Перестройка. Упущенные возможности

К концу 70-х началу 80-х годов ХХ века Советский Союз достиг пика своего могущества. Были решены основные социально-экономические проблемы: исчезла угроза голода, эпидемий, повысился образовательный уровень населения, практически решена жилищная проблема, внешняя угроза нивелирована мощной армией, оснащенной самым передовым вооружением, а внутренние угрозы – развитым аппаратом правоохранительных органов и спецслужб.  Уровень валового внутреннего продукта на душу населения экономики материального производства (без учета сферы непроизводственных услуг) и уровень потребления практически сравнялся с таковым в странах Запада. Но, с другой стороны, в экономической, политической и общественной жизни СССР наметились некоторые кризисные явления. Часть из них имела системный характер, а другие были обусловлены сложившейся на данный момент конъюнктурой. 
К системным  проблемам относят дефицит потребительских товаров, межнациональные противоречия и мировоззренческий кризис населения. К проблемам временного характера относят снижение валютной выручки на 30% в результате падения цен на энергоносители, отставание СССР от Запада в развитии наукоёмких отраслей экономики.
Руководство КПСС  в лице  генерального секретаря Андропова Юрия Владимировича в 1983 г. начало разработку комплекса мероприятий для решения данных проблем.
Особенностью плановой социалистической экономики  являлось то, что для её бесперебойного развития необходимо постоянное превышение спроса над предложением, т. е. при данном типе экономики всегда будет дефицит потребительских товаров. Но в результате неэффективной работы на протяжении десятилетий советской системы торговли, злоупотреблений в ней, этот дефицит приобрел гипертрофированный характер, особенно это касалось  русского Нечерноземья.  Советская торговля не смогла эффективно обеспечить качественную доставку товаров от производителя к потребителю, в результате чего миллионы тон товаров приходили в негодность, а полки в магазинах были пустыми. Кроме того, недостаточно развита была сфера услуг.  Для решения данных проблем планировалось стимулировать предпринимательскую активность населения, возродить существовавшую в послевоенные годы при Сталине и ликвидированную Хрущевым систему артелей, потребительских, торговых и производственных кооперативов, которые бы заполнили пустующие ниши советской экономики и потребительского рынка.
Межнациональные проблемы были заложены еще ленинской национальной политикой, которая заключалась в предоставлении народам страны национально-территориальных автономий, что способствовало развитию территориального национализма, мешало консолидации общества, приводило к тому, что  народы вне своей автономной единицы подвергались дискриминации, а внутри своей автономии считали себя полноправными хозяевами с правом дискриминировать других. Это сдерживало внутреннюю миграцию и мобильность населения.  Для решения этой проблемы Андропов предложил переформатировать СССР в симметричную федерацию по типу США или ФРГ, состоящую из 50-ти краёв, объединенных по принципу экономической целесообразности, ликвидировав, таким образом, национально-территориальное деление. Свои национально-культурные потребности народы должны били реализовывать посредством экстерриториальных автономий этнических общин. Кроме того, предполагалось отменить в паспорте графу «национальность», поскольку в результате смешанных браков, в СССР проживало множество людей с двойной и множественной идентичностью. Планировалось, что гражданская идентичность займет место идентичности этнической.
Главным же кризисом был кризис мировоззрения. Советская власть, удовлетворив базовые потребности населения в безопасности, питании, жилье, не могла и не считала нужным удовлетворить возросшие культурные и духовные потребности населения. Советская идеологическая машина, основанная на атеизме, не могла ответить на основные вопросы, которые задаёт себе сытый человек. Народ стал искать отдушину в безудержной погоне за удовольствиями, потреблении и национализме. Результат этого – распространение двойной морали, эпидемии ожирения и алкоголизма. Нормой стали  бытовое хамство, жестокость в отношении слабых, насилие в семье, особенно в отношении детей, хулиганство, травля в коллективе, массовые драки между молодежными группировками, неуставные отношения в армии, грубое и бесчеловечное отношение к подчиненным со стороны начальства и к пациентам со стороны врачей, различные формы ксенофобии (расизм, антисемитизм, русофобия в национальных республиках). Среди населения возобладало мещанское, мелкобуржуазное мировоззрение. Жизнь порядочного человека с традиционными моральными ценностями, на которые русский народ ориентировался на протяжении всей своей тысячелетней истории,  в такой среде стала невыносимой.  Народы СССР стали удобной мишенью для психоисторической войны и западной пропаганды. Решение данной проблемы Андропов видел в разработке новой идеологической доктрины через интеграцию эволюционных теорий, идей Маркса и Вернадского в традиционные религии народов СССР.
Данные реформы предполагалось осуществить под жестким контролем со стороны спецслужб и правоохранительных органов, избежав тем самым хаоса и анархии в переходное время.
Смерть Андропова и приход к власти Черненко перечеркнул данные планы. Но реформы били необходимы.
11 марта 1985 года к власти в стране пришел М. С. Горбачев, который 23 апреля заявил о необходимости реформирования государственной системы под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны». Реформы начались, но пошли они совсем не потому сценарию, что планировал Андропов. Какой-либо идеологической основы  у реформ не было, и проводились они с игнорированием исторической памяти русского народа и ограничений, которые накладывала географическая и геополитическая реальность.
