Находящаяся впереди благородных дам

Древний Египет по праву считается  одним из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет.

Как известно, во  главе египетского государства, которое еще называли Та-Кемт, дословно означающее «Черная земля» стоял фараон.  Всегда считалось, что править страной мог только мужчина, ведь женского рода слову «фараон» просто нет. Однако в истории Древнего Египта были периоды, когда им правила женщина. И царица Хатшепсут тому яркий пример… 


Хатшепсут, что в переводе означает «Находящаяся впереди благородных дам» — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии, правившая почти 22 года. Её, как и  Тутмоса III, Эхнатона, Тутанхамона, Рамсеса II и Клеопатру VII, считают одним из самых известных египетских правителей.

История Древнего Египта до его завоевания Александром Македонским знала всего четырех женщин правительниц. Это  Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. Удивительное совпадение - все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.


Долгое время неординарная личность Хатшепсут была мало кому известна, речь идет не только о широкой общественности, но и о самом научном мире.  Лишь в XIX веке благодаря знаменитому египтологу Жану-Франсуа Шампольон имя Хатшепсут вновь вернули в мировую историю.
И тут же мнения историков разделились. Одни считали правителем, опередившем время, другие называли узурпатором, обманом захватившим власть…


«Супруга Бога»

 Ну а сейчас поговорим немного об ее родословной. «Находящаяся впереди благородных дам», а именно так переводится ее имя, была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос).

То есть, Хатшепсут приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей фиванского бога Амона, вследствие чего получила титул «Супруга Бога».

Согласно источникам, у Хатшепсут была сестра Нефрубити и несколько младших единокровных братьев - Уаджмос, Аменмос, умерших еще в детстве, Тутмос II и, возможно, Рамос. Все они были сыновьями ее отца Тутмоса I и второй его жены царицы Мутнофрет.

После смерти Тутмоса I, дабы сохранить преемственность династии, она выходит замуж за своего единокровного брата Тутмоса II, который в историю вошел как жестокий и слабый правитель, по счастью для страны правивший относительно недолго — всего четыре года.

В этом, надо сказать, очень неудачном браке, своего супруга Хатшепсут не любила и даже не пыталась скрыть своих чувств, родилось две дочери — Нефру- ра, как и мать носившая титул «Супруги Бога», и Мерит-ра Хатшепсут. Обе впоследствии, естественно, по очереди стали женами ее пасынка и соправителя Тутмоса II.

Некоторые египтологи утверждают, что Хатшепсут не являлась матерью Мерит- ра. Однако сторонники версии приводят свой аргумент - имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, следовательно, они находились в кровном родстве.

До нас дошли портреты Нефру-ра, воспитателем которой был фаворит царицы Сенмут. На них девочка изображена с накладной бородкой и локоном юности (детская косичка из длинной пряди волос на выбритой голове, закрученная на конце в локон; символ несовершеннолетия, авт.), что говорит об одном - Хатшепсут готовила себе наследницу.

Кстати, довольный интересный момент.  В виду того, что фараон считался живым воплощением бога Хора, женщина им быть просто не могла. Так что Хатшепсут приходилось прибегать к хитрости. Довольно часто на официальных церемониях она одевала мужские одежды и искусственную бороду, и ни у кого из поданных даже в мыслях не было подумать об обмане.

Пасынок от власти был отстранен

Согласно некоторым данном, умная и амбициозная Хатшепсут получила реальную власть еще во время жизни своего мужа. Насколько это утверждение верно, сегодня сказать трудно. Но одно известно достоверно — после смерти Тутмоса II фараоном провозгласили его двенадцатилетнего сына Тутмоса III, рожденного наложницей Исмет. Сама же Хатшепсут стала при нем регентом.

Следует отдать ей должное — через полтора года при помощи своих сторонников она отстраняет пасынка от власти довольно оригинальным способом. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, несшие тяжелую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы. Фиванский оракул тут же это расценил как благословение Амона новому правителю Египта, то есть Хатшепсут.

Юного Тутмос III отправляют на воспитание в храм, хотя периодически его все-таки допускали до управления государством...

Естественно, одна  Хатшепсут ничего сделать не могла. По счастью у нее имелись умные и верные сторонники, среди них жрецы, представители аристократии и военачальники, которые видели в ней реального правителя. И надо сказать, не ошиблись.  В годы ее правления страна достигла небывалого процветания и возвышения.

Довольно много внимания женщина-фараон уделяла развитию экономике и торговли. Именно при Хатшепсут была снаряжена экспедиция в составе пяти крупных кораблей под начальством командира Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер — «Земля Бога». Ученые по сей день не могут точно установить ее местонахождение. Считается, что это побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога — современного полуострова Сомали.

В ходе экспедиции египтяне закупили древесину черного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе, высоко ценимый в Египте ладан, черную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных…

Долгое время считалось, что Хатшепсут, как женщина, не могла вести военных походов и ее правление было достаточно мирным, что вызывало недовольство армии. Однако недавно удалось установить: царица лично возглавляла один военных походов в Нубию контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. Подтверждением тому служит найденная победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила.

Также имеется информация, что Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Кроме того, достоверно установлено, Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса к военной службе, чем открыла ему путь как первому великому воителю в историю...

Памятник на века

Царица была мудрой и дальновидной женщиной и прекрасно понимала — после ее смерти враги сделают все, что ее имя стало забытым. Скорее всего именно поэтому она активно занялась строительством. Более нее на этом поприще преуспел лишь Рамсес II Мериамон. Также царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников.

Так вблизи Дейр-эль-Бахри к западу от Фив, где по легенде упокоился воплощение созидательной энергии Амона-Ра змей Кематеф. она приказала соорудить особый храм. 

