Последний причал-5

           (документальная повесть)
       ГЛАВА 5.
       Пятница. Тот же автобус с геофизиком. Сегодня я тихонько дотрагиваюсь до него и прошу прощения. Он лишь улыбается в ответ и протягивает, приподнявшись, руку.
       - Это хорошо, что мы встретились. Апофиллит* тебя в коллекции есть?
       - Нет, к сожалению.
       - Значит, теперь будет. Я вчера получил посылку из Норильска. Среди всего прочего два штуфа с апофиллитом.
       Он протянул мне сверток. Образец был хорош. С пластинчатыми, водяно-прозрачными кристаллами апофиллита. Соседствовали чуть желтоватые кристаллы кальцита и мелкие горного хрусталя. Они все сверкали природной огранкой зеркальных граней.
       - Спасибо, Михайлович. Хорошее пополнение моей коллекции.
       - Я тебе больше должен. Только два образца из  ЮАР чего стоят, А агаты Алма-атинской области  и .минералы  Джезказгана. Как настроение? Тревога не беспокоит. Сегодня может многое решиться и судьба директора и двух геологов на руднике.
 - Одного, но клялся же сукин сын, а грех на мне, нужно, не затягивать, исправлять, или самому  уходить, против меня главные и шахты, и рудника.
        - Я чувствую, но директор за тебя.
        - Он сам под топором. Интересно, чего это Шубина им не угодила.
        Христенко рассчитывал, что она второй раз замужем, а значит можно и ему подвалиться. Она  в отказ, а он, как видно не привык проигрывать. Вот и  весь конфликт.
-Плохо, когда  такая мразь в руководители попадает. Теперь всё понятно. Но, с Рыбаковым Вы еще должны справиться Хотя против вас будет играть протеже генерала и главный инженер шахты. Трудновато будет одному против троицы.
«Знаешь я тоже так думал. Вспомнил случай когда три парня из барака собрались мен отделать просто потому, что я отличник и один из них Валька начал с того что все отличники подлизы. Я ему напомнил басню Крылова, У сильного всегда бессильный виноват», но я не козленок для вас. –Ты,-он кулаком врезал мне в грудь. Другой Толька, пнул ногой, между моих ног, Вот тут, взревев, от боли и несправедливости, а дело было в коридоре барака, я как боксер, я бросился на них. Они кинулись вон. Я за ними уже на дворе заплел одному ногу и он покатился. Догнал, довольно быстро, другого, схватил за шиворот, хотел остановить,  но он рванулся и рубаха разорвалась на спине. Он удирал, а я и сам испугался, в бараках жила беднота и потеря рубашки грозила большим скандалом. Зачинщик Валька  завернул за угол соседнего барака. С ним я посчитался при встрече один на один.
Вечером мать Толи  пришла к нам с рубашкой и начала так
-Вот что ваш Володька сделал нашему Анатолию. У него теперь одна рубашка осталась.
-Папа приказал сердито. 
-Ну, расскажи, как дело было? Хулиган!
-Я рассказал, - отец заключил
-Рубаху он порвал нечаянно, драку против трех,  он не мог начать а что защищался правильно. Не он а Ваш сын виноват.
-Мама Анатолия ушла в слезах»

-Конечно ситуации несравнимые, хотя и три на три, против меня, но и я не мальчик для битья. Имею кое- какие козыри на руках. если не директор начтех обещал меня поддержать,  Но уйду, я не битым и кое-кому придется покраснеть.

Мы с вашим главным,  встречались в группе здоровья. Разминка потом в волейбольчик играем, с переменным успехом так он и там меня подначивет. « «Вам, Владимир Яковлевич, уже на заслуженный отдых пора, а Вы бегаете, прыгаете, так и до инфаркта можно допрыгаться поберегли бы драгоценное» здоровье.
-Инструктор по спорту, Надежда, отшила его, но неймётся мужику,– попритихнет и снова. Я ему один раз при всех, сказал. Замолчал, а в раздевалке зашипел как змея, чтобы я забыл о том, что обещал, иначе… Не сказал, чего иначе.
- Я с ним был в хороших отношениях, но сейчас воздвигнут барьер молчания. Кажется, он понял, что от меня помощи не будет.  Так сегодня, два крупных сражения предстоят и у директора и у тебя.
- Надо же и ты знаешь о директоре, а нас всех предупредили не рассказывать, о проверке до вынесения вердикта.
-Мне проговорился  Денисов, что плохи дела у нашего директора, вероятно Суковатов придёт на планирование с мыслями о надежде на заслуги,  как протеже генерального.
-Я думаю, Виктор, что генерал, как человек не глупый должен понимать, что столь быстрый скачёк в должностях, да после наказания с выговором по партийной линии и на него может бросить тень. Дальнейший рост поэтому, должен быть отложен.
  -Ты завтра приедешь на проводы, Людмилы.
  - Я обещал, что буду, если ничто не помешает. Вчера я довольно успешно выступил в «Кривбассгеологии», на совещании,  с докладом, даже с академиком недолго говорил.  Белов обещал к нам на шахту приехать и даже в шахту спуститься, это было бы нам крепкой поддержкой. Ему под семьдесят лет и ответственность для меня тоже немалая и приедет, конечно, не один придется и тебя подключить, маршрут как для экскурсии минералогов.
Они простились коротким рукопожатием.
               
