Маленькая хозяйка

 Мамочка моя, хотя и осталась в десять лет сиротой, умела многое, в частности, очень хорошо пекла разные изделия из теста, как пресного, так и дрожжевого. Вкуснейшими у неё получались беляши. В посёлке, где мы стали жить, люди не знали ни пельменей, ни беляшей и основным по праздникам блюдом для многих была тушёная картошка. Моя мама привнесла разнообразие в местную кухню, так как была уроженкой Оренбургской области и умела готовить те блюда, что готовились в их местности, а именно: вареники с разной начинкой, пельмени, беляши,  курник, ватрушку, пироги с начинкой из черёмухи молотой и многое другое.  Как-то у нашей соседки брат решил жениться. Их семья выделялась трудолюбием и уже тогда жила не бедно.  Решили они справить свадьбу на широкую ногу, чтобы удивить своих односельчан- гостей чем-нибудь необычным, вкусным. Тётка Паня, так звали нашу соседку, пришла к нам и обратилась к моей маме с просьбой: приготовить на свадьбу брата пельмени, да так, чтобы всех накормить досыта. Мама согласилась и вечера два перед торжеством, уходила к соседям, чтобы налепить пельменей впрок.
  В посёлке после этого только и разговору было, что о пельменях на свадьбе, про жениха с невестой говорить стали позже.
  Сейчас пельменями никого не удивишь, их купить можно в любом магазине, да разве это пельмени. От своей мамы я почерпнула многое и всё то, что она умела, мне передалось.
 На память приходит один случай. Мне тогда было шесть с половиной лет. Мама с папой по приглашению её старшей сестрицы и её мужа собрались к ним в гости, в Куйбышев. Моему младшенькому братишке Юре, тогда было всего полтора года. До сих пор не могу понять, как они тогда собрались с маленьким ребёнком в такую дорогу.
Меня и старшего брата Владимира, он был старше меня на три года, оставили домовничать, а среднего  взяла к себе мамина приятельница, Ткаченко тётя Дуся. У неё своих было два сына,  и они обещали понянчиться со Славой. Перед отъездом  мама поставила тесто и наказала другой соседке, чтобы та после работы напекла нам из него пирогов и плюшек. Мне же наказала тёте Нюре помогать. 
 Я несколько раз подходила к эмалированному ведру, где подходило тесто, обминала его и ждала соседку. Та почему-то долго не шла или мне так казалось. Ждать у меня больше не было сил, тесто выходило из «берегов» и я решилась сама испечь пироги. Как раз вернулся мой старший брат, он затопил  печь-плиту, в которой с правой стороны, сбоку, была духовка. Печь дотапливалась, а я управлялась с тестом. На двух противнях у меня поднимались плюшки, на других пироги с капустой ( мама заранее приготовила начинку). Когда печь была готова, я сажала пироги в неё по очереди, а испеченные складывала на стол, на который постелила чистое полотенце. Ура! Мы с братом справились. Пришла с работы соседка.  Она вошла к нам с братом, но ей оставалось только угоститься свежеиспечёнными пирогами.  Тётка Нюра была в шоке.
Через неделю приехали мама с папой.  Соседка  взахлёб рассказывала  маме о том, что я одна испекла пироги и называла меня «маленькой хозяйкой»,  мне показалось, что она  ещё никак не могла понять, как такая маленькая девчонка справилась с тем, с чем часто взрослые не справляются.
Да, я была чересчур самостоятельная: одна ездила на поезде к бабушке и к своей тётушке в Петровск. Правда, мне очень тяжело было садиться в вагон, было высоковато, но находились всегда заботливые люди и подсаживали меня на первую ступеньку.

PS.  Однажды, когда моей мамы уже не было,  решилась я приготовить грибы.  Их собрал мой младший сын, он очень любит грибы, а я с детства не ела грибы и своим домочадцам их старалась не готовить.  В отличие от меня, мама прекрасно их готовила,  её грибы выделяли все, кто их пробовал. При жизни я не спрашивала у неё,  как она их готовит, а тут, что-то ёкнуло у меня: как же так получилось, что я не узнала у мамы этого, что мне теперь делать? Смотреть рецепты в кулинарных книгах не хотелось и я всё сокрушалась, ругая себя за этот промах.
Нам кажется, что родители будут с нами вечно и мы ещё успеем.  На самом деле, просто бываем не внимательными, думая только о своей работе и о хлебе насущном. Побыть с родителями, поговорить, поспрашивать обо всём у нас, как всегда, нет времени…
Вот и в моём конкретном случае, я стояла на кухне,  вспоминая маму, думала,  какая я глупая, чёрствая  была по отношению к ней и, что вы думаете:начала автоматически готовить грибы, будто мама откуда-то сверху меня этому учила. Я приготовила грибы и мои домочадцы сказали, что грибы, ну, точно такие, как у бабушки.
Да, загадок в нашей жизни ещё много...

17.01.2020г.


Рецензии
"Нам кажется, что родители будут с нами вечно и мы ещё успеем. На самом деле, просто бываем не внимательными, думая только о своей работе и о хлебе насущном. Побыть с родителями, поговорить, поспрашивать обо всём у нас, как всегда, нет времени…" - точно

Ирина Самусенко 3   14.03.2022 14:26     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо, что заглянули. Творческихвам успехов. С уважением Е. Топоркова

Елена Топоркова   14.03.2022 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.