Художница и солдат

Продолжаю  тему фатализма в искусстве. Тема интересная. Поэтому, разогревайте кофе. Теплый плед. Гоните мужиков от себя потому, что в большей степени,   это  будет касаться женского таланта. А начну все – же с мужиков. Ну- ка, уважаемые, вспомните сколько сил, энергии, изворотливости вам требовалось,  а возможно и продолжает требоваться,  чтобы склонить женщину попить кофе у вас дома. Из вас буквально выпрыгивало, желание  поглотить лаской и вниманием избранницу. А вы подумали,  что выпрыгивало?  Как  активно отдавали свою душевную и физическую энергию избраннице. Конечно,  не безвозмездно.   Термодинамика,  да и только. О законе сохранения энергии слышали? Ничто и никуда не уходит. Что отдали, то и получили.  Не важно,  в постели или по морде. Просите, лицу.  А теперь, вы здоровый мужчина, волею судьбы оскопленный, готовите наложницу к визиту султана.  Надеюсь,  вы не думаете, что султаны были глупее вас? А может даже и умнее. Поэтому – то у них и были гаремы. Поэтому – то у них и были евнухи, отдающие свою не востребованную энергию женщине.  Нечто подобное происходит и в творчестве. Хорошо, когда идет энергетический взаимообмен. Это когда творец признан и его понимают. Не  как у Ван Гога, продавшего за всю жизнь из сотен написанных картин, лишь одну. Вот и получился евнух от искусства. Отдал всего себя, а взамен ничего. Односторонний энергетический и духовный обмен.  Но такова доля настоящего творца – отдавать. А там как сложится. Вот мой кот,  утром залезает на грудь с целью меня разбудить и я тут – же   чувствую боль в области сердца.  Это означает,  что хвостатый эгоист и не собирается со мной делиться своими целебными импульсами. А наоборот.  Ну что поделаешь, он не художник и не поэт.
Помню,  много лет назад пьянствовал с одним приятелем.  После второй бутылки портвейна,  на стене заметил его портрет, написанный маслом удивительно красиво. Образ был полон экспрессии и жизни.  Живые,   голубые  глаза с полотна пристально наблюдали  за мной, как бы спрашивая – Еще бутылка есть?   Темные вьющиеся волосы, ниспадали на лоб.  Короче,  Бандерас,  просто погулять вышел.  Знал, что приятель заказать  такой шедевр не в состоянии, поскольку в квартире  очередная забредшая  голодная мышь, повесилась.   Поэтому аккуратно спрашиваю – Кто? Он отвечает Ц……. Молодая, но уже знаменитая в городе художница. Она,  писала прекрасные портреты своих друзей до той поры пока не повзрослела. Ведь, женщины, как известно,  не стареют. Попыталась жить семейной жизнью. Неудачно. Детей не было. Зато был талант, не придавленный пеленками и  житейским нелегким бытом.  Пору  творческой и физической влюбленностей сменил созерцательный период.    Таких живых глаз  как на портретах  уже не получалось,  зато  получались не менее живые, полные покоя пейзажи, натюрморты.  Весенние цветы, дети.  Работы,   выходили  полные уже  другой творческой энергией. Но она была. Это самое главное.  Все вышесказанное  касается возможности энергетического взаимообмена. Эти возможности есть всегда, но не все ими воспользуются в надежде не распыляться по мелочам. У творческих личностей такая экономия не покатит. Или все или пролет.  Художники  не создают прекрасные мосты и корабли. Они пытаются поднять нас над этими мостами и кораблями.  Не важно, в какую форму одета энергия творчества.  Статики или  динамики. Она  есть во всех видах искусства. . Есть в технике и  науке. Но это немного другое.   У женщин немного сложнее с полной реализацией.  Они,   не менее талантливы,  чем мужчины. Но до рождения детей. Мощнейший материнский инстинкт, не переносит конкуренцию. Он всепожирающий. Не до творчества, когда малой на горшок хочет.  