       Когда Влад подошел к рудоуправлению, то обратил внимание, что сегодня директорское окно не светилось. Плохое знамение, подумалось он. В десять часов сам генеральный директор должен будет рассматривать план горных работ на следующий месяц, а в шестнадцать комиссия объявит  результаты и выводы проверки. Он подготовил материалы для планирования: карточки учета добычи руды, ее качества, графики, таблицы за текущий год. В девятом часу позвонил начтех.
  -Записал возможные реплики на свой адрес и ответы.
       Вот и Колесов заглянул.
 - Готов к планированию, там против тебя готовится большая игра. Какая помощь нужна,- ещё раз спросил его маркшейдер.   
 - Увидите по ходу дела, хотя мы тоже не лыком шиты. Скажите лучше, как дела у директора.
        - Ты что, не понимаешь? Они своих. не сдают.
 -Что Вы все, одно и тоже, значит, мы плохо его защищали. Я написал даже, «что уверен, эта потеря непременно скажется на результатах работы рудника. Тут и демарши поляков, и разговоры  на рабочих местах, и Денисов получит свою порцию упрёков, которая неизвестно, как скажется на его здоровье». Лучше бы для всех закончить это неприятно пахнущее дело миром.
        По дороге меня перехватил геофизик. Он подал мне бумагу. Это было коллективное заявление от работников отдела директору рудника с просьбой освободить отдел от геолога самодура. Я рассмеялся. Заявление было очень кстати, но…
    - Это вопрос руководства шахты, может быть так и нужно. Занеси секретарю директора. и пусть она при тебе зарегистрирует. Хотя нет, оставлю себе на крайний случай.
Если не помогут мои аргументы, вытащу, как тайный козырь, взмахнув рукой.

      В отделе Рыбаков, тут же вручил мне график изменения плана качества по участкам на текущий месяц.
      - Подпишите,- буркнул он небрежно.
      -После планирования. Кстати вы мне не показали план-график на следующий месяц.
      Посмотрев, я попросил подойти Шубину. У нее Было безразличное лицо.       
      - Вы согласны с планом качества?
      - Оно вновь завышено на пять десятых процента. Это конечно мелочь, но мне опять выслушивать внушения о неумении работать.
     - Дайте мне ваш расчет. Начальник участка  уже знает?- обратился я к Рыбакову,- и почему нет его подписи?
     - Ты же знаешь, что он не планирует качество руды, он ставится в известность и принимает меры к выполнению. \
 - А он лучше тебя знает, откуда и сколько руды сможет взять. Что ты тут с главным за детские игры устроил.  Я и этот график не подпишу. Чем вам не угодила  Шубина?
       - Не подписывай, обойдусь, ты ,- окончательно загоняешь себя в угол, прошипел он как змея,- тебя раздавят сегодня.
 
 До начала рассмотрения плана на следующий месяц я успел переговорить с начальником участка.  Он горько усмехнулся.
        - Зарвался наш главный. Я написал заявление на отставку, а с понедельника в отпуске. У них будет время подыскать замену.
         Я знал, что у него пошаливает сердце, но спросил, что может быть, не стоило спешить, но подождать до конца отпуска.  Он махнул рукой.
               
- Заявление уже зарегистрировано.
     - Пока приказа нет, его можно забрать. Я тоже уйду, если не получится решение вопроса, о планировании  невозможно  работать с моим же выдвиженцем.
      Планирование началось точно по графику в кабинете начальника шахты, за широким и длинным столом для совещаний покрытым зеленым сукном. Генеральный директор расположился по длинной стороне стола, напротив стояли - три свободных стула,
для тех кто зайдет на защиту план-графиков. Рядом с генералом сидели начальники технического и производственного отделов объединения, дальше директор рудника и главный инженер. Я расположился рядом с  главным маркшейдером. Первым рассматривали график работ ОКС*а. Все шло гладко, участок перевыполнял план и готовился на следующий год сдавать новый горизонт.
      -Какие есть вопросы предложения.
      Суковатов взял слово и внес предложение задействовать на проходке ствола и квершлага по горизонту 1350 метра шахтопроходческое управление, вопрос прорабатывается в производственном управлении, просьба ускорить решение.
      -Это действительно необходимо.
      Влад промолчал, хотя чувствовал себя неуютно. Не было такой необходимости, на шахте сократили объёмы горно- проходческих работ: -«Если останусь, -подумал он, загляну к генералу на приём и всё изложу в пояснительной записке.
      Только начали подготовительные работы на горизонте 1200 метра, а уже прищлось перестилать участок пути, пришедший в негодность, а горизонт 1350 метра понадобится нам лет через 8-10, он посмотрел на  начальника техотдела, тот что-то выискивал в бумагах, перебирая их.
      Ответом было молчание. «Генерал повернулся к начальнику техотдела комбината:- «возьмите вопрос в проработку на предмет необходимости подключения шахтостроя.
         Горнопроходческий участок тоже не вызвал кардинальных проблем. Генерал удивился сравнительно небольшим объемам проходки выработок. Пришлось подключиться нашему начтеху.
         - Мы сократили за последний год проходку выработок на 20%,так как в этом нет необходимости. Мы имеем значительно, больше запасов и подготовленных и готовых к выемке запасов. На горизонтах 900, 975 и 1050 метров. Чем это требуется по нормативам. Геологи подкинули новую залежь с годовым запасом руды для шахты в этаже 900-1050 метра, мы сейчас прорабатываем вариант отработки её двумя участками, в течении двух лет.
   Генерал покачал головой,- Хоть к наградам представляй и вас, и ваших геологов.
-Я здесь недавно, вмешался Влад, а вот геофизика, и представить можно.
  -К ордену труда? Это был вопрос генерала.
    -Нет, к медали за трудовые заслуги, рационализатор без рабочих работает, несколько слепых небольших залежей разведал, ещё при моём преёмнике Ривасе.
Сравнительно спокойно прошло рассмотрение планов участков занятых  добычей руды. Но когда настала очередь  четвёртого участка «генерал» встрепенулся  и спросил, у начальника участка.
        - В чем причины?
        - На участке не было запасов руды запланированного качества. Один блок был практически отработан, мы ещё добываем в нём руду, ранее списанную в потери, но пришлось несколько составов забракованных ОТК  отправить породный бункер. В новом блоке заканчиваем отрезку, в которой бедные руды. Генерал повернулся к главному инженеру шахты.
        - Как это могло случиться?
        - Просчеты в планировании. Мы подготовили измененный план качества. Рабочие не виновны в сложившейся ситуации но … он немного замялся.
        -Старший геолог, когда вы поняли, что участок не в состоянии выполнить заложенный вами план- последовал вопрос главного.
       -Неделю назад.
       -Вы понимаете – это вы поставили участок на колени. Оставили рабочих без премии. Вы сколько лет работаете на производстве.
        -Пятнадцать.
        -И за пятнадцать лет не научились шихтовать добычу руды.
  - А что скажет главный геолог.
     Я приподнялся и положил перед генералом карточку   злополучного блока, это было моё нововведение,
        - Я ожидал, что сложившаяся ситуация непременно будет иметь место. В блоке оставалось всего, около четырех тысяч тонн руды. Запланировано 15500 и содержание железа в оставшейся руде завышено Оставшиеся запасы, как видно выше расчетного. На прошлом планировании я предлагал изменить график добычи руды. Тем более, что на другом участке имелся резерв.
       -Что теперь скажет нам старший геолог.
      -Я работаю давно. Перед планированием участок выдавал руду выше запланированного качества. Я надеялся, что там будет и больше руды и выше качество в ней.
       - Он надеялся, на что? На авось. Вы что-нибудь знали о запасах? Кстати такую карточку я вижу впервые.  У маркшейдеров, знаю, они тоже имеются, но эта удобнее для работы. Главному геологу следовало бы внедрить их на шахтах. Вы что-нибудь сделали, чтобы добиться качественного планирования.
       -С самого начала моей работы я предлагал р внедрить эти карточки на участках, хотя они инструкцией не предусмотрены . Это моя разработка. У геолога участка такая карточка есть, и она показывала её перед планированием Старший геолог проигнорировал, сделал свой вариант, на авось. А мне сказал, что график уже утвержден главным инженером шахты и менять его, никто не будет.
        Главный инженер шахты несколько замялся.
       - Да я подписал график, доверяя большему опыту старшего геолога, чем главного.
       - А с вариантом геолога участка Вы были знакомы.
       -Нет. Качество комплектует старший геолог отдела, а мы утверждаем в присутствии старшего геолога, маркшейдера и начальника участка.
         Влад решил вмешаться
        -Я предлагал это сделать и на прошлом планировании. Мои аргументы  не приняли? Мне заметили, что расчеты тоже бывают ошибочные. А старший геолог на планировании не одну собаку съел. Мое замечание, что еда собак не прибавляет опыта в геологической науке, лишь улыбки вызвало.
       -Теперь и генерал хохотал во всё удовольствие. Многие его поддержали, и я уже начал беспокоиться, что шуткой все и обернется.
       Когда все утихло. Я добавил, что отказался подписывать план прошлого месяца и написал служебную записку директору рудника. По этой же причине я не подписываю и текущий план.
      -Был такой документ,- согласился Лебедев,- но мы решили не ломать копья, и делать оргвыводы через двадцать дней, но на меня столько всего навалилось…  Запамятовал. Рыбакова его опыт, как видно научил только собак есть.  И новые улыбки и смех загрохотали в кабинете.
      