Кроме того, известны скальный храм в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахт, храм богини Сатет на острове Элефантина. Достаточно недавно архитектурные фрагменты с её именем обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком-Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. А в знойной Нубии по ее приказу были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен. Имеются упоминания и о строительстве в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме.

В Карнакском храме в центре комплекса ее отца  было воздвигнуто «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона из красного и черного гранита. Во времена правления фараона Аменхотепа III  его разрушили и использовали как строительный материал.

Здесь же были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Она приказала соорудить четыре гигантских обелиска, два из которых были помещены между пилонами Тутмоса I, которые впоследствии заложил каменной кладкой Тутмос III. Но тем не менее один из них, выполненный из красного гранита сохранился до наших дней.

     Однако самым известным строением является сохранившийся до наших дней прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри. Прежде назывался Джесер Джесеру, что означает «Священнейший из священных».

 Этот удивительный храм был возведен по проекту Сенмута, которого считают возлюбленным царицы. Насколько данное утверждение верно, сегодня никто уже сказать не может.

  Достоверно можно утверждать лишь одно  - небогатый провинциал, сумевший продвинуться за счет своих незаурядных способностей,  всегда упоминал свое имя рядом с именем царицы и даже выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут...

Кроме того, именно Сенмут  стал архитектором одного из величайших памятников в истории человечества, прекрасного храма  в Дейр-эль-Бахри. Прежде его называли Джесер Джесеру, что означает «Священнейший из священных». По задумке великого зодчего, это строение должно было стать гробницей царицы.

Однако помимо самой Хатшепсут, храм  был посвящен  богу Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших.

На его строительство девять лет. И хотя храм сильно напоминает находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II,  он просто великолепен и по сей день восхищает взор.

Каменная летопись

Храм в Дейр-эль-Бахри стал своего рода каменной летописью правления  Хатшепсут, благодаря которой мы можем узнать многое из того, чем она занималась.

К примеру, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта.

Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, которую снарядили на 9-м году правления царицы.
На перилах пандуса, который соединяет вторую и третью террасы храма, можно узнать об идеи единства Обеих земель, к которой так стремилась женщина-фараон.

  Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит. Ее хвост поднимается вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обнимает бог-покровитель Верхнего Египта, сокол Хор Бехдетский.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор, состоящие  из 12-колонных гипостильных залов, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Прежде капители колонн святилища Хатхор украшались позолоченными ликами богини, а на его и сейчас можно увидеть Хатшепсут, пьющую  божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор.

Верхнюю часть террасы храма талантливый архитектор посвятил  богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес.

В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самой главной и сокровенной части всего храма Дейр-эль-Бахри.

Сейчас некоторые из сохранившихся скульптур, в том числе и самой «Супруги Амона»  можно увидеть в экспозиции Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке.

При жизни правительницы к нижней террасе вела длинная аллея песчаниковых сфинксов, и был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, для этой цели специально привезенных из Пунта. Кроме того, были вырыты Т-образные бассейны.

Пасынок и мачеха существовали довольно мирно

В Египте существуют две гробницы, принадлежащие Хатшепсут. Из-за того, что мумии в них не было найдено, археологи долгое время считали, что она просто была уничтожена.

Вместе с тем, ученым удалось установить, что Хатшепсут умерла около 1458 года до н. э., на 22-м году царствования. Довольно долгое время считалось, что пасынок ее просто устранил, тем более, что потом по его приказу уничтожили все изображения, упоминания, алтари, посвященные Хатшепсут.  Однако последующие исследования доказали: все было совершенно иначе. 

Во-первых, скорее всего Тутмос III, следуя совету приближенных, ликвидировал следы правления Хатшепсут в силу консервативной иерархической политической системы Древнего Египта,  где к управлению государством допускались только мужчины. Ибо сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости.

Во-вторых, найденные во время раскопок возле храма Хатпешпуст в Луксоре золотые картуши с именем ее и пасынка доказывают, они довольно долго существовали друг с другом.

И, в-третьих, Хатшепсут умерла  в возрасте более 50 лет. Царица была довольно тучной женщиной и страдала тяжелыми заболеваниями. Согласно исследованиям известного египетского археолога Захи Хавасса, ее смерть наступила из-за заражения, начавшегося после удаления коренного зуба. Сам зуб был найден в специальной деревянной коробке с забальзамированными печенью и кишечником царицы
 
Мумия Хатшепсут найдена

В марте 2006 года на лекции в Музее Метрополитен доктор Захи Хавасс заявил, что мумия кормилицы Ситры, обнаруженная на третьем этаже Египетского музея в Каире, где находилась несколько десятилетий на самом деле является мумией легендарной царицы. Косвенными доказательствами тому, по его словам, являются обнаруженные в гробнице Ситры трон, настольная игра сенет и ушебти с именем Хатшепсут.

По распоряжению ученого вблизи музея разместили генетическую лабораторию. В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК 26 июня 2007 года мумия из гробницы Ситры официально идентифицирована как тело Хатшепсут.

Выводы анализа ДНК подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, ранее найденный в маленькой деревянной шкатулке с изображением картуша Хатшепсут, как раз и является недостающим зубом из челюсти мумии KV60. Это открытие объявлено «важнейшим в Долине Царей после находки гробницы Тутанхамона.


Рецензии
Очень интересно и подробно вы, Наталья, рассказали о древнем Египте. Осенью прошлого года я побывала в этой стране. Об этой поездке мой рассказ:
http://www.proza.ru/2019/11/06/2093

Любовь Шифнер1   16.01.2020 19:49     Заявить о нарушении