Вспомним одиноких женщин,  оставивших благодаря этому  след в мировой истории и культуре –  Е.Блавацкая,  Л.Украинка , и многие  другие. Они,  пожертвовали счастьем личной жизни  ради  исторической миссии.  Уж извините простые любители пеленок,  колбасы и шашлыка.   И,  хорошо когда миссия  выполнена в полной мере. А если нет? Сколько трагедий.   Не редкость, когда  трагические обстоятельства, как раз своим  трагизмом  и   складываются в пользу такой миссии. Тогда приходится лишь разводить руками -  судьба. Значит материнство не всегда столь важно как то, что ты в состоянии отдать этому миру. Не так важен  и ранний уход. Значит, ты выполнил свою задачу. Возможно,  в таких случаях,  лучше кумира не видеть  дряхлым и опустошенным. Чтобы не разочароваться увиденным.   И  сохранять благодарность за то, что от него  получали.   А, белые священники? Считается,  что лишь благодаря  непорочности, можно всецело отдаться служению высшим целям.   Обратив невостребованную сексуальную энергию  в пользу духовного роста и альтруизма.  Возвратимся к  судьбе фатально отсекающей все,  что становится на пути творца.   Как бы это не звучало жестоко.  Базовая составляющая творческой судьбы,   волей или неволей всегда отражается  в работах   ею избранных.    Я уже писал  о моем любимом  французском импрессионисте Лотреке и его  незаметной для многих  судьбоносной картине Кирасир. Которая была написана  художником в семнадцать  лет. А именно в 1881 году. И что если присмотреться к этому образу, написанному молодым парнем без  особых философствований, можно увидеть трагизм его будущего жизненного пути.  Всадник, как роковая символическая  фигура  личного апокалипсиса.   Экспрессивная,  на грани с агрессией цветовой гамма подчеркивает драматизм образа.  И её написал семнадцатилетний мальчик. Тогда кто же водил рукой молодого художника? Может, само провидение?  Такова была и короткая  творческая жизнь художника.   А теперь, внимание, ее величество  судьба, проделывает похожее,  но уже с другой творческой личностью.  Тихая и скромная финская девушка Хелен  Шерфберг,  как и Лотрек,  в таком же раннем творческом возрасте -   восемнадцать лет и в тот же исторический период, а  именно в 1880 году пишет такую же странную картину  « Солдат». Народ в недоумении. Девушка и такая работа. А где цветочки и кошечки с бантиками?  Но в отличии от мощной энергии кирасира Лотрека, раненный солдат художницы, статичен и  умиротворен в  восприятии неизбежности. С чудовищной силой образы на обоих полотнах,  объединяет  концептуальная составляющая -  драматизм одиночества. Эта, заложенная интуитивно  концепция, по сути,  отразила весь её дальнейший жизненный путь  Хелен Шерфберг.  (1862 – 1946 гг.)  Моя любимая художница. Перед талантом которой,  снимаю шляпу. А я её редко перед кем снимаю.   Для меня,  она талант в чистой виде.  Т.е. случайно появившийся на свет уже готовый бриллиант. Можно,  конечно,  сказать банальность,   что художественной образование,  алмаз превратило в бриллиант.  Но это не тот случай.  Образование  лишь дало ей нужную информацию, техники, стили. Основная заслуга, конечно  же,  матушки -   природы. Штучный товар. Лишь благодаря природе, мир увидел и насладился   творчеством этой тихой финской женщины. Таланте, основанном на  чистых  гранях её души.  Что удивительно, это прослеживаемая общая параллель в творчестве обоих  так не похожих в жизни художников.  Их авангардная манера подачи действительности, основанная  на лишь остром желании заглянуть во внутренний мир героев, предметов и действительности. Мысли и  состоянии времени.  Здесь не до мелочей в виде завитушек и кружев и классической подачи.  