-Всему руководству шахты, почему. Вы продолжаете игнорировать рекомендации главного геолога рудника, - последовал вопрос генерала после юмористической разминки.
      - Понимаете,- начал Рыбаков, я работаю на шахте пятнадцать лет  и разные ситуации были.
-Вы вторично игнорируете замечание главного геолога, откуда такие амбиции, вы что-нибудь сделали для улучшения работы геологической службы. Может быть у вас есть рационализаторские предложения… от карточек Вы отказались, а любые расчеты требуют взвешенности и аргументов.
-У главного геолога есть, и  крупное рационализаторское предложение, последнее уже в следующем году позволит досрочно закончить капитальные работы на горизонте 1200 метров, на  этой шахте,  –вмешался Лебедев
-И вы продолжаете считать себя умнее главного геолога,- обратился генерал к Рыбакову.
-Я больше него работаю здесь…
      - Можете не продолжать. Вы слышали о притче, что "Мул Евгения Савойского двадцать лет был с ним в походах, но так мулом и остался".
Ответом было глубокое молчание
      - У кого-нибудь есть замечания по работе главного геолога.
      - У нас были сомнения, что он может оказаться слабее, чем предшественник испанец Ривас. Вы должны помнить его,- подсказал директор рудника.
     - Да припоминаю.
     - Сомнения оказались напрасны, настойчивостью главного геолога открыта новая крупная залежь.  Ежегодный прирост запасов около миллиона тонн. Благодаря им, мы сократили и горнопроходческие работы. Он еще ведет научную работу и неплохо командует народным контролем рудника.
      - Что скажет шахта.
      - Есть замечание,- откликнулся главный инженер шахты, необходимо подтянуть профилактическую работу геологов по технике безопасности.
     - Мягко говоря, совсем субьективное замечание,- не согласился я. Даже то, что мы пишем, не всегда выполняется.
     - Не будем отвлекаться от планирования,- решил генерал, а анализ поручим, как и положено отделу техники безопасности объединения, пусть проверят.
Он помолчал. Видимо сосредоточился на принятии решения, и оно последовало.
   
 -По качеству: первое: старший геолог, не соответствует занимаемой должности, и я принимаю решение о его освобождении от занимаемой должности; второе, беру на себя ответственность за нарушение мной же утвержденных правил коррекции планов. Поскольку участок подставил страший геолог, пересчитайте ему план по расчетам главного геолога. Третье – считаю необходимым изменить планы качества по участкам шахты, следующего месяц и готов подписать таковые.
       Я попросил слово.
-Геолог участка тоже другие расчёты представляла, я после проверки просто поддержал это расчет, это было известно и главному инженеру шахты.
      -Перед планированием мне вручили коллективное заявление от  геологического отдела шахты, о хамском поведении старшего геолога, считаю необходимым его приобщение к приказу о снятии с работы. Его назначение было и моей ошибкой. Но у нас проблема с кадрами, потому прошу рассмотреть возможность выдвижения  на должность старшего геолога, перспективного специалиста с другого рудника.
        - Какие будут возражения.
    Лебедев снова поддержал меня.
        - Как рудник закончит месяц?
        - С трудом, но выполним все показатели,- заверил главный инженер рудника,- но если нам опять запланируют на следующий год от достигнутого, можем и год завалить. Желательно и с качеством руды сделать послабление.
Влад вновь вмешался.
       - Я бы считал, напротив, можно поднять качество. На 02-03%. Это даст возможность сохранить вал, а с ним все социальные программы.
      Влад видел, как главного инженера заиграли желваки, но ему надоело скрывать натуральную картину  геологических показателей.
      - Надо разобраться,- обратился генерал к своему начтеху объединения, подключите и главного геолога, и немного помолчав, объявил:- «Все свободны».
         
