Бетонные монстры Биская

Наше судно входило в шлюз французского порта Сен-Назер.Впереди открывался вид на портовый бассейн,обрамленный циклопическими сооружениями из серого бетона.
Шел 1940 год. Война на Атлантическом фронте была в разгаре.Германские У-бооты (подводные лодки) и немногочисленные надводные рейдеры пытались поставить Британию на колени,прервав морские коммуникации, связывавшие ее с империей,союзными и дружественными странами,заморскими театрами военных действий.У.Черчилль писал: "Единственная вещь, которая действительно пугала меня в этой войне-германские подводные лодки". После падения Франции немцы перенесли основные базы своих подводных лодок в порты Бискайского залива - поближе к районам боевых действий.
В октябре 1940 года 7-я флотилия германских ПЛ под командованием корветтен-капитана Золера прибыла в Сен-Назер,а в 1942 году сюда перешла и 6-флотилия.
В свою очередь,RAF (британские ВВС) все чаще наносили удары по немецким военно-морским базам,а в 1942 году к ним присоедилась и американская авиация.
Для защиты от этих налетов командуюший подводным флотом адмирал Карл Дениц принял решение о строительстве укрытий для подводных лодок. Эта циклопическая инженерная задача была поручена военно-строительной организации Тодта.Строительство У-боотбункера в Сен-Назере было начато в 1941 году.Сооружение размером 301х120х18 метров включало в себя 14
укрытий,обеспечивающих размещение до 30 лодок.Толщина стен составляла 3 метра,а крыши - 4 метра (по некоторым данным - до 7 метров).Укрытия могли использоваться как сухие доки для ремонта ПЛ и были снабжены всеми необходимыми инженерными коммуникациями,мастерскими по ремонту корабельной техники и вооружения.
В бункер была проложена железнодорожная ветка,проходившая через огромные бронированные ворота.Подходы со стороны суши прикрывались огнем стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии через амбразуры,оборудованные в стене бункера (предосторожность,как показали дальнейшие события, далеко не лишняя).На крыше была установлена зенитная артиллерия.
Несмотря на колоссальный объем работ,бункер был построен в очень сжатые сроки – 30 июня 1941года Дениц уже приветствовал здесь У-302.Качество, несмотря на спешку и военное время,было отменным.Во всяком случае,мне не удалось найти следов "старения"этого уникального сооружения. Союзная авиация предпринимала яростные,но абсолютно бесплодные попытки уничтожить немецкие субмарины в этом и других бункерах на атлантическом побережье.Точность бомбометания была крайне низкой - даже в ясную погоду только 50 % бомб падало в полукилометре от цели. Американские летчики в это время метко окрестили применявшийся метод бомбометания как "сельскохозяйственные бомбардировки".
Цветущие города атлантического побережья,оставшиеся практически неповрежденными во время компании 1939-40 годов, постепенно превращались в груды развалин.Тысячи мирных жителей нашли смерть под бомбами "освободителей".
Вот как описывает такой налет один из немецких подводников: "…Вой сирен оповестил о воздушном налете…Я нашел укрытие в туннеле,прорытом в холме. Началась яростная стрельба. Сквозь вход в туннель я следил за стаей около 20 четырехмоторных "Либерейторов". Они летели на средней высоте сквозь сконцентрированный огонь нашей тяжелой зенитной артиллерии. Они приближались,несмотря на черные грибы разрывов вокруг,упорно удерживая свой курс и высоту. Вдруг крыло отделилось от одного из самолетов,планируя в воздухе. Беспорядочно кувыркаясь,самолет падал в сторону бухты. Белые точки парашютов раскрылись в небе за мгновение до того,как искалеченная машина рухнула в воду. Англичане направлялись прямо к У-боотбункеру, тщательно выдерживая курс. Второй "Либерейтор"охватило пламя,он вывалился из боевого порядка. Третий самолет взорвался в воздухе.
В этот момент от каждой из уцелевших машин отделилось по одной чудовищных размеров бомбе, нацеленной на бункер. Затем мир был сорван со своей оси. Вулканический взрыв потряс холм ,воздух задрожал. Мощная взрывная волна ударила нас с чудовищной силой и лишила дыхания.Высокие фонтаны пыли и обломков достигли аэростатов заграждения,скрыв из виду всю панораму.
Я бросился вниз по склону холма,волнуясь о судьбе моей лодки. Карабкаясь по грудам камней и обломков бетона, я вбежал в прохладный полумрак бункера и нашел У-953 целехонькой,спокойно покачивающейся у причала. Пробежал по длинному проходу мимо свободных причалов,пока не наткнулся на группу рабочих. Они напряженно всматривались в потолок,где я увидел маленькую трещину с торчащими прутьями арматуры. У-247,вторая лодка,стоявшая в бункере,была покрыта толстым слоем цементной пыли. Шеститонная бомба, мощнейшая из имеющихся у союзников,растратила свою мощь напрасно. Учивая,что это было единственное попадание в укрытие,упорные попытки врага выкорчевать с корнем последние оставшиеся в базе У-бооты окончились полнейшим провалом".
