Ч. 2 Разведка начинает действовать

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/17/1581

Крымская война началась с того, что русские войска оккупировали Молдавию и Валахию. Когда Николай I отказался в ответ на требования правительств  Турции, Англии и Франции вывести войска с оккупированных территорий, эти страны объявили войну России.

Интересно, что нигде в исследованиях не говорится, почему союзники не стали вести войну на Дунайском направлении, предоставили это делать туркам, а сами предпочли высадку десанта в Крыму. Скорее всего, на мой взгляд, союзники опасались холеры, свирепствовавшей в Валахии.

Кроме того, уничтожение русским флотом в Синопском сражении турецкой эскадры, а также и и города Синопа с многочисленными жертвами среди мирных жителей вызвало умело подогретое печатью негодование читающего населения в Европе. Поэтому атака Севастополя и Черноморского флота служила и политической цели.

Кроме того, эта атака оттягивала часть русских сил с Балтики, поскольку англичане планировали  разрушить Кронштадт и Санкт-Петербург.

Когда союзники договорились высадиться в Крыму, то спохватились, что ничего о нём не знают. Разведка, которую в то время возглавлял полковник Симменс, собрала все карты и книги о Крыме, написанные путешественниками, начиная с 1820 года. Принялись их анализировать.

Понятно, что книги, написанные путешественниками, представляли невеликую ценность с военной точки зрения, а те из них, что были написаны военными, давно устарели. 20 июля 1854 года англо-французская эскадра произвела разведку крымского побережья.

Англичане и французы убедились в том, что побережье укреплено очень слабо, а укрепления Севастополя находятся непосредственно у города. 27 июля генерал Браун доложил лорду Раглану, что наиболее благоприятный пункт для высадки десанта – устье реки Качи.

Но это предложение было отвергнуто из опасения, что из Севастополя могут быстро прибыть подкрепления. Советник Раглана генерал-лейтенант Бургойл предложил высадить десант в Евпатории. Это предложение было принято. Французский и турецкий командующие его поддержали.

19  сентября, не встретив ни малейшего сопротивления, десант союзников спокойно высадился на побережье залива Каламита. Первое сражение произошло на реке Альме, где русские войска были разбиты и в панике бежали. Потери союзников составили 3300 человек, потери русских войск – 5700 человек.

Если вначале отсутствие должной разведки не играло особенной роли, то после сражения на Альме союзное командование пребывало в некой растерянности, несмотря на победу, что делать дальше.

Прими союзники решение, которое предлагал Раглан - продолжить преследование русских войск, они могли бы с ходу занять Севастополь. Но воспротивились осторожные французы.  Остановившись лагерем на Бельбеке, английский и французский главнокомандующие и их штабы обсуждали, как атаковать Севастополь, с Северной или с Южной стороны.

Меншиков задумал операцию по дезинформации противника, которую отлично выполнил его доверенный офицер. Под видом вдребезги пьяного заблудившегося курьера офицер выехал в расположение войск противника.

При нём англичане обнаружили сумку со всякими подлинными бумагами светлейшего князя, в том числе черновик письма Меншикова императору, в котором тот докладывал о состоянии обороны Севастополя.

Черновик был составлен так, чтобы ввести в заблуждение союзников. Для правдоподобия Меншиков пожертвовал большой суммой в золотых монетах, которую курьер якобы должен был по поручению Меншикова кому-то передать. Золото находилось в сумке вместе с письмом.

Черновик письма русского главнокомандующего императору побудил союзников принять ошибочное решение атаковать Севастополь с Южной укреплённой стороны, а не с едва защищённой Северной стороны.

Отсутствие должной разведки сыграло злую шутку с главнокомандующими французской и английской армий. 26  сентября союзники без боя заняли Балаклаву, что было тоже для них неожиданно, потому что они считали, что войска Меншикова будут ожесточённо сражаться.

Но войск там не оказалось, Меншиков отвёл их к Бахчисараю, считая более важным защитить Симферополь. Обстановка требовала как можно быстрее заставить эффективно действовать разведку. Раглан жаловался в Лондон, что он не знает, какие силы сосредоточены в Севастополе.

29 сентября новый начальник разведки Каттли, назначенный вместо полковника Симменса, представил главнокомандующему первый доклад. Он основывался на информации, полученной от взятого в плен Сэмюэля Андерхагена, сына лютеранского капеллана в Севастополе.

Правда, Каттли предупредил, что полностью доверять сведениям молодого человека нельзя. Андерхаген всё преувеличил - как число русских войск, так и потерь на Альме, преувеличил он и численность союзных войск.  Но он передавал слухи.

Из этого Каттли сделал вывод, что моральное состояние русских войск после поражения на Альме стало падать. Точные сведения  Андерхаген сообщил о позициях 16-й и 17-й пехотных дивизий, находившихся в трёх с половиной милях от позиций союзников и о том, что Меншиков, опасаясь пьяного бунта, приказал жандармам уничтожить всю водку.

Кроме того, пленник рассказал, что севастопольский гарнизон ожидает пополнения двумя пехотными дивизиями. Численность гарнизона он назвал неправильно.

Дополнительные сведения о численности русских войск в Крыму были получены от командира парохода  «Retribution», который, в свою очередь, получил их от командира австрийского брига.

Можно считать, что с этого первого донесения Каттли британская разведка стала поставлять главнокомандующему нужные сведения.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/20/1009


Рецензии
британская разведка сильна!!!

Григорий Аванесов   26.05.2020 14:21     Заявить о нарушении
Российская сильнее.

Владимир Врубель   26.05.2020 19:46   Заявить о нарушении
Вам виднее!!!

Григорий Аванесов   27.05.2020 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.