Переходный возраст. Дневник мамы-филолога

               
                – Ты прочитал «Муму»?
                – Конечно, прочитал.
                – И кто же такая Муму?
                – Мам, ну ты чё? Корова. 
               
  31 августа. Вынес из комнаты книги, сказал, что на полки поставит учебники. Просьбу протереть полки отверг. Мотивировал: священные предметы земную пыль не оставляют.
  1 сентября. Вечером танцевал джигу – русский всего два раза в неделю.
  2 сентября. Вечером танцевала джигу – взяла в библиотеке этимологический словарь Фасмера*. Счастье есть. Смотрел недоуменно.
  3 сентября. Утром, глядя в зеркало, сообщил, что он франк. Поправила – франт. Не соглашался, доказывал, что Щеглинский лучше знает. Осведомилась, на каком основании. Затруднился ответить. Привлекла Фасмера. Опоздал в школу. Выпендрился перед Щеглинским знанием русского. Принёс синяк и победу. Был горд. Нарисовал звезду на рюкзаке.
  4 сентября. Утром, глядя в зеркало, сообщил, что он франт. Проинформировала, что в переводе с польского «франт» – «шут, плут». Сказал, что он красавчик. Возненавидел Фасмера.
  10 сентября. Поинтересовалась за ужином, что такое причастие. Узнала – это  внебрачный ребёнок глагола и прилагательного. Деепричастие – плод преступной страсти глагола и наречия. Поинтересовался у меня, будут ли при таком раскладе причастие и деепричастие кузенами. Задумалась. Пришла к выводу, что нет: они единокровные.
  18 сентября. До сих пор боюсь что-либо спрашивать.
  1 октября. Попросил книги на полки. Выбирал долго. С ходу отверг Фасмера. Принцип отобранного не поняла. Объяснил охотно – обложки прикольные.
  3 октября. Пыталась выяснить, что начал читать. Объяснил охотно – ничего, взял для антуража, всё-таки комната интеллигентнее с книгами на полках.
  4 октября. Принимал даму сердца. Излучал счастье. Наверное, она умненькая, раз украшался книгами и подобрал штаны с пола.
  6 октября. Продлила Фасмера. Смотрел неодобрительно.
  10 октября. Рассказывала главреду по телефону про Фасмера. Оказывается, «ряха» раньше значило «щеголиха». «Неряха» – не щеголиха, получается. Делал вид, что не заинтересован, но пиджак с пола перевесил на подоконник. Во избежание эксцессов закрыл дверь в свою комнату.
  11 октября. Полюбопытствовала, каким судном командовал капитан в «Капитанской дочке». Был осмотрителен (вспомнил «Муму»), взял паузу. По зрелом размышлении изрёк, что не подводной лодкой.
  12 октября. Выдвинул теорию о недопустимости каверзных вопросов. Стало быть, начал читать «Капитанскую дочку».
  15 октября. Предъявлял претензии коту насчёт пиджака. Обронила: «Береги платье снову». Смотрел озадаченно. Нет, не начал.
  16 октября. Чистил пиджак, поносил и платье снову, и честь смолоду. О, осилил эпиграф. Принёс 2. Оказывается, эпиграфа мало. Роптал.
  19 октября. Нашла у Фасмера слово «межеумок». Поделилась восторгом. Принял на свой счёт. Хлопнул дверью.
  22 октября. Корпел над докладом о вреде курения. В одном из пунктов добавил, что читать тоже вредно, кто дочитает, тот умрёт. Теперь и по биологии 2 будет.
  23 октября. Принёс 5. Ликовал. Биологичка, как и предсказывал, не чи-та-ет! Выразила сомнение. Уверял, что напрасно: чудес в мире, как мух в сортире. То-то я не нашла на полках Филатова. Срочно изъять! Не дай бог начнёт цитировать в школе «Любовь к трём апельсинам».
