Прощальный привет

  "Надо обсудить, чтобы мы чётко, искренне, откровенно шли на сотрудничество друг с другом. Чтобы потом не упрекать один другого и не преодолевать барьеры, которые мы можем создать в случае, если мы не договоримся, или не обсудим те или иные проблемы сегодня",=сказал президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая премьер-министра Латвии Кришьяниса Каринша, который побывал 16 января с визитом в Минске.
  Визит, разумеется, планировался раньше, но так совпало, что он прошёл после Послания Владимира Путина Федеральному собранию.
  Казалось бы, Лукашенко не удержится, чтобы не высказать свои комментарии по этому поводу.
  Ан нет, удержался, и продолжает молчать, как и  министры его правительства. Ни один ни словом не обмолвился, и не обмолвится, если на это не последует команда от Лукашенко.
  События в России стали большой неожиданностью для самих россиян, что же тогда говорить о белорусах?
  Лично для Лукашенко это вообще нокаутирующий удар. Столько угроз в адрес России высказал в последнее время, такую деятельность развернул в поисках альтернативной нефти в надежде, что Россия, как бывало в прежние годы, побоится потерять "единственного своего союзника" и пойдёт на уступки, снизит цены на нефть и газ, - и всё вернётся на круги свои.
  И тут такой ошеломительный удар:правительство отправлено в отставку, совершенно незнакомый новый российский премьер, а главное, масштаб задач, которые Путин  назвал в своём послании, явно свидетельствуют, что Россия  не будет больше датировать своего "единственного союзника", о котором ни разу не было упомянуто. Дальнейшая интеграция двух стран уже не стоит на повестке дня.
  А Лукашенко столько лет на ней спекулировал, столько дивидендов сумел заполучить под эту идею. И даже создать видимость, что вот-вот она произойдёт, эта интеграция, даже 31 дорожная карта, разработанная усилиями правительств двух стран, подписана, но две оставшиеся, главные  - о наднациональных органах союзного государства и общей валюте -нет.
  "Независимость государства дороже всего",- заявил Лукашенко.
  Тем не менее потребовал от России  цену на поставляемые в Беларусь энергоресурсы
"как для Смоленской области".
  Иначе, пригрозил Лукашенко, он может приостановит поставки нефти в Европу.
  "С какой стати Россия должна поддерживать экономику другой страны?" - заявил однажды Путин. Лукашенко обиделся на него:какие мы "другие", мы братский народ, по сути один народ...
  Его привычная риторика уже давно не срабатывает, но Лукашенко никак не мог поверить в это.
  И вот - гром среди ясного неба:Россия ясно лала понять, что больше не будет никаких интеграционных игр, эта тема уже не стоит на повестке дня. И с прежними речами и просьбами в Москву уже не сунешься. Особенно после того, что Лукашенко наговорил и угрожал сделать после последней встречи с Путиным.
  В словах о барьерах, сказанных Лукашенко латвийскому премьеру, явно проглядывалась собственная озабоченность. Лукашенко оказался в самой  худшей ситуации за все двадцать пять своего президентства. Обычно к очередным президентским выборам он, благодаря  помощи России, приходил с вполне устойчивой экономикой, выдавая это обстоятельство как исключительно собственную заслугу. Вот, мол, какой у вас заботливый и мудрый руководитель.
  Нынешней осенью в Беларуси пройдут очередные президентские выборы, на которых он снова собирается баллотироваться. И что ныне он может предъявить народу, какие-такие успехи? Призвать потуже затянуть пояса ради сохранения и укрепления независимости страны? А почему все эти 25 лет не строилась собственная экономика, с расчётом, прежде всего, на собственные силы?
  "Принципы государственной политики, которую мы формировали годами, останутся неизменными,- сказал он на недавнем совещании с правительством. Как  бы кто не рыдал и не стенал, что кому-то нужны перемены. Перемены нужны, они идут и будут идти, потому что жизнь не останавливается, но если кто-то хочет перемен, которые будут направлены на слом той политики, которая проводится,- этого не будет".
  Лукашенко, конечно, снова изберут, так как он умеет проводить выборы. Но от проблем экономики никуда не денешься. И Лукашенко лихорадочно ищет, с кем бы "подружиться" и как можно "сердечнее".
  "Все мы были когда-то в одной большой стране",- с такого напоминания Лукашенко начал встречу с премьером Латвии. Дескать, не чужие ведь, и деловые отношения между нашими странами крепкие.
  "Да,- подтвердил премьер,- в Беларуси  действует 585 предприятий с латвийским капиталом, а в Латвии - 874 - с белорусским".
  Он предполагает, что через латвийские порты "можно и импорт нефти в Беларусь поставлять со всего света". Если будут такие предложения,- надо будет всё хорошо посчитать.
  Вначале апреля предполагается ответный визит Лукашенко в Латвию. Имея его в виду, посол Латвии в Беларуси Эйнас Семанис сказал в одном из интервью:"Это хороший знак, хороший символ диалога между Беларусью и НАТО(Латвия член этого Альянса). В наше тревожное время этот диалог очень важен, чтобы развивать взаимные меры укрепления доверия".
  Кроме того, Беларусь надеется с помощью Латвии укрепить свои связи с ЕС.
  А нужна ли ЕС теперь Беларусь, когда тема интеграции  России с Беларусью после послания Путина исчезла с повестки дня?
  Таким вопросом задаётся известный белорусский публицист и политолог Александр Федута, опубликовав свои размышления в блоге на сайте БЕЛСАТА, "польского телевидения для Беларуси".
  Даю перевод с белорусского. "Друзья мои, мы чужие на этом празднике жизни теперь уже совсем. Беларусь не участвует в этом сценарии, для неё роль не предусмотрена. Разве что в роли боксёрской груши, на которой премьер, назначенный Путиным Владимиром Владимировичем, сможет отрабатывать удар. Как сам Путин Владимир Владимирович  отрабатывал удар на Чечне. Нет, обстреливать нас не будут, но бить будут больно экономически.
  И самое главное. Теперь никому не пожалуешься на то, что Россия таким образом стремится лишить нас суверенитета. Потому что в этом случае каждый нормальный собеседник задастся вопросом:"А на фиг это нужно России теперь?".
  И в самом деле. Теперь не нужно. Теперь ей деньги нужны. Ну и имущество...".
  Когда Лукашенко впервые был избран президентом, Федута, много помогавший ему во время избирательной кампании, возглавил в его администрации отдел, отвечающий за информационно- пропагандистскую работу.
  Со временем он разочаровался в своём кумире, в 2010 году помогал кандидату в президенты поэту Владимиру Некляеву, и за это даже какое-то время сидел в тюрьме.
  Потом одно время работал в Украине, вдохновлённый Майданом, но и с этой "романтикой"  покончил.
  При всём при этом он прекрасный пушкинист, знаток русской литературы,- пожалуй, он единственный среди белорусских литераторов, в котором столько всего и всякого намешано.
  Говорит он по-русски, хотя, в отличие от Лукашенко, отлично владеет и белорусским языком.
  Любопытная сценка разыгралась между Лукашенко и премьером Латвии в начале встречи. Премьер сказал, что ему с трудом даётся русская речь, на что Лукашенко ответил:"Почаще приезжайте в Беларусь, чтобы лучше говорить на русском, на нашем языке".
  Подал сигнал в Москву:я всё равно ваш, давайте снова жить дружно?
  А поезд уходит всё дальше и дальше.






 









 














 























 
































 


















 


Рецензии