Азбука Ахматовой - Раневская, Расин, Распутин

Азбука Ахматовой - Фаина Раневская, Жан-Батист Расин, Григорий Распутин
* * *
Раневская Фаина

РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА (ФЕЛЬДМАН) (1896, Таганрог - 1984, Москва), народная  артистка. 

22 июня 42. Раневская сама по себе не только меня не раздражает, но наоборот: ум и талант ее покорительны. Но рядом с NN она меня нервирует. И мне стыдно, что NN ценит ее главным образом за бурность ее обожания, за то, что она весь свой день строит в зависимости от NN, ведет себя рабски. И мне грустно видеть на ногах NN три пары туфель Раневской, на плечах – платок, на голове – шляпу… Сидишь у нее и знаешь, что Раневская ждет в соседней комнате. От этого мне тяжело приходить туда. А сегодня было тяжело еще и потому, что NN была недобрая – ей так идет благостность и доброта и так не идет злоба.

30 июня 42.  С трудом выбрала время, пошла вечером к NN, не была два дня.
Через пятнадцать минут разговора вошла Раневская:
– NN, вы не передумали идти в парк?..
– Нет.
Поднялась и ушла, не извинившись.
Что это? Нарочно, или просто небрежность? Ведь она такой вежливый человек, может ли она не понимать, что это невежливо?
За что?
По-видимому за то, что я очень сильно ее люблю. Со мной всегда так было, всегда. Если сильно люблю – меня непременно унизят.
Вкрадчивая мягкость Раневской.

15 ноября 42. Вокруг NN заводятся какие-то совсем чужие ненужные люди – но там это были просто бессловесные, скучные, «не подстать». А тут – тут – совершенно растленная Фаина, интриганка, алкоголичка, насквозь нечистое существо.

Сегодня NN больна — очень кашляет по ночам. Лежит. Скоро явились: Раневская и Слепян. Сквернословили и похабничали. NN была с ними очень терпелива и любезна.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

«Была у меня с ночевкой Анна Ахматова. С упоением говорила о Риме, который, по ее словам, создал одновременно и Бог и сатана. Она пресытилась славой, ее там очень возносили и за статью о Модильяни денег не заплатили, как обещали. Премию в миллион лир она истратила на подарки друзьям, и хоть я числюсь другом — ни хрена не получила: она считает, что мне уже ничего не надо, и, возможно, права».
_____________________
Скоро поедет за шапочкой с кисточкой и пальтишком средневековым — я запамятовала, как зовется этот наряд. У нее теперь будет звание. Это единственная женщина из писательского мира будет в таком звании. Рада за нее. Попрошу у нее напрокат шапочку и приду к Вам в гости». (Раневская иронизирует по поводу поездки Ахматовой в Англию в 1965 году на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета).
                Ф. Раневская. Из письма Эрасту Гарину

Я решила непременно поговорить с Раневской о ее истерическом поведении относительно NN (Ахматовой), безвкусном и вредном, и о пьянстве, которое она постоянно затевает. Уверена, что она обидится.
 
Раневская в пьяном виде кричала во дворе писательским стервам: «Вы гордиться должны, что живете в доме, на котором будет набита доска». Не следовало этого кричать в пьяном виде.

Раневская без умолку говорит о своем обожании NN, целует ей руки — и это мне тоже не нравится.                Л. Чуковская

* * *
Расин Жан-Батист

Жан-Бати;ст Раси;н (1639 – 1699, Париж) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра». Википедия

17 сентября 40. - Расин умер оттого, что король ему не ответил на поклон. Он был в силе, а потом кто-то оттер его. Чтобы проверить свои акции, он пошел к мессе и стал на положенное ему место. Дождался выхода короля. Поклонился ему, а тот не ответил. Тогда Расин пошел домой, лег в кровать и к вечеру скончался.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

Распутин Григорий

РАСПУТИН (НОВЫХ) ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ (1864, Тобольская губ. - 1916, Петроград), из крестьян Тобольской губернии, получил известность как  “сибирский пророк”, “святой старец”, фаворит и друг Николая II и его жены.

В 1916 - в день именин царицы (23 апреля по старому стилю) - ехала в Царское Село в одном вагоне с Распутиным. Он сидел против меня, и я его хорошо разглядела.

17 апреля 42. Почему-то зашел разговор о Распутине.
– «Я видела его один раз. В поезде. Я ехала из Царского с одним моим приятелем. Вдруг вошел Распутин и сел напротив нас. Он был в обычном пальто и шляпе, но в русских сапогах и с бородой. Глаза у него стоят страшно близко друг к другу, как у Льва Толстого, и когда он смотрит на вас – кажется, что его глаза застревают у вас в мозгу».
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой
* * *
Хочется говорить, хочется кричать, что церковь в опасности и в опасности государство… Вы все знаете, какую тяжёлую драму переживает Россия… В центре этой драмы — загадочная трагикомическая фигура, точно выходец с того света или пережиток темноты веков, странная фигура в освещении XX столетия… Какими путями достиг этот человек центральной позиции, захватив такое влияние, перед которым склоняются внешние носители государственной и церковной власти… Григорий Распутин не одинок; разве за его спиной не стоит целая банда…?
                А. Гучков


Рецензии