Единственное что их отличало, это свойства вкладываемой в картины энергий. У  Хелен,  статическая, у Лотрека,  динамическая,  И мы при виде  работ, эту энергию чувствуем каждой клеточкой своего тела, мозга. А что может быть для творца выше, как  быть понятым?    Но за все,  как известно,  надо платить.  И, талант не дается даром. Цена дара – сделка. Тебе талант, от тебя отдача по полной. Боишься. Хочешь быть как все. Без проблем. Ломай кисти. Находи любовь или партнера. Имей детей. И живи. Не согласна?! Не согласен?! Тогда готовься к ледяному одиночеству,   как эти солдаты на полотнах.  Неудавшаяся первая любовь, физический изъян в виде хромоты и отсутствие семьи для  Хелен, была словно смертельная рана ее любимого  солдата. Она замкнулась в своем творчестве.  Лишь в нем  она черпала жизненные силы.   Себя же  успокаивала – Дети, вырастут, уйдут, а творчество вечно. Наказание и дар. Сладкое и горькое. Такова жизнь творца. Так и получилось.  Целые  поколения получают радость от ее работ.  Она, была верна долгу, как её раненный солдат,  не выпустивший  из рук оружие.  Не выпускала  кисть весь свой жизненный путь и Хелен.  Не смотря на все перипетии.  Как бы жестоко не звучало, но лишь благодаря одиночеству,  способствующему максимальной душевной концентрации,  она смогла так талантливо  передавать  сущность и глубину своих работ.   Ничто ей не мешало сосредотачиваться в творчестве. Разве что необходимость в некоторых бытовых  работах.  Так, что все – же выше, радость материнства или радость творчества? Не спешите поднимать руки за первое. Каждому свое. Напоминаю, мы говорим не об обычной ординарной  женщине.  И не  нам её судить. Но в данном случае, судьба ей выбора  не оставила. Сделка есть сделка.  Возвращаемся к фаталистической картине «Солдат»,  полной  внутренней статики. Как и сама Хелена. Но почему все – же солдат? Конечно девушка, скорее всего,  положила на полотно плод своей девичьей  фантазии. Молодой, красивый офицер. Все это понятно.  Но почему нет патетики или романтического трагизма?  И так много странного в картине? Вот тут как раз, как и в случае с молодым Лотреком,  не иначе как само  проведение руководило рукой молодой художницы. Конечно, девушка, вряд ли  полностью   отдавала  отчет,  что пишет. Да и кто мог знать, что она пишет саму судьбу. Золотое сечение своего дальнейшего творчества, да и всей жизни.
Еще раз внимательно смотрим на картину. Зима.  Белый холод. Где – то в дали люди. Кто они? Свои, чужие? Светло серое пространство.  Одинокая спокойная и прекрасная фигура   солдата. Он еще жив. На лице румянец. Но солдат понимает,  что обречен. Не делает попыток спастись. Хотя,  вдали виднеется отряд. Он уже смирился со своей участью и принял ее как должное  без трагизма.  Такой же обреченностью и одиночеством была пронизана и жизнь художницы. Неудавшаяся любовь. Физические недостатки, заставившие замкнутся в себе.  Но она до последнего оставалась  мужественным солдатом искусства. Неудавшаяся личная жизнь,  была её смертельной раной.  С которой приходилось мириться и жить.   Детей, которых  боготворила,  Хелен  рожала  на полотнах и безмерно их любила. Образы мужчин и женщин на портретах становились ее братьями и сестрами. Поскольку в них  была вложена частичка её души.  Она,  смогла до конца сохранить девственность в  искусстве. Что дало повод сделать вывод, что свою миссию Хелен,  выполнила.   Она и есть тот виртуальный солдат,  которого некогда создала и любила.   И это она в холодном одиночестве красиво умирала каждый день в течении  всей своей жизни.  А мы наполняемся и радуемся чистотой  её энергии и таланта.      


Рецензии