       Я зашел в геологический отдел и попросил внимания.
      -План график по качеству на следующий месяц нужно скорректировать. Тамара Петровна прошу вас прикинуть, сколько могут потянуть ваши участки и немедленно. И вы Валентина Сергеевна, будьте добры просчитайте ваши возможности. Генеральный директор ждет. Я вышел в коридор и встретил маркшейдера, который был наказан за ложное рацпредложение.
      Он расплылся в язвительной улыбке.
      -Здравствуйте, Владимир Яковлевич, как ваше драгоценное здоровье. Не простудились, сегодня утром холодный ветерок был.
      -Брось паясничать и лучше о своем, здоровье подумай, в тот раз тебя только обдуло ветерком, а сегодня кое-кто другой простудился и приболел надолго. Еще один такой случай и унесет тебя, куда Макар телят  боялся гонять. Выкурив сигарету «Явы» Влад вернулся в отдел. Представленные цифры качества с лихвой перекрывали необходимую цифру. Он устроился за столом Шубиной и сделал необходимые расчеты. Теперь у всех участков был равный резерв качества.

-Прошу еще раз внимания  на несколько минут.
       -С понедельника «если доживем»,- как те ребята из кинофильма, кто-то засмеялся, кто-то просто улыбнулся,- обязанности старшего геолога будет выполнять, наш гидрогеолог. И очень прошу не ставить палки в колёса. Вопросы есть. Старший геолог, снят с должности решением генерального директора.
У-у-ух пршелестело в отделе.Я прошу прощения у  всех, кто был не в восторге и даже пострадал от его руководства. Нам обещан старший геолог с другого рудника и я сегодня буду звонить своему коллеге на другой рудник, где как мне кажется есть подходящий инженер. Я бы с удовольствием назначил  Усенко, но где подскажите взять геофизика.
 Ответом было молчание, я жду до вечера. Вопросы есть?
-И ещё Вы все инженеры встряхнитесь и постарайтесь доказывать каждый день, что и Вы достойны повышения в должности. Изучайте проекты, ищите в них лучшее продолжение горных работ. Хотите, поделюсь
  с вами опытом геологических исследований,
 еще во время моей работы маркшейдером.
       Вопросов не было, но Владу показалось, что вздох облегчения прошелестел в отделе. Перепишите, график попросил я чертежницу, и занесите главному инженеру. Подпись я поставил. Пожалуйста, не напутайте в шихтовке, я провел рукой сверху вниз. Будут проблемы я к вашим услугам. Геофизик еще в шахте? Пусть заглянет на огонек.
Гидрогеолог встретила меня тихим, поздравляю, Владимир Яковлевич.
        -Бросьте, мне просто стыдно за свою самоуверенность я чуть не поплатился за неё сам.  Исправил мою ошибку генеральный директор. Я уже просил извинения у коллектива за доставленные неприятности коллективу шахты. Но спасибо. Лучше бы он сдержал свои обещания. А так многих зацепили его художества. А мне урок, надо прислушиваться к людям. Может быть вас поменять местами.
 
