Книгохроники - 2019. 5. П. Беседин

Обзорные книгохроники литературоголика 2019.5. П.Беседин

5
А вот вам – симпатяга, красавчик – ему бы фотомоделью работать!, там думать не нужно, – а он в писатели пошёл – Платон Беседин. Он вообще с некоторых пор стал моей слабостью. Не подумайте ничего плохого, но я с превеликим наслаждением слежу за его творчеством, за его восхождениями на Олимпы и Эвересты и прочие горы современного литературного хлама. Иногда даже похрюкиваю от удовольствия, то и дело находя такие фразоньки, такие мозгодробительные слововыверты, что – пальчики оближешь! Скажу по секрету, есть, есть у меня на него критиковедческие виды. Правда, Александр Кузьменков уже начал расчищать бурелом, разобрал некоторые Платоновские сочинения. Ну да ничего, там ещё много наворочено, не отдохнёшь.  ЕБЖ, как говорил Лев Николаич. Если, конечно, мой скепсис меня не остановит, мол, не трать время на мусор.

Впрочем, мусор, мягко сказано. Выберите сами из списка выше необходимый синоним. Таких гениальных в своей наивной бездарности текстов я ещё не встречал! В них есть все самые лучшие оттенки понятия «графомания»! Тут и безграмотность, и вычурная витиеватость слога, и нарочитая поучительность от прочитанного, но не усвоенного материала по философии, психологии, медицине, и главное – «чернуха»! Беспредел во всех его проявлениях. Игра в догонялки с Вл.Сорокиным, Ч.Буковски, Ч.Палаником, С.Хоумом. Начитался-наелся до отрыжки, до изжоги, и вот эта субстанция теперь прёт из «писателя»-натуралиста неостановимым фонтаном. Но ладно бы, приблизился по уровню мастерства хоть к «выдающемуся стилисту» Сорокину, и этого нет. Радуют лишь филологические перлы. Вот уж где обхохочешься!
 Сдаётся мне, у нашего «аффтара» не просто патологическая неспособность к обучению писательскому ремеслу, а определённый уровень расстройства интеллекта, что ли?..

Знаете, что такое «паронимия»? Нет, это не медтермин, хотя, для П.Б. – это таки болезнь, ведь он с дуболомным упорством, из текста в текст смешивает паро;нимы — слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Он не отличает «плевелы» от «плевры» и «плевы», смешивает «конструкты» и «конструкции», «провинции» и «провинциалии». А его «компостерная яма» - вообще стала притчей во языцех.

  Согласно Википедии, крымчанин П.Б. учился в Севастопольском национальном техуниверситете, а потом в Киевском институте психологии при АН Украины, но, похоже, русский язык там не преподают, а сам П.Б. не посчитал нужным для себя осилить хотя бы школьные учебники.И "технарь-психолог" решил подвизаться на стезе литераторства, или – присоветовал кто?.. Ох, я бы этому «дяде с большими усами!»… Ну не в политику же идти, хотя, всё впереди. Хорошо, хоть не в медицинский на хирурга пошёл, и то ладно. Представляю, что бы он натворил, судя по дилетантскому употреблению медицинских знаний в своих «шедеврах». Вот пример из рассказа «Рождество»:

«Но я всё равно устаю. Мысли вялые, ленивые, неуместные. О девушке, которая обещала любить всю жизнь, но, видимо, соврала. О бабушке, которой недавно удалили родинку, а на её месте выросла другая, с гнойным отростком (Родинка с гнойным отростком? Может – бородавка или папиллома? – А.Т.). О надеждах, которыми жил в университете, но ни одна не оправдалась. Мысли суетятся, толкаются, ползут к родничку (Карл, это жесть, я писаю кипятком!.. К какому родничку???  Родничок (их, кстати, несколько),  у новорождённого зарастает вообще-то в течении 1-18 месяцев!!! А мы имеем взрослого тупорылого мужика! – А.Т.), как колорадские жуки, собранные в банку». (Зацените этот перл. Наверное, всё-таки это были не жуки, а тараканы. Причём – в голове у автора этой галиматьи. – А.Т. ). Ну что, читатель, тебя пробрало, теперь ты мне веришь?.. А сие – только малая толика, кусочек бесединской вымышленной действительности. И об этом «родничке» он ещё не раз будет вспоминать вместе с «перинатальной травмой». Диагноз, что поделаешь.
О каком говорить стиле, мастерстве данного автора, если его нет вообще, в принципе! Фон, пространство в котором действуют персонажи – беспросветная  мрачь, в которой они матерятся, мочатся, блюют, упиваются, дерутся, ширяются, вступают в говно и в преступные группы, трахаются в морге с первым попавшимся уродом, отрезают член у мёртвого («Книга Греха») и тому подобный извращенческий хоррор. И это ещё цветочки, сразу вспомнившиеся.

