во княжьем подворье
                Раскидал приворотников свору,
                Он взашей растолкал всех холопов,
                И явился во княжьи хоромы.
                Почестная вдова, мать Добрыни,
                Тосковать продолжая о сыне,
                Осадила невежду – буяна,
                «Ты пошто к нам явился незваным?
                Был бы жив мой сыночек Добрыня,
                Буйну голову снес тебе ныне!»
                «Твой сынок был мне братом названным,
                Про жену мне твердил постоянно,
                Как доскачет сюда из Царьграда,
                Молодая жена будет рада!»
                «Не к лицу добру молодцу врать бы!
                Третий день уж справляется свадьба!
                Ведь Настасью Алеша Попович
                Одарил и кольцом, и любовью!
                Он приехал из чистого поля,
                Привозил нам известие с болью –
                Как нашел он Добрыню убитым
                Злой стрелой под кустом из ракиты».
                «Коль сюда я явился непрошен,
                Облекусь я в наряд скомороший,
                Взяв яровчаты звонкие гусли,
                Пир потешу я песней искусной!»
                В ноги князю он тут поклонился,
                «Где мне место – оказывай милость!
                «Место есть у печи муравленой,
                Пой сколь хочешь для пары влюбленных!»
                Как на струны персты возлагал он,
                Приумолкли и старый, и малый,
                На пиру прозвучала усладой
                Песнь Сварогу и матери Лады!
                Говорит скомороху Владимир –
                «Ты присядь за застолье, родимый,
                Хочешь – подле, а хочешь – напротив,
                Выпей чару, забыв о заботе!»
                «Ты позволь, князь, подать эту чару
                Той, чьи щеки горят алым жаром,
                Той жене, что свой нрав остужала,
                Что свой женский зарок воздержала!»
                Он свой перстень в вино тайно бросил,
                «Пей до донца, Настасьюшка, просим!»
                Осушила – и  бросилась в ноги –
                «Ты прости, пусть простят меня боги!
                Не тот муж, с кем я в церкви венчалась,
                А тот муж, с кем жила изначала!»
                «Не дивлюсь я жене – буду кроток,
                Волос долгий, ум женский короток,
                Ты же, князь, был жене моей сватом,
                И для нас чуть не вытворил зла ты!»
                Повинился Попович Алеша –
                «Оплошал я и был я непрошен,
                Образ светлый ее полюбился,
                Красотою ее я пленился!»
                «От тебя я обиды не чаял,
                Ту вину тебе, братец, прошаю,
                Но меня объявил ты убитым,
                Было матери сердце разбито,
                Прослезила все ясные очи,
                То простить тебе, братец, нет мочи!»
                Ухватил он за кудри Алешку,
                В пол кирпичный швырнул его в лежку,
                Отходил сыромятной шалыгой,
                «Получай, сын попа, прощелыга!»

                16.1. 2020 г.



   
       


Рецензии