  -Нет, Владимир Яковлевич. Мне скоро на пенсию и я прошу вас дать мне год поработать или участковым геологом или
перевести в этой же должности на шахту. Чтобы я могла заработать льготный стаж.
       - Пишите заявление, я попробую договориться с отделом труда. Получится ли, вот вопрос. Но некоторое время поработайте за старшего. Вот куда девать теперь Рыбакова, геолог засмеялась. Наверное, для начала отправим его в отпуск. Пусть поразмышляет  о  вечном и прошлом. А работу, работу ему шахта должна найти по заслугам они его втравили в эту дьявольскую игру. .
        Да! Третий час, а Влад вспомнил, что еще не обедал, но вначале… Он сел и набросал проект приказа об освобождении Рыбакова, от должности за ошибки в планировании, в геологических исследованиях и за хамское, отношение к подчиненным. Приложил к нему и коллективное заявление. Занес приказ в АХО и отправился в столовую. Когда вернулся приказ уже лежал  на столе, у директора, а в кабинете меня ждал Рыбаков. Его и без того грубое лицо выглядело угрюмо-подавленым, постаревшим.
    - Я вас слушаю.
    -За что вы меня так ненавидите.
    -Какой вздор, не я ли дал тебе шанс проявить себя, но ты решил меня угробить. Показал свои способности к интригам, и с упорством достойным лучшего применения, использовал свои возможности совсем в другом направлении. Ты второй раз наступил на тобой же оставленные грабли. Не я, ты собирался меня устранить разве не так. К тому же показал неспособность руководить отделом, а нарушив обещания, стал подлецом. Ты, говорил, что понял свои ошибки, но вновь в отношении участковых к тому же женщин допускали хамство. Чтобы подчеркнуть свою значимость. Даже, зная прошлый опыт, ты снова рыл себе яму.
         -Я только требовал, работу, и выполнял приказы. Вам бы защитить меня…
        -Приказов хамить, я вам не давал, кто то другой может быть, не проясните. А то, что вы уже готовились занять моё место еще вчера и грозились раздавить меня сегодня, уже забыли? Не на ту карту поставил,  как игрок зарвался. Ты перед планированием обещал, что меня раздавят, не забыл, так кто же меня собирался раздавить? Ты будешь на шахте примером, что нечестная игра ведет к неминуемому проигрышу.
        -Так  и  случилось  бы, не  будь  директора  на  оперативке.
        -Два  главных, хотели  меня  свалить, это  и слону ясно, но чем вашему и тебе помешала Шубина. И тут ты неправ, без него меня поддержал бы начтех, а если понадобилось и  маркшейдер
        -Я только спрашивал работу. 
        -Какую работу, за все время вы сделали только одну запись в книге замечаний. Ты не подумал разобраться, когда дал добро о наказании Шубиной, это был вынужден сделать я. Ты торопились завоевать авторитет перед руководством шахты и послушно встал на путь  конфронтации со мной и отделом. Думаю, что я знаю причину. Может быть, и ты поделишься,  расскажешь, чем вызвана конфронтация с моей персоной.
        В кабинет заглянул геофизик.
        - Заходи, заходи,- пригласил я.
        - Я посижу с гидрогеологом, у меня к ней дело.
       -Нет, зайди вначале сюда. Вот этот человек, - я показал на Рыбакова. – Заявлял мне что,  выгонит тебя в первую очередь. Как только займёт пост главного геолога рудника.
Владимир Михайлович засмеялся.
-Дураком он совсем стал, -заметил Усенко. А вот амбиций прибавилось.
       - Шубина хуже всех вела работу  по профилактике нарушений техники безопаснсти. Её ещё накажут.
Владимир Яковлевич, а может быть, для его же пользы, отказать ему в доверии работать в геологическом коллективе шахты,-
Предложил Усенко. Он может кляузничать, заявление на меня при случае напишет и опять разбираться с ним.
       -Ты прав директор меня спрашивал, почему ты её защищаешь а, не Рыбаков? У него едва ли есть анализ, сколько она сделала замечаний и, кстати, сколько из них выполнено. 
    - Этого никто не делает.
    - Вот опять его подводит самоуверенность. Я делаю, в приказе по руднику можно будет об этом прочесть. И все будут делать, потому, как многие указания не выполняются.
    - И все же вы должны были защитить меня. У вас нет геолога на должность старшего.
    - Есть. Я лучше сам буду выполнять обязанности и старшего геолога шахты и главного рудника, пока подберут на другом руднике кандидатуру или ты считаешь, что решение генерального можно отменить. Тебе я предлагаю написать заявление на отпуск. Будет время подумать о вечных ценностях.
  - А если не напишу, приказа об отстранении еще нет, а я могу и обжаловать его в суде. Меня на шахте поддержат.
        - Это будет еще одна глупость с большими потерями для тебя. Ты решил с генеральным директором судиться. Или попытаешься, как меня, выгнать его из директорского кресла.  Я, как член парткома потребую рассмотрения твоего персонального дела. Чем это закончится, как ты думаешь? Рыбаков молчал. Было о чем задуматься. Вот в это время и заговорил директорский телефон.
        - Я весь внимание, Николай Васильевич.
        - Зайди ко мне.
        - Уже иду,- положив трубку, я попросил Рыбакова не задерживаться, а Усенко, пообещал вернуться, не более чем через пять минут.
        Лебедев пригласил садиться.
        - Мы не торопимся с приказом?
        - Если откровенно, то все эти фокусы с качеством большая игра против меня.  Рыбаков пешка, его просто использовали, но он хам и рвался в главные геологи рудника. Хотел после этого немедленно выгнать Усенко. Он был у меня и опять пытался доказать, что он лучший геолог рудника, хотя я у него на участке обнаружил крупный открытый разлом, заполненный обломками руды и кварцита, а вот на плане его не увидел. Еще одна ошибка при документации квершлага под шахту вентиляционную, уже в  бытность вторичного назначения старшим геологом шахты. 
       - Я догадывался, потому и спросил. Трудно тебе будет.
       -Вчера он и вел себя  в высшей степени нагло. У меня в кабинете прямо заявил.
    Чтобы я забирал необходимые мне вещи.
       - Тогда нужно действительно подписывать. Я еще директор, черт возьми. Наверное, это мой последний приказ.
        - Неужели все так плохо.  Денисова чуть ли не вашим другом считали.
        -Очень плохо для директора, но не для Лебедева, надеюсь. Он подписал приказ и отдал его мне. Передай в АХО.
        - Можно я ознакомлю с ним Рыбакова.  Да как хочешь, но в АХО передай.
Рыбаков все еще сидел в кабинете. Что он ждал? Прочитав приказ, он улыбнулся и сделал движение, готовясь разорвать приказ.
        - Давай и я посмотрю, как ты с рудника вылетишь и из партии.  Какой же ты дурак, а ещё и негодяй.
        Сзади, как тень, появился геофизик и резким движением выхватил документ, оставив в руках Рыбакова уголок листа.
        -Рано празднуете победу,- проскрипел он, и уходя хлопнул дверью.
        -Владимир Яковлевич, после таких событий необходимо выехать на природу. Давайте завтра или в воскресенье махнем куда-нибудь.
        - А ты не забыл, что там намечалось на завтра.
        -Так она отложила на неделю, но можно и в воскресенье. Кто еще собирается. Нет,
завтра не могу, и в воскресенье с супругой на базар хотели съездить.  Зима приближается.