  24 октября. Принёс 2. (Проектом заинтересовались завучи.) Был поражён, что кто-то читает. Подала идею пересдать. Отринул в гневе, вопил, что гордый. Заметила, что, по мнению Фасмера, "гордый" восходит в латинскому gordus – «тупой». Проклял этимологию. 
  3 ноября. Продлила Фасмера. Смотрел негодующе. Звонил отцу, давил на жалость. Плакался, что не может больше жить под игом маминого немца.
  4 ноября. Звонил бывший муж. Заявлял, что будет категорически против, если я пропишу Фасмера в квартиру, купленную в законном браке.
  5 ноября. Опять звонил бывший муж. Недовысказанный глагол жжёт сердце. Решил довести до сведения, что про Розенталя* тоже давно знал.
  15 ноября. Утром стонал, что в школу не пойдёт. Взывал к милосердию, был бледен, уверял, что мигрень. Неужели читал Толстого?! Фантастика.
  19 ноября. Искал пару носку. Был гневлив.
  20 ноября. Искал пару носков. Сожалел о прошлом, конкретно – о третьей четверти XIX века. Всё же иногда читает историю.
  23 ноября. Поносил 1861-й до поиска носков. Исходил негодованием по поводу отмены крепостного права. Поинтересовалась истоками уверенности в барском происхождении. Не снизошёл. Лишь было слышно в тишине бурленье крови голубой.
  29 ноября. Вечером танцевал джигу – 37,2. Перемерил под надзором вдали от батареи – 36,5. Стенал, сел делать русский.
  3 декабря. Продлила Фасмера. Смотрел обречённо. Спросил, каковы будут библиотечные санкции, если сжечь все 4 тома. А хотя бы один? Напомнила, что русский язык чрезвычайно богат. Демонстративно открыла толковый словарь на слове «репрессии». Хлопнул дверью.
  7 декабря. Шествуя в туалет, ударился головой спросонья о книжную полку в коридоре. Окончательно уверовал, что книги – зло.
  17 декабря. Утром звонила классная. Спрашивала, что я думаю по поводу намечающихся двоек в четверти. Вот это эпидерсия... Ответила, что фраппирована. Вечером выдвинул теорию о недопустимости каверзных ответов. Уточнял, я фраппи…что?
  24 декабря. Исправил три двойки на две тройки, заявил, что он гений. Не сошлось.
  25 декабря. Принёс 3 за диктант. Делал вид, что фраппирован. Настаивал, что грамотность передаётся по наследству и знает на 5. Оценила оригинальность теории. Попросила установить, в каком звене произошёл генетический сбой.
  30 декабря. Звонил бывший муж, спрашивал, что положить сыну под ёлочку. Заверила: будет в восторге от словаря. Осведомлялся между делом, рассталась ли я с Фасмером. Призналась, что нет. (Понимаю, что некрасиво, но продлю ещё на месяц.)
  31 декабря. Имеет ли смысл закрашивать седину в середине учебного года?
  1 января. 7 часов утра. Взрыв? Пожар? Потоп? А, нашёл под ёлочкой словарь. Радуется.
  2 января. Каникулы! Впервые не согласна с Фасмером. Это вовсе не собачьи дни.
  3 января. Проснулся в полдень. Осознал, что в школу не надо ещё неделю. Расчувствовался, позвонил отцу. Тот поинтересовался, как поживает Фасмер. Был удивлён вопросом, сказал, что умер. Звонил бывший муж. Выражал соболезнования. В голосе чувствуется облегчение по поводу прописки в квартире, купленной в законном браке. 
  4 января. Обозвал кота межеумком. Вынуждена признать правоту. Кот действительно королобый.
  7 января. Был тих и кроток. Источал благость. Думала, Рождество, ан нет – спёр с полки «Библию секса».
 8 января. Второй день ваяет очередной доклад. Теперь по истории. «Библию» отняла ещё вчера.
  9 января. Ушел в третью четверть.