То, что мне довелось прочесть – полная жесть! Фразы, предложения, словесные формулы, с помощью которых П.Б. пытается выстроить рассказы, писанные, как под копирку, в итоге выливаются в шедевры беспомощности! Ощущение, будто наш герой недавно вылез из пещеры в большой город – и толком не понимая, куда попал, зато немного овладев клинописью, – давай карябать отсебятину. 

«Молчу, вспоминая старуху-мать. Провожая меня на войну, она обливалась слезами, застревавшими в морщинистых складках её землистого лица, и лобзала меня с головы до ног».
«Вскакиваю, закидывая ноги вверх, а потом перенося всё тело в вертикальное положение».
(«Милосердные», рассказ).

Цитировать эту феерию можно бесконечно!
Мне стыдно такое читать, а П.Б. – не стыдно такое показывать  читателям! Да ещё и выдвигать эту гиль на большие литпремии. Отчего, почему, зачем так себя позорить? Автор не понимает, что он делает?, читатели не понимают, что читают?.. Популярность в определённых кругах подобных прозаиков говорит только о том, насколько далеко зашла моральная деградация общества. Есть же ведь спрос на такую макулатуру, а соответственно, она выходит немалыми тиражами. Поневоле начинаешь жалеть об отсутствии художественной цензуры. Тут я рискую впасть в морализаторство, за которое часто ругают самого Беседина, т.к. он ещё и колумнист, то бишь ведёт политико-публицистические колонки в известных российских газетах. Основной посыл гневных филиппик – как всё плохо! «Адский ад», мы все катимся в бездну, будь она проклята! Он искренен в своих чувствах, заблуждениях, фобиях. Ему веришь, он познал истину, не ведомую простым смертным. А если спросить, кто виноват? Он ответит – «матрица». А что делать? – он не знает, возможно, брюзжать на всех и вся, а вдруг – это поможет.

Кто ответит на вопрос вопросов: откуда вообще берутся «гении от литературы»? Кто их назначает на эту должность, кто даёт путёвку в жизнь? Кто создаёт этих монстров разума? И – зачем? Они что – не постигают, что творят? И те, и другие. Первые стесняются сказать «Платоша (Ваня, Саша, Маша etc), прежде чем что-то писать, изучи хотя бы теорию литературы, если Б-г таланта не дал, чтобы хоть в техническом плане не выглядеть, как корова на льду». Вторые (увы, я в их числе) стесняются, боятся обидеть, но все эти моральные поглаживания юного дарования в итоге приводят к вынянчиванию неких окололитетатурных гомункулов, которые плевать хотели на сами понятия «работа», «дар». Зачем понимать и работать над собой, достигая совершенства в Слове, если дворник дядя Вася сказал, что ему понравился твой рассказик. Ну значит, я – писатель. А говорят, Б.П. сам З.Прилепин по плечу похлопал, дал путёвку в литературу. Помрачение на него, что ли нашло?..

Срабатывает извечный принцип «кукушка хвалит петуха», и – с помощью круговой поруки пошла пошлость в люди. Остаётся развести руками и немо посожалеть. Причём не только о состоянии современной  прозы, но, конечно же, и о состоянии современной поэзии и о влиянии этих видов искусства на социум. 

Об отстое можно рассказывать бесконечно, смаковать, разбирать по косточкам, ну ведь донельзя же интересный пациент! Но – стоп, довольно, иначе мой скромный разбор полётов зайдёт слишком далеко и перерастёт во фрейдистскую монографию, а это не моя цель. Повторю только избитую истину: Литература не должна вызывать отвращения, не должна играть на низменных чувствах читателей. Если же основная мотивация автора, описывающего «чернуху», жизнь дна (уж не говорю, насколько всё это было-было-было) и тому подобный бред – только чтобы завоевать себе дешёвую эпатажную популярность, то тогда уж лучше реальную пользу обществу приноси. Иди в люди. Помните, была такая традиция у настоящих писателей? Дворником, например, поработай или ассенизатором. Может, жизненного опыта поднакопишь, чё-нить свеженькое накатаешь. А когда меня поучают дилетанты от всех наук и профессий – тошно становится и скушно. Переел я, похоже, девиантной литературы, господа. Ну её к чёрту. 

1-18.01.20


Рецензии