 Влад занес приказ в АХО, и мы попрощались. Он возвращался в кабинет, а навстречу почти бежала гидрогеолог.
      - Главный геолог объединения звонит.
Влад взял телефон.
      -Что там Рыбаков натворил, что генерал его счел не соответствующим и мне приказано приказ по объединению подготовить.
        -По руднику приказ уже печатается, с понедельника временно исполнять обязанности будет наша гидрогеолог, гидрогеолог,  женщина и у неё года не хватает для подземного стажа, и она просила дать ей возможность поработать год ну участке. Но там все вакансии заняты, и я попробую договориться с отделом труда и уже сегодня перевести её в штат шахты.
 - Поедешь домой завези мне копию приказа о Рыбакове, и я его продублирую.  Нужно разослать по рудникам в назидание.
        Он заметил, что помощник уже занимается вопросом поиска кандидата на должность старшего геолога, и если вопрос решится, до конца дня будет звонок.
  -Может быть и Рыбакова перевести туда,
коллектив просил удалить его из отдела. Попробуем, только едва-ли кто его возьмет посде такого приказа.  Сколько ему лет , уже 54, через год на пенсию тем более. Пусть шахта подыщет ему работу по заслугам.
       Зашел маркшейдер и предложил собираться. Около зала совещаний толпилось руководство рудника и шахт. Ко мне подошел Крутов.
    - Здравствуйте Владимир Яковлевич. Вы еще не забыли меня?
    -Ну. как можно.- я крепко пожал ему руку.
    -Если действительно так, то давайте пройдемте в ваш кабинет.
Я сказал, что по ходу совещания хотел бы дополнить свое письменное объяснение еще одним фактом, который может быть повлияет на судьбу нашего директора.
   
 -Решение принято и ничего изменить уже нельзя. Я Вам дам акт проверки, в случае, если наш разговор получится. В любом другом случае, я просто ознакомлю вас с постановлением комиссии. Председателя комиссии срочно вызвали в Днепропетровск.
       Я понял – директору в лучшем случае предложат работу сотрудника объединения,но  может вмешается и Днепропетровский КГБ,  директора передового рудника должны знать в министерстве.  В другом случае он, будет вынужден будет искать пристанище в другом месте. Но мне, когда я бежал из Джезказгана, и тридцати лет не стукнуло. Лебедеву недавно пошел шестой десяток, а это большая разница.
Вот мы в отделе. Отпускаю и Усенко, обещая вечером позвонить и  гидрогеолога. Софью Александровну.

       Мы одни и Крутов начинает разговор. Вопросы односложные и их немного я отвечаю. Маркшейдер участка, главный маркшейдер шахтоуправления, окончил заочный институт за четыре с половиной года, с рекомендацией в аспирантуру. Участковый геолог, и.о. старшего геолога. Главный геолог.
      - Вы ничего не пропустили и не забыли?
      - Пропустил, три месяца исполнял обязанности главного инженера карьера, но это не отмечено в Трудовой, только поэтому и «забыл».
      - Общественная работа? Секретарь комсомольского бюро, Член комитета комсомола рудника. Грамота за работу в комсомоле ЦК комсомола. Секретарь партбюро шахты. Теперь председатель группы народного контроля рудника, и член парткома. Готовите диссертацию на соискание кандидата наук. Работой, конечно, довольны?
      - Да мне нравится наш рудник, уникальный в Кривбассе. Рай для геологов. Мне просто повезло, что я сюда попал, вот вчера Академик Белов после моего выступления обещал приехать к нам на рудник. Практически каждая поездка в шахту дает пищу для размышлений и выводов, именно на нашем материале, мне удалось разработать новую гипотезу образования богатых руд. Наши образцы можно увидеть в музеях Киева, Львова, Кривого Рога и даже Ленинграда и Москвы. Я говорил и думал – что за сюрприз подготовил мне этот парень, летна двадцать моложе, моего же возраста.
      - У вас есть проблемы?
      -У кого их нет,- я засмеялся,- без них, вероятно, жизнь была бы неполноценной и пресноватой.            
      -Наш руководитель высоко оценил вашу пояснительную записку. От его имени я делаю вам предложение поступить к нам на службу. Пока в качестве внештатного работника. Будущее будет зависеть от вас.
      Это был удар грома в ясную погоду, и я задумался.
      -Вот это сюрприз. Знаете, я уже сменил две специальности на третью. Думалось навсегда. Я вышел на финишную прямую диссертационной работы. Я не хочу брать творческий отпуск. Работать придется на пределе своих возможностей. Без выходных.  А тут еще и народный контроль на моей шее…
        -Хорошо, давайте не будем спешить. Мы не будем загружать вас рутинной работой. Вы аналитик и вам лишь в некоторых ситуациях, как например, на вашем руднике, нужно будет дать объективный анализ. Подумайте. Но и мы, иногда, помогаем нашим сотрудникам. Скажу, что мне было приятно с вами работать. Вы не задерживали информацию. Ваши аргументы непременно подкреплялись фактами ни одного  просчёта, что всегда подкупало.
        -Спасибо, давайте вернемся к этому разговору после защиты. А просчет всеже был,
я то Лебедев у дадут возможность доказать, что тот случай досадное недоразумение.
-Вам никто не говорил что это уже вторая жалоба на него. Тогда ему посоветовали спокойнее решать производственные вопросы и не принимать слишком крутых да ещё и оскорбительных мер.
        Ваше решение не затягивайие надолго. Но это, как вы решите. А когда защита.
 -Думаю не позжё чем через год.
         Он поблагодарил за помощь в работе, и мы расстались.
         Я даже забыл спросить о решении. Но вскоре появился маркшейдер и рассказал в подробностях о решении комиссии. Нам оставалось ждать нового назначения. Против директора сработали записки Начальника отдела кадров главного энергетика. Главный  инженер занял нейтральную позицию. Зная, что он выдвиженц генерального директора, я подумал, что не примеряет ли он на себя новый мундир. Большинство отделов в той или иной мере поддержали директора, но маркшейдер напомнил мне: "своих они не сдают" и это  решило исход проверки. У меня появилась некоторая неприязнь к организации, которую представляла комиссия. Зашла студентка. Занесла полностью свёрстанный отчёт.
       - Я счастлива, что мне удалось поработать на вашем руднике, видеть возникновение и решение конфликтов. Постараюсь не забыть все этого при самостоятельной работе. А вам личное спасибо и за пробитое рабочее место и внимание к моей персоне. Когда я смогу забрать отчёт.
       -Да хоть сейчас, даже, если вы и не использовали моих замечаний. Это дело автора, а не моё.
       -Я просто выделила их и сделала сноски. А свое мнение, разумеется, написала и оно не отличается или почти не отличается от вашего. Но теперь видно, что я только поддержала ваши идеи.
       - Тогда всё и вам спасибо за работу, вы поработали с разными участковыми. Кто вам понравился, кто разочаровал?
       У Вас нет геолога на место старшего и тем более на место главного геолога.  Они все работают по принципу: руда – кварцит. Я пробовала задавать им ваши вопросы и встречала вопросительные: зачем это нам?
По пути домой я заехал  в объединение с копией приказа, о Рыбакове.
Главный геолог комбината не задерживал меня, даже после вручения отличного образца аметиста. Он заметил, однако, что камни с таким окрасом в Кривбассе ещё не встречались.
       Дома меня ждал роскошный ужин и заключение супруги. По предложению поработать экспертом  в КГБ. Она сделала вывод, что согласие работать экспертом закроет Владу выезд по научным интересам, за границу, если такой случай, вдруг, предоставится.
  - На руднике ты будешь неприкасаемой личностью. Сейчас, как видно из последних событий, ты там, как на вулкане, и даже защита диссертации мало что изменит. Так что выбирать нужно самому. Раздумья прервал звонок от шефа. по научной работе.
       - Добрый вечер, Иван Васильевич. Только хотел вам звонить. извините, вы опередили. Я вас слушаю.
       - Во первых: когда принесете мне чистовик диссертации?
       - Не позже чем через год, но возможно чуть раньше.
       - Вопрос второй: тут у меня киевляне на машине. Ты не мог бы завтра прокатиться с ними на отвалы. Их более всего интересуют тигровые и кошачьи глаза*. После этого они доставят тебя ко мне для серьезного разговора.
-Я попытаюсь договориться об изменении  планов там задействованы два очень нужных мне человека и непременно перезвоню вам. Но неужели на кафедре нет кроме мен больше никого. Дело в том, что я уже договорился на завтра поехать с двумя парнями,  но другим маршрутом. Мне нужно их предупредить о смене обстоятельств. я что-нибудь придумаю. Пусть ждут в 9 часов у остановки 174 квартал и на восточной стороне, если меня не будет  9:03  пусть не ждут.
Влада беспокоило, как они поведут себя, если поездка будет неудачной. Эти столичные ребята всегда доставляли массу хлопот, но на машине туда и обратно, это заманчиво. Он дал согласие, но поинтересовался предметом разговора, сделав ссылку на то, что я могу и подкинуть какую никакую идейку.
       -Для идеек время будет, и они будут просто необходимы.
       Влад попрощался и принялся звонить Усенко. Объяснив ему ситуацию, под огорченный голос пообещал, что обязательно побываем на любом карьере.
 «Черт возьми, сегодня новостей столько, что иногда месяц не принесет".
               