  13 января. Дописывал доклад. Уверял, что максимально раскрыл тему «Петровские корабли». Гнушался фломастерами, требовал перо. В полночь начертал название. Шевельнулось смутное предчувствие.
  14 января. Утром рассказывал, как мошенники снимают с телефонов деньги. Опасно отвечать на звонки с незнакомых номеров.
  15 января. Звонят второй день. Хорошо, сын предупредил – трубку не беру.
  17 января. Секретарь генерального пригласила в приёмную к телефону. Думала, коллеги из Белгорода, оказалось – классный руководитель из школы. Известила о предынфарктном состоянии исторички. То-то странным мне показалось название «Челн и клипер. Сходства и различия». Подвергся допросу и пыткам. Лишён телефона и интернета. Был честен и прям, делал круглые глаза и клялся, что таких слов, какие историчка прочитала вслух в докладе, сроду не знал.
  18 января. Историчка всё звонит. Может, хочет поздравить с Крещением?
  19 января. Взяла трубку. Поздравила историчку с Крещением. Не впечатлило. Выслушала гневный рассказ, отказалась принимать меры. Если ребёнок читал Станюковича** и знает типы кораблей, ему 5 надо ставить.
  21 января. Подал свою кандидатуру в президенты школы. Одноклассники поддержали. Ликовал.
  23 января. Учителя нет.
  24 января. Вышел на дебатах к микрофону, объявил, что от оппозиции. Отключили микрофон. Опять звонят... Взяла трубку. Сняли деньги.
  30 января. Звонила биологичка. Умоляла проверить дома доклад про размножение донных рыб. Проверила. 5 орфографических и 6 пунктуационных.
  31 января. Принесла домой кардиограмму. Сказал, что похожа на график синуса. Прогиб не засчитан.
  1 февраля. Посетила психотерапевта. Живописала в красках. Ржал. Прописал покой, сон и чувство юмора. Межеумок какой-то.
  4 февраля. Господи, забыла про Фасмера!
  5 февраля. Оплатила штраф, продлила ещё на месяц.
  7 февраля. Вечером поинтересовался, как я отношусь к ранним бракам, заключенным по обстоятельствам непреодолимой силы, как-то... Не по-детски материл скорую. Говорит, долго ехала.
  8 февраля. Утром принёс в постель таблетки, чай, Фасмера. Какой милый ребенок. Няша. Болото так раньше называли. Укорял: нельзя в 40 лет вести себя как тургеневская девушка. Поскромнее надо быть.
  15 февраля. Закрыла больничный. Встретила в коридоре психотерапевта. У него такие голубые глаза...
  16 февраля. Утром сказал, что в школу не пойдёт. Выразила несогласие. Соседи стучали по батарее. Ночью стучала по батарее соседям. Романтичные звуки захлебнулись на вдохе.
  19 февраля. Нарисовал Италии пряжку и шпоры. Звонила географичка, жаждала узнать, как я к этому отношусь. Уверила, что отрицательно. На мой взгляд, пряжка и шпоры вместе – моветон. По молчанию поняла: географичка не удовлетворена. Пообещала, что в следующий раз обведёт Испанию с Португалией, будет Пушкин в профиль. По молчанию поняла, что предана анафеме.
  20 февраля. Звонила классная. Звеня металлом, поставила в известность, что директор забыл мои прекрасные черты. Бонусом к встрече желал бы получить ответ на вопрос, заданный родителям 1 сентября: «Чем вы можете помочь школе?» Вопрос про помощь лёгкий. Сказала, что могу написать про них в газете, надо только спуститься испросить разрешения у главного редактора.
  Была остановлена на лестнице звонком из школьной приёмной. Благодарили за чуткость, уверяли, что не стоит беспокоить главного редактора главной городской газеты. Директор меня вспомнил, сын похож безмерно, только в пятницу вызывал его и беседовал в течение часа, прелестный ребёнок, копия мамы!
  Какие милые люди. И главное – скромные. Расстались тепло. Попросила передать географичке, чтобы не упоминала остров Сулавеси. Если обвести его по контуру, то получится гитарист «Нирваны» до реабилитации.