Интерес для союзников представляли не только бункеры подводных лодок, но и огромный сухой док «Форм Норманди», способный принимать суда водоизмещением до 85 000 тонн.Здесь строилась красавица "Нормандия".Это был единственный док на атлантическом побережье Франции,где можно было производить ремонт крупных немецких кораблей.
Ночью 27 марта 1942 года англичане провели одну из крупнейших диверсионных операций в истории. 3 эсминца и группа торпедных и артиллерийских катеров (всего 17 единиц) с 611 коммандосами на борту нанесли удар по шлюзам Сен-Назера.
Старый эсминец "Кэмпбелтаун" протаранил ворота сухого дока, а высадившиеся десантники взорвали насосы и гидравлическое оборудование. В ходе боя погибло 269 коммандос и было потоплено 11 катеров.А через несколько часов ужасной силы взрыв потряс Сен-Назер. Это взорвались 4,5 тонны взрывчатки, уложенной в залитом цементом трюме "Кэмпбелтауна" и снабженной взрывателем с часовым механизмом. Повреждения были настолько значительными, что док смогли ввести в строй только в 50-х годах. А через 60 часов после боя у ворот шлюза,ведущего в портовый бассейн "Сен-Назер",где находились укрытия для подводных лодок,взорвались две торпеды,выстреленные 27 марта торпедным катером. В результате взрыва и последующей сумятицы погибло несколько сот немецких солдат и офицеров, а также французских рабочих.
Сейчас в одном из бункеров расположился филиал местного музея. За 25
франков вы можете полчаса побыть подводником. Гид проведет вас по отсекам
переданной музею французской подводной лодки S 627 "Эспадон". Эта лодка, построенная в 1957 году на основе проекта немецкой ПЛ ХХI серии времен войны,была первой французской подводной лодкой,пересекшей северный полярный круг и совершившей плавание подо льдом. Рассказ гида сопровождается звукозаписями сцен подводной жизни: шумом работающих механизмов, звуками команд и интригующими голосами обитателей моря,принимаемыми гидроакустической аппаратурой.
Конечно,Сен-Назер известен не только благодаря У-боотбункерам. Здесьрасположена всемирно известная верфь "Chantiers de l’Atlantique". В 1935 году с ее стапелей сошло чудо судостроения - обладательница Голубой ленты Атлантики турбо-электроход "Нормандия",созданная по проекту русского инженера В.И.Юркевича. Оптимальные обводы корпуса и силовая установка мощностью в160 000 лошадинных сил позволяли колоссу вместимостью в 83 400 рег.т развивать скорость до 30,3 узлов. Линейный корабль "Жан Бар",построенный на этой верфи,был одним из мощнейших боевых кораблей своего времени.
"Chantiers de l’Atlantique" продолжает свои славные традиции и сейчас - в последние годы ею построена серия круизных судов-гигантов вместимостью около 70 000 БРТ так называемого "Vision"-класса:"Legend of the Seas","Splendour of the Seas","Vision of the Seas","Rhapsody of the Seas". Мне посчастливилось увидеть "Вижн оф зе Сиз",уходящий на ходовые испытания. Судно буквально очаровывает истинно французским изяществом линий.
Здесь расположен и завод авиакосмического концерна "Аэроспасьяль". Авиастроение начиналось здесь с гидросамолетов - от маленьких корабельных самолетов-разведчиков до гигантских шестимоторных пассажирских летающих лодок,в первые послевоенные годы совершавших трансатлантические рейсы. Завод участвовал в создании сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд", французской ракетно-космической техники.
Сен-Назер,лежащий на северном берегу эстуария Луары,является аванпортом Нанта, одного из крупнейших портов Франции.
Был апрель и погода здесь удивительно напоминала нашу, клайпедскую: солнечная,теплая погода сменялась пронизывающим холодным ветром,несущим дождь и град. Окруженные вечнозеленой растительностью отели и пансионаты пустовали в ожидании туристического сезона. Город выглядел сонным и провинциальным.Пустынные улицы,парки и маленькие уютные кафе, редкие пары влюбленных на набережной Луары,крошечные рыболовные суденышки,спешащие на промысел в Бискайский залив. Отлив оголял жирный черный ил дна эстуария и ветер доносил запах водорослей, моря и…запах Франции.
Памятники,названия улиц воскрешали историю:памятник французским воинам,защищавшим Сен-Назер во времена Великой Французской революции, окруженный водами Луары монумент американским крестоносцам - солдатам экспедиционного корпуса, высадившегося здесь в 1917 году. Памятники у входа в порт напоминают о жертвах эвакуации англо-французских войск и беженцев в 1940 году и рейде британских коммандос. Символичны названия улиц, ведущих к У-боотбункеру - Rue de Commando (улица коммандос) и Rue de Stalingrad (Сталинградская улица),к которой примыкает Сталинградская площадь. К сожалению,ничем не запечатлена память о сотнях германских подводников, ушедших отсюда в вечный поход.
Интересны и окрестности Сен-Назера-величественные замки долины Луары, морской музей-аквариум и многое другое.


Рецензии