      Это была не просто удачная поездка. Такого сбора самоцветов Влад не мог помнить за все время поездок и экскурсий на отвалы. Вооруженные кувалдой киевляне крушили валуны и валунчики, грузили в багажник штуфы и глыбы с тигровым  и кошачьим глазом. Он и Виктор тоже не остались в проигрыше,  прихватив по несколько образцов. Как они благодарили и Влада и его товарища. Вот они готовятся занять места в машине, Влад передаёт научному работнику небольшой список минералов и горных пород, которых на Украине изобилие, но это Донбасс, Закарпатье, Приазовье и, вне их возможностей досягания. Тот прочитал хмыкнул и проворчал, что-то вроде «однако». Когда все уже сидели в кабине киевлянин обратился к Владу с неожиданным предложением.
      - Вы не обидитесь, если мы подбросим  вас до остановки троллейбуса Довезём, нам предстоит длинный путь.
     Влад  взъерошил волосы, так как уже обиделся.-
- Мы выполнил свои обязательства с лихвой. Хотя мне пришлось поменять свои планы на сегодня.

 -Вы задали некорректный вопрос. Мало того вы обошлись с нами, как с людьми из более низкой ступени общества. Да вы можете высадить нас на любой остановке.
       Скоро миновав первую по пути остановку, киевлянин погнал машину дальше не снижая скорости, на 95 квартале я простился с геофизиком и вскоре был у дома шефа.
       - Счастливого пути,- пожелал я, и не услышал ответа.
    -Вы так быстро обернулись, неужели поездка была неудачной?- когда, после приветствий, мы прошли в кабинет.
    -Напротив, очень даже удачной.
    Я показал и свою добычу и один образец презентовал ему. Не преминул рассказать о поездке во всех приключениях. Чем немало развеселил его. Но вот и он, откинувшись в кресле, приступил к главному разговору.
    -Вы знаете, что после геологического съезда в Москве, Академик Белов выпустил в этом году несколько книг. Эти работы из серии "Железисто-кремнистые формации докембрия" курирует Юнеско. Мне удалось добиться, что раздел «Минералогия» отдан группе, которую возглавлю я. С условием, что в нее войдут два доктора наук из Киева. Я  подумал, что и вам не лишне приложить свои наработки. Обкатать и геолого-минералогическую модель рудогенеза.
    Это было неожиданное и очень лестное предложение.
    -Если вы так считаете, мне остается только согласиться, и поблагодарить  за столь высокую оценку исследований.
    -Вот и договорились. Я уже набросал план работы, возьмите для себя может быть, сочтете что-то добавить. Подумайте, на какой итог нам выходить, и где видите приложение ваших исследований.  Я взял план, пробежал его глазами и, свернув, положил в карман.
      - План, я думаю, будет корректироваться в процессе работы, а вот выход, как мне кажется должен быть на модель формирования и железистых кварцитов, и богатых руд всех категорий. Геологическая модель у меня почти готова, может быть стоит подумать о математической или химико-математической, если хватит возможностей. тем более, чтобы сами предложили обкатать. Порогов сделал заметку.
      - Я знал, что ты предложишь именно такое резюме, да и сам склонялся к такому варианту. Хорошо, что наши взгляды совпали. Будем работать.
      Влад. второй день подряд, летел домой на крыльях. Дома, после его рассказа  супруга рассмеялась.
-Растешь на глазах, как мыльный пузырь прости  к добру ли … А обстановка в стране всё накаляется. 
.
                *Пласт аркозовых, кремнисто-плагиоклазовых песчаников