  21 февраля. Звонил бывший муж. Орал: «Кто дал мой телефон географичке?» Зато теперь он тоже знает про Сулавеси.
  22 февраля. Примерила с утра мигрень, кружевной платок и нюхательные соли. «Мигрень» в переводе с французского – «половина черепа». Звучит неэстетично, фи.
  24 февраля. Столкнулась на улице с учителем физкультуры. Настоятельно рекомендовал провести беседу по поводу девиантной лексики. Вечером был зван на круглый стол с участием Фасмера. Ни один мускул не дрогнул, лишь кровь отлила от бледного чела. Вещал о Разине, Пугачёве, декабристах. Не испугал. Перешёл на пионеров-героев. Растрогал. Убрала Фасмера. Под чутким руководством и мощным нажимом вспомнил сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения, метафоры, олицетворения, эпитеты. Поклялся котом, что осознал, насколько велик и могуч русский язык. Ушёл в комнату, из-за двери донеслось «эх, ять!» О, он ещё и древнерусский знает?! Не подвела генетика. Приятно удивлена.
  27 февраля. Взяла в библиотеке фолиант с ятями. Благодарил, отнекивался, аргументировал: «Здесь столько еров, что ер прочитаешь». Был зван на круглый стол повторно. Предупреждён, что в следующий раз состоится прямая линия с лингвистами.
  4 марта. Звонили родители некоего Пупкина Васи. Представился отцом и басом отпросил Васю с трёх последних уроков. Доказывала неосмотрительность подобных поступков. По батареям не стучали. Романтичных звуков тоже не издают. По-видимому, я разбила ячейку общества.
  8 марта. Нашла в почтовом ящике шоколадку и записку: «Спасибо. Вася». Спасибо, Вася!
  11 марта. Поинтересовался, как я отношусь к бракам, в которых женщина старше на 20 лет. Обрадовался единомыслию, сказал, что причины фаворитизма при Екатерине II учить не будет. Лучше потом сделает доклад. (Только через мой труп.)
  13 марта. Вела прямую линию с читателями. Дозвонившийся на пятнадцатой минуте поинтересовался, какие документы должен собрать ребёнок в детдом, если, играя с Щеглинским, проломил баскетбольным мячом дверь книжного шкафа. Затруднилась ответить, перевела звонок на юриста. Всю ночь искала в интернете арапник и нормального психотерапевта.
  14 марта. Принёс три пятёрки. Доказывал, что имеет все шансы перейти в следующий класс экспромтом. Все три по физкультуре. Экстерном не получится.
  19 марта. Ждал с работы во дворе. Крутил на турнике «солнышко». Преисполнившись гордости, заявил, что теперь он настоящий экстраверт. Где он начитался слов на «Э»?
  20 марта. Звонила учительница русского, заклинала отобрать словарь: написал всем девочкам по стихотворению. Всё бы хорошо, но – эпитафии.
  23 – 30 марта. Каникулы. Гостил у отца. У него «экологичненько». Естественно – все книжные черви сдохли от голода.
  31 марта. В классном чате пообещал к Дню дурака написать всем, включая учителей, по маргиналу. (По мадригалу.)
  1 апреля. Не разбудила.
  2 апреля. Звонила классная. Сказала большое человеческое спасибо.
  8 апреля. Утром обнаружила, что меня добавили в родительский чат. 119 сообщений! Вышла. Снова добавили. Написала пару эпитафий. Вышла.
  9 апреля. Молчат, как соседи. Эпитафия – прекрасный жанр! Вернула словарь.
  10 апреля. Надеюсь в одно прекрасное утро быть добавленной в чат акционеров «Газпрома».
  13 апреля. Писала «Тотальный диктант». Вечером диктовала тоталитарный. Внутренний голос шепнул: «Не проверяй».