С одной стороны, были приняты необходимые стране  законы об индивидуальной трудовой деятельности, о создании совместных предприятий с иностранными фирмами, о переводе отраслей экономики и отдельных предприятий на хозрасчет и самофинансирование, о создании кооперативов по производственной и торговой деятельности. Предприятиям дано было право самостоятельно осуществлять ценообразование и определять размер заработной платы своих работников.
С другой стороны, сразу же были приняты несколько непродуманных  управленческих решений. В мае 1985 года издано постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизм», предусматривающее сокращение производства ликёро-водочных продуктов на 10% в год, прекращено производство плодово-ягодных вин. Это привело к росту самогоноварения и снижению доходов государственного бюджета. Вырубались сады и виноградники. Отменялось государственное регулирование на внешнюю торговлю, сокращены инвестиции в тяжелую промышленность и энергетику, свертывалась оборонная промышленность. Все это постепенно приводило к дезорганизации экономической жизни страны.
Был ослаблен идеологический контроль, постепенно прекращали блокировать вещание западных радиостанций, сменили главных редакторов  в ряде газет и журналов, стали публиковаться ранее запрещенные произведения.  В 1987 году из заключения были освобождены 140 диссидентов. Часть из них искренне переживала за страну и желала ей перемен к лучшему.  Но значительную часть диссидентского движения  составляли нечистые на руку политики и представители творческой интеллигенции, носители крайне националистический и человеконенависнических идеологий, которые сразу же после освобождения принялись разжигать межэтнические конфликты. Партийная номенклатура национальных республик увидела в демократизации возможность ослабить влияние союзного центра, осуществить захват и присвоение социалистической собственности, а Запад с его  агентами влияния ловко начали использовать имеющиеся просчеты в экономическом и государственном строительстве для разрушения Советского Союз и социалистического лагеря.
Постепенно формировалась смычка местной  партийно-хозяйственной номенклатуры, националистических слоёв творческой интеллигенции, западных агентов влияния и криминала. КПСС и органы госуправления вместо решения существующих задач были втянуты в политическую борьбу как внутри себя, так и с появившимися политическими и общественными антикоммунистическими организациями.
Надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, не оправдались. Действуя в смычке с руководством органов власти, криминалом и директорами государственных предприятий, большинство из них занялись спекуляцией, финансовыми операциями и обналичиванием денег.  Это привело к еще большему дефициту и появлению слоя кооператоров – неоправданно зажиточных людей.
Деятельность националистически настроенной интеллигенции, которая воспользовались полученной свободой, привела к росту межнациональной напряженности. Их призывы к восстановлению исторической памяти и справедливости  быстро привели к тому, что по всей стране возникли очаги межэтнических конфликтов. Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ, Поволжье, Прибалтика, Молдавия, Забайкалье. По всей стране возникали политически организации, которые играли на самых низменных националистических и индивидуалистических инстинктах населения, призывали к этническим чисткам и расправам с несогласными: «Память» в РСФСР, «Рух» на Украине, Народные фронты в Латвии, Эстонии и Азербайджане,  Саюдис в Литве, Блок Звиада Гамсахурдии в Грузии.
Во внешней политике произошла вначале разрядка, а затем и откровенная сдача национальных интересов. Советские  войска, фактически одержав победу в Афганистане, в 1989 году были выведены из страны, а СССР прекратил поддержку модернистского режима Наджибулы, что привело в итоге к его падению, хаосу в стране и переходу её под контроль многочисленных вооруженных группировок. В 1987 году страны ОВД приняли новую сугубо оборонную доктрину, при заключении ДРСМ СССР пошел на значительные уступки Западу. Власти СССР не препятствовали падению режимов народных демократий  Восточной Европе в 1989 году, согласились с вхождением объединенной Германии в НАТО. В начале 1991 года были распущены СЭВ и ОВД, были выведены войска из Польши, Чехословакии и Венгрии под гарантии невступления этих стран в НАТО. Холодная война фактически завершилась, влияние СССР  упало, а мир на четверть века стал однополярным.
В 1989 году состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов, в 1990 году была разрешена многопартийность. Власти  республиках развернули деятельность по выходу из состава Советского Союза. В ответ центр организовал референдум, на котором 76% принявших участие в голосовании высказались за сохранение СССР.
20 августа 1991 года предполагалось заключить новый союзный договор. В связи с тем, что представители некоторых республик, в частности УССР планировали саботировать процесс подписания данного договора, 19 августа 1991 года группа советских партийных и государственных деятелей (ГКЧП) попыталась взять всю полноту власти в свои руки. Председателю Верховного Совета РСФСР Ельцину Борису Николаевичу удалось воспрепятствовать им. Поражение ГКЧП привело к краху центральной власти в СССР. Запад признал независимость Прибалтийских республик. Далее произошел парад суверенитетов – выход остальных республик из союза. СССР прекратил свое существование. Постсоветское пространство на десятилетие погрузилось в пучину экономических кризисов, гражданских, межнациональных и межгосударственных конфликтов.


