Наша жизнь лишь узор на сыпучем песке. Саади

 
    
   Столичная пятничная мечеть «Хазрет султан» города Астаны, была построена 2016 году и является архитектурным шедевром 21 века. Мечеть назван в честь легендарного суфийского богослова Ахмеда Ясави.  «Хазрет султан» - эпитет Ахмеда Ясави. Ахмед Яссави по преданию считается одним из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире, третьим халифом тариката Ходжагон и основателем тариката Ясавия. Однако сведения о Ясави известны лишь из многочисленных легенд и из, приписываемого ему же, единственного письменного источника «Дивани хихмат». В ней пишется что он родился в Сайраме в 1103 году и был учеником Юсуфа Хамадани, известного исламского богослова и суфийского шейха. По легенде Ясави умер в 1166 году и похоронен в Яссы, ныне город Туркестан. Оригинал приписываемой ему книги «Дивани хикмат», литературного произведения религиозного содержания, не сохранился. Существует вариант на арабском языке, переписанный (или написанный) неизвестным автором в середине XV века.
   В 1399 году на месте захоронения Ахмеда Ясави по приказу Тимура началось строительство ныне существующего мавзолея. В своем решении Тимур, скорее всего, руководствовался политическими мотивами, нежели религиозными – к тому моменту ему необходимо было укрепление своего авторитета и своей власти над территорией Золотой Орды, завоеванной у Токтамыша. Мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся архитектурных памятников тех далеких времен. В советский период в мавзолее размещался исторический музей. Сейчас же мавзолей является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан» и местом паломничества для мусульман. В 2003 году мавзолей включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Едва ли кровожадный Тимур предполагал, что впишет свое имя и в такую память.
   У мавзолея Ахмеда Ясави есть и своя примечательность. В ней с 14 века сохранились две двери — дверь центрального зала и дверь усыпальницы. В середине одной из дверей на четырёхугольной бронзовой пластине и на кромке, вделанного в пластину, бронзового кольца, приспособленного для стука, выгравированы надписи религиозного характера на персидском и арабском языках. Но одна из надписей является строкой из поэмы Саади «Гулистан» и гласит: «Наша жизнь лишь узор на сыпучем песке…». На пластине есть и автограф мастера, изготовившего эти двери: «В году семьсот девяносто девятом изготовил раб немощный и просящий Изз ад -дин ибн Тадж ад -дин ал-Исаги. Да будет эта дверь для достижения радости и всегда приносящей благо, открытой для друзей, и закрытой для неприятелей!». Скорее всего и строка из поэмы Саади выгравирован им же – теперь уже безвестным рабом с поэтической душой.
    
Двесов Н., июнь, 2019 год.(Текст взят из интернет-журнала "Нур кисса" по ссылке - Искусство. Нур кисса. г. Астана и по ссылке nurkissa.kz).


Рецензии