  15 апреля. Хвастал по телефону, что написал административный диктант на 5. Усомнилась. Принёс 5. Требовал сатисфакции. Предложила экзекуцию за 3 в прошлой четверти. Вспомнил фольклор про выколотый глаз. Говорил о милосердии и сердобольности как о неопровержимых фактах, доказывающих, что современное «сердце» уже суффиксальный диминутив от старинного «серд». Потряс. Заикнулся о поощрении за изыскания. Сочла достойным и рассказала, как пишется «конъюнктивит».
  16 апреля. Получила гонорар за статью о Фасмере. Всё ещё надеюсь на «Газпром».
  22 апреля. Принёс 4 листа с подписями. Первоклашки просят быть у них вожатым в школьном лагере.
  23 апреля. Принёс ещё 4 листа. 107 учителей свидетельствуют: вожатский состав укомплектован.
  25 апреля. Сотворил опус про омбиции в омнибусе. Полюбопытствовала, давно ли перешёл на иронические стихи. Оскорбился, настаивал, что это гражданская лирика. Показала словарь. Сказал, что слышал про гонения, но не думал, что они коснутся и его.
  1 мая. Завершил работу над сборником элегий и эпиграмм. Боролся с цензурой за сохранение эпитафий. Цензура хоть и с трудом, но вырвала победу и смыла её в унитазе.
  2 – 5 мая. Фрондёрствовал все праздники. Смотрел многозначительно. 
  6 мая. Звонил в типографию. Заявил, что рукописи ценнее.
  13 мая. Испытывал желание творить. Заперся в комнате при свечах. К утру натворил сочинение на свободную тему «Живёт ли душа Екатерины II в Алле Пугачёвой?»
  14 мая. Что-то из школы не звонят. Авитаминоз, наверное.
  15 мая. Я же поменяла номер.
  20 мая. Не сделал доклад по истории. Передал искренний привет от исторички. Верю.
  21 мая. Секретарь генерального пригласила в приёмную к телефону. Пытался заключить сделку с завстоловой – реклама вермишели в обмен на чипсы. У завстоловой узкие горизонты, она не верит в рекламу. Рассказал первоклашкам, что «вермишель» в переводе с итальянского – «червяки». Сорвал питательный процесс. 
  28 мая. Подрался с президентом школы. Нарисовал звезду на рюкзаке. Ночью считала, их 17.
  29 мая. Завтра всё.
  30 мая. Мартини асти.
  31 мая. Источал яд. Намекал, что вчера вечером была похожа на Сулавеси. Не верила. Предъявил фото. Попросила удалить. Согласился в обмен на Фасмера. Лично поехал в библиотеку сдавать. Из библиотеки отбыл к бабушке на дачу. Так внезапно.
  1 июня. Пошла в библиотеку за Фасмером. Долго искали формуляр. Оказалось, я его закрыла, потому что переехала в Мурманск. Насовсем. Позвонила на дачу. Приветствовал восторженно. Спросил, как там в Мурманске. Пообещала убить. Радостно вопил, что нельзя – День защиты детей! И, уверена, показал язык.
  2 июня – 29 августа. Картошка, помидоры, огурцы, отпуск, картошка, картошка, картошка.
  30 августа. Имеет ли смысл закрашивать седину перед 9-м классом?
  31 августа. После работы зашла в библиотеку. Пришла домой с Шанским*. С высоты метра восьмидесяти пяти презрительно хмыкнул: «Чего-то он жидкий, Фасмер толще». Полистал из вежливости. Полистал внимательнее. Полистал ещё раз. Замогильным голосом поинтересовался, почему все слова на букву «А». Объяснила охотно – это  первый том. Всего их 14. Материла скорую. Долго ехала. 
  1 сентября. Здравствуй, девятый выпускной! Записалась к психотерапевту. Превентивно. Тем более у него такие голубые глаза...
      
* - М. Фасмер, Д. Розенталь, Н. Шанский – авторы словарей.
** - К. Станюкович – русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота.


Рецензии