Рецензии
Как известно, в основе древней идеи социализма и коммунизма лежит принцип производства и распределения производимых благ для удовлетворения социальных и коммуникационных потребностей населения по количеству и квалификации труда каждого трудоспособного гражданина страны при выполнении своих обязанностей в социально-экономической жизни общества в зависимости от способностей и жизненных обстоятельств индивидов, а не только по зарплате пропорционально труду, как при товарном производстве.

В основе первой фазы коммунистического общества лежит социалистический принцип «государства всеобщего социального благоденствия», когда распределение необходимых каждому и производимых в обществе базовых средств для жизни в виде социально-бытовых благ происходит относительно равномерно по количеству и квалификации общественно необходимого труда независимо от формы собственности средств производства. В этом случае, при стремлении к всеобщей занятости трудоспособного населения, сохраняются товарно-денежные отношения только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения от их общей массы производимой в стране. Идея социализма до сих пор очень привлекательна для населения стран запада Европы, но в России почти никогда не имела распространения, кроме извращённого ленинского тоталитарного государства "диктатуры пролетариата" с государственно капиталистической монополией.

На Западе справедливость трактуется как честные социально-экономические взаимоотношения основанные на следующих положениях: во-первых, для каждого должно быть равноправие в отношении всех конституционных прав и свобод, во-вторых, социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы условия труда и распределение средств для жизни одновременно вели к социальной справедливости по труду, и в-третьих делали открытыми для всех равные демократические возможности для выборных должностей во властных структурах общества.

Такая теория справедливости не исключает имущественного неравенства, но такие различия будут справедливы для всех при первой фазе коммунистического общества, то есть при социализме, когда справедливость рассматривается не как равенство всех, а как возможность каждого индивида иметь социально-бытовые гарантии по труду.

При капитализме многие причины социальных конфликтов объясняются существованием в обществе социального неравенства и социальной несправедливости. Сторонники ортодоксального социализма, опираясь на экономический детерминизм, объясняют причины конфликтов классовыми противоречиями и капиталистической эксплуатацией, но если социальный строй будет устроен справедливо на основе равенства возможностей по способностям населения в общественно необходимом труде, то конфликтов будет значительно меньше.

Таким образом, анализ идей социально справедливого общества и теорий конфликтов показал следующее. Во-первых, представления о справедливом обществе в различных концепциях значительно отличаются друг от друга, но, тем не менее, можно выделить нечто общее, что составляет ядро представлений о справедливости. Этим ядром является идея гуманизма, равноправия и социальной справедливости, которая трактуется как равенство прав человека перед законом, экономические гарантии по труду и равноправие при демократических выборах во властные структуры при партийном парламентаризме. В основе такой трактовки социальной справедливости лежит Золотое правило нравственности (не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других), полная занятость трудоспособного населения и замена монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по общественно необходимому труду, а не только по неизвестно как добытым деньгам.

Во-вторых, взгляды на сущность конфликтов делятся на два направления: одно утверждает идею вечного и естественного существования конфликтов в обществе, а другое – идею о вечном стремлении людей к справедливости! Если предположить, что это является естественным состоянием общества, то конфликты будут возникать всегда по тем или иным причинам, но вечное стремление людей к справедливости будет развивать саму идею общества социальной справедливости и конфликты на социально-экономической почве постепенно будут сводиться к минимуму! Но и это не рай для всех, идиоты недовольные даже самыми справедливыми законами всегда найдутся...

Конечно, такая экономика не сделает всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, но это без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых граждан страны, но и богатых не сильно обидит, ибо всё, что будет вне социальных норм остаётся на рынке! А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного устройства общества, когда с развитием экономики постоянно и относительно равномерно повышаются нормы благосостояния? И каждый сможет занимается своими безобидными для других людей увлечениями после нормированного ежедневного праведного труда на благо общества, а значит и для своего социально-коммуникационного благополучия!

Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет Российская Федерация, если они не объединяются против своей нищеты и бесправия, а каждый норовит обмануть друг друга, чтобы выбиться из нищеты, а потом по привычке продолжает делать то же самое...

Или разве есть социально развитые страны, где у власти нет политической партии из хорошо объединённой и организованной части населения с прогрессивной социально-экономической программой избранной народом для достижения так необходимой ему социальной справедливости и которая не стала бы законом для такого общества?

Современная реальность в России такова, что предполагать относительно бесконфликтное экономическое сосуществование для многих россиян кажется утопией. Но жизнь в социально развитых государствах доказывает, что это вполне возможно! И если сегодня неравенство глобально углубляется во многих капиталистических государствах и социальные конфликты пронизывают различные уровни социума, то через десятилетия всё больше государств откажутся от монополии капитала и придут к монополии законов о социальных гарантиях по труду!

Аникеев Александр Борисович   17.01.2020 15:39     Заявить о нарушении
Интересное змечание

Максим Иващенко 2   23.01.2020 17:31   Заявить о нарушении