              ЭПИЛОГ
       Прошло две недели, На шахтах шла спокойная работа.  Новый геолог из дальнего рудника в сопровождении которого я когда-то  спускался в шахту «Восход», Плетнёв почти каждый день заходил ко мне с очередным вопросом. Однажды, он смущаясь и запинаясь в выложил, вопрос главного инженера шахты. "Вам не кажется, что участку-2" запланировано заниженное качество руды.
         Я сказал, что проверю расчёты, а на следующий день зашел к нему с новым расчетом. И объяснил причину, она состояла в том, что при неудачном взрыве на другом участке, руководство попросило увеличить добычу на участке-2. И там пришлось делать это за счёт более богатого блока, что может поставить и этот участок в критическую ситуацию. "Вот и решите проблему с новой шихтовкой руды по блокам". Предложил он мне.
        -Придется выполннить его указание, подключив и второй блок у вас есть небольшой резерв качества руды по шахте. Но покажите ему и остатки руды  в блоках на следующий месяц. 
        Увидев цифры главный инженер своим распоряжением обязал отстающий участок ликвидировать долг. Я отправился в шахту со старшим геологом и попытался разобраться с ситуацией. Она была проста, он продолжал свою бессовестную игру против геологини, подставляя и начальника участка и рабочих.. Но и на сей раз ему пришлось отступить.
       Дома я проводил пару часов за пишущей машинкой, перепечатывая и шлифуя рукопись диссертации.
        Но вот настала очередная суббота когда, Людмила Заявила о б окончании своей практики, договорившись с гидрогеологом, что прощальный вечер будет у неё на даче, которая находилась у границы горного отвода рудника. Я не поехал, зная, чем может закончиться вечер и у меня есть предел чувств, за которыми, следует катастрофа.
     Через год вышла монография: "Железисто-кремнистые формации докембрия Европейской части Советского Союза. Минералогия", с моим участием, но кто-то убрал из текста и мою Геологическую модель, и текстовые пояснения к ней. Но имея около двадцати печатных работ, я ждал приглашения из Киева. Но оттуда приехал мой давний знакомый, давший разгромную рецензию на мою первую работу Юрий  Петрович. Он сразу взял быка за рога. Хотите выйти на защиту в следующем году, надо кое-что доработать и убрать вашу модель рудогенеза. Она спорна и диссертацию провалят. Я показывал её четырем докторам и не один не поддержал её. Он еще, что-то говорил, но я уже не слушал. Я достал папку с архивом. Там наверху лежало небольшое письмо академика Белова, написанное на листе из академического блокнота. Вот его копия:
АКАДЕМИК УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
             А.Н. БЕЛОВ
"Владимиру Яковлевичу Малых.
   Ознакомился с Вашей диссертацией и
считаю её вполне диссертабельной. Сейчас
идёт формирование нового Совета
Незалежной Украины. Как только он будет
сформирован, мы вызовем Вас на предзащиту
в узком кругу. Готовьтесь к докладу.
   С уважением: А.Белов (подпись)". 
    
     Я показал письмо  моему визави, он смутился, но справившись с волнением, пояснил, что у Белова едва-ли хватило времени на полное знакомство, Подумайте, о чем говорю, вам я, и говорили после доклада в криворожской геологической экспедиции.  Мощный, когда-то трест распался на несколько мелких экспедиций. Криворожская оставалась самой крупной, но и здесь, без поддержки Москвы ассигнования были значительно сокращены.

     -Если, я уберу модель и онтогению  минералов, а там и метасоматические изменения даже в тальковых сланцах, мне останется только петь дифирамбы предыдущим  учёным и исследованиям, что нового я предложу науке. Вот модель перед вами, что тут не так, это гипотеза и объяснения к ней. я  не претендую на истину, Пробежимся? Источники вещества. Я не отвергаю ни один из ранее разработанных, Добавлено железо из метабазитов, есть фактура: фото, зарисовки останцов, подсчитана масса возможного выноса, какая то часть. Скорее всего уплыла за пределы Кривбасса. Если я ошибаюсь, у оппонентов, тоже нет доказательств полного выноса железа. Что делать? Проверять.  Искать ловушки в аркозах* и нижней свите. Раве это не новинка, для науки, моя новинка, я все же рискну её оставить.
     -Она уже, где то опубликована.
     -Нет, но я недавно послал тезисы стендового доклада в Ивано-Франковск, с Геологической моделью. Вы же видели её в диссертации, там всё процессы рудогенеза увязываются. Они подтверждены многочисленной фактурой от микрофотографий до мною открытой залежи.
       -Я изложил вам свою точку зрения, решайте. Продолжать дискуссию не вижу смысла. Ждите вызова.
       Прошло еще два года, вызова я не дождался. Вызов в Ивано-Франковск мне не поддержал и новый директор рудника. Отсутствие финансов на командировки. Мне прислали сборник с авторскими экземплярами тезисов, в которых вновь не оказалось геологической модели.
       Я разрывался на двух работах. Шеф по научной работе предложил мне участие в теме минеральные ресурсы Кривбасса. Очередная модернизация производства, привела к тому, я то главным геологом объединённого рудника стал молодой украинец. На семейном совете мы решили, что нужно готовить отъезд из Украины.
       Заканчивалось тысячелетие включившее множество политических революций и одну техническую. Человек из Америки оставил свои следы на Луне, а мы так надеялись, что от будет. Советским человеком.
       Тихо без особых потрясений Ельцин сменил курс на оверштаг и ликующая дума приветствовала шаг разваливший могучее, совсем недавно ещё  и великое государство. Потрясения нача лись чуть позже и обратились против 28 миллионов русичей в один миг оставшихся за границей. Кто-нибудь я думаю напишет и об этой величайшей трагедии человечества, которая не закончена и почти 30 лет спустя.
                * * *
                25.01.2020.


Рецензии