Франция Православная. Глава 7

(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 7. СВЯТО-СЕРГИЕВСКОЕ ПОДВОРЬЕ

     Бог посылал мне в Париже удивительные встречи с симпатичными и добрыми людьми. Один из них — серб Милан Радулович. Познакомилась я с ним на Сергиевском подворье. Только что прошёл короткий весенний дождик, и с каштанов осыпались бело-розовые цветы.
     Я поднималась по мокрым ступенькам к храму, скрытому от глаз густой свежей зеленью. Тут я увидела человека, подметавшего опавшие цветы каштанов и листья на дорожках перед храмом, освящённым 18 июля 1924 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Милан показался мне сказочным былинным богатырём. «Вечерняя служба уже закончилась», — сообщил он на русском языке, и я стала его расспрашивать про обитателей подворья. Завершив свою работу, которую, как выяснилось, он делал во славу Божию, Милан гостеприимно предложил мне чашку чая и проводил в трапезную подворья, где не только напоил, но и накормил незнакомую ему паломницу из России. Я пила чай из пиалы на французский манер и думала о том, в каком историческом месте я нахожусь.
     Свято-Сергиевское подворье в Париже было учреждено эмигрантами из России, восемьдесят лет назад на месте бывшего центра немецкой лютеранской миссии с храмовой постройкой по адресу: рю де Криме, 93. В тихом живописном уголке Парижа, где сама природа создаёт особенный настрой, начали люди молиться за покинутую родину и страждущий русский народ. Подворье хранит память о выдающихся людях прошлого века — учёных, богословах, философах, преподававших в Богословском институте, о духовенстве и знаменитых прихожанах храма преподобного Сергия, чьи имена мы в России знаем по учебной и художественной литературе. В 1999 году, к 75-летию со дня основания Сергиевского подворья, в Санкт-Петербурге тысячным тиражом вышла книга «Свято-Сергиевское подворье в Париже», которую мне удалось купить в библиотеке подворья. В книге об истории Сергиевского подворья есть такие слова, сказанные при освящении храма: «…Как бы хотелось, чтобы здесь создался светлый и тёплый очаг родного Православия, чтобы и сюда притекали православные русские люди, измученные, истерзанные душой, как некогда притекали изнемогавшие под игом татарским наши предки в <подмосковную> обитель преподобного Сергия и получали утешение и запас бодрости душевной, обновляя духовные силы для борьбы с житейскими невзгодами».
     А ведь тогда Русская Православная Церковь ещё только стояла у порога теперешних размежеваний. И вот уже в XXI веке по-прежнему истерзанные и измученные русские души с не меньшим усердием ищут своего духовного отца и свой храм, чтобы в общении с Богом обрести душевный покой.
     В храме шёл ремонт, восстанавливались росписи, обновлялись поблёкшие краски, однако богослужения совершались ежедневно утром и вечером. Утром следующего дня я пришла туда на Литургию. Пел мужской хор, спокойно так пел, духовно, чего не скажешь порой про академическое пение. Справа от иконостаса в простенке между окнами — барельеф с трогательной надписью: «Упокой, Господи, души рабъ Твоихъ: убiенной великой княгини Елизаветы Феодоровны со сродники ея и всехъ христолюбивых воиновъ и православныхъ христiанъ, въ войне лета 1914–1918 и последующей смуте смерть приявшiхъ».

(Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/15/1986)


Рецензии