Мир, который нас творил
Один , который нас творил,
Другой , который мы от века
Творим по мере наших сил .
Н. Заболоцкий .
Собирая материал для сообщения о путях развития народного образования в республике "Алтай " и в частности в с. МАйма , я наткнулась на данные , говорящие о том,что образование в селе началось в далёком Х1Х веке . Я прочитала несколько старинных и современных книг , статистических отчётов ,, записок и воспоминаний о заре народного образования в Майме ., нашла много интересного Хочу поделиться своими знаниями с читателями .
В книге "Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году " говорится :" Школьное дело на Алтае стало выдвигаться лишь с 60-х годов , когда был всеобщий всероссийский подъём духа " Однако возникновение церковно- приходской школы в Майме приходится на более ранний срок. И связано оно с культурно-просветительской деятельностью архимандрита Макария (М,Я, Глухарёва ) , присланного из центра .
В "Алтайском сборнике"(выпуск 15 ) за 1992 год говорится о том , что архимандрит Макарий был назначен миссионером в Бийский округ . Он немедленно приступает к делу , которому служит 14 лет . Весною 1931 года о. Макарий прибывает в Улалу , считая , что это самое удобное место для учреждения самого главного места миссии.Вскоре он узнал, что улалинцы, боясь быть насильно крещёнными , хотят откочевать в горы. Поэтому миссионер изменил свои первоначальные намерения и выбрал для миссионерского стана селение МАйма , что стояло в 8 верстах от Улалы , состоящее из 10 домов "давно крещёных инородцев" , создав таким образом опору на первых шагах .
Сотрудница республиканского музея милейшая Лариса Николаевна Романова отыскала и показала мне удивительную книгу года издания 1897 "Сборник исторических материалов о жизни и деятельности Архимандрита Макария Глухарёва " В этой книге пишется как раз об этом же моменте создания миссии :"...таки, осмотревши удобные еста для открытии миссии постоянного стана , избрал место на реке МАйма, при подошвах гор , в устье впадающей в реку Катунь . Деревня Майма или МАйминская названа по реке -- весьма живописное место, с пространною равниною; там жили 5 братьев, по фамилии Чендековы, и другие двое , всего 7 дворов; все они были инородцы,прежде лет за 10 или больше из татар крещёны приезжими миссионерами . По открытии миссии 3 августа 1830 года о. архимандрит МАкарий поселился в деревне МАйма , отстоящей от г. Бийска вёрс 80 .
Весной 1832 года приехал к отцу Макарию приглашённый письмом из Тобольска прежний его товарищ Иван, человек деятельный , крепкого сложения тела ; Отец Макарий по местил его с женою в особом доме в деревне Майма и поручил построение церкви и келий . Преданность свою отцу Макарию Иван доказал на деле ; Они со старцем ПЕтром , при всех недостатках и бедности , принялись за построение того же лета " .Далее на странице 37 узнаю том , что отец Макарий"в целях воздействия на молодое поколение" заводил при станах, которых у него было 3 ,школы для инородческих детей и сам , когда мог ,обучал христианским началам веры, молитвам и грамоте . Даже в своём письме митрополиту Филарету в Москву о. Макарий пишет . :"Между прочим, почитаю за нужное и о том упомянуть , что вкупе с детьми новокрещённых инородцев обучаются при миссии дети инородцев , давно крещённых и обрусевших, и дети русских людей". Насколько тяжело и необычно было то дело, которое двигал своим ежедневным трудом о. Макарий , видно из письма :"Я . как ребёнок малолетний, вожусь с огромным камнем: помогите его поднять, или скажите, что не по вашим силам такая тяж-тягость , что эта стезя не ваша , и пребудьте спокойны и мирны , предав сие дело молчанию строгому "
Об отношении о. Макария как руководителя и наставника народа во время жительства в Майме рассказывает А,С, Чендеков:"...в Майме отец Макарий в своей походной церкви каждый воскресный и праздничный день совершал рано утреню, и потом ,на малом отдыхе , обедню. Всех майминцев-мужчин и женщин,и детей знал в лицо и по именам ... Доброта и смирение архимандрита имели благодетельное влияние на народ " Теперь и улалинцы , когда ознакомились с его деятельностью, полною любви, милосердия и сострадания...сами полюбили его , отдались ему , как дети отцу , и приняли в 1834 году св. крещение . Тогда о.Макарий из Маймы переселился в Улалу С этого времени , я думаю , и надо вести счёт своих лет МАйминской средней школе №1 , ибо не на голом месте выросла она при советской власти , а вобрала в себя всё лучшее от воспитания детей , что несли не одно поколение сподвижников и радетелей народного образования , начиная от церковно-приходской школы Майминской миссии
Немного нашлось имён учителей того времени, но хочется вспомянуть их дела добрым словом В"Памятной книге Томской за 1885 год на странице 312 сообщается , что двое из сотрудников миссии характеризуются так:
Архип Абрамович Орлов- участник войны 1812 года . Георгиевский кавалер, пришедший в Майму пешком в марте 1840 года. ",,,знания его состоят в отправлении церковной службы , хлебопечении и обучении детей грамоте "
Из письма священника Ландышева от 12.02.1847 года узнаём :"Много хлопот я имел о заведении приходского училища при МАйминской церкви " Далее он сообщает ,что Архип Абрамович Орлов оставил Записки, написанные простым, но выразительным слогом о прощании майминцев с просветителем Макарием "
Ещё одна светлая душа, которая служила бескорыстно народу, уча детей грамоте и нравам , была Софья Густавовна де Вильман. Она являлась дочерью погибшего в Бородинском сражении русского офицера , золотомедалистка Смольного института . О ней пишется :"...служила в Майминском стане обучением детей и лечением больных (1840-1844 годы ) В другом месте опять же о ней объявлено :"Сеет добро " . В среднем учились при Майминской церкви 5-20 мальчиков ,7-13 девочек . . Каким ветром пригнало этих людей в сибирскую глушь . остаётся только догадываться Но тихая гордость за родную школу , как сказала учитель информатики Лариса Васильевна Ирлик , охватывает меня и весь коллектив . Это надо же ! У истоков образования в селе стоял сам создатель Алтайской духовной миссии ! Так бывший ученик Радик Григорьевич Кузнецов писал школьным следопытам ещё 1988 году:"Наша школа была правопреемницей популярной в своё время"Образцовой " школы ,которая имела дату формирования конец 20-х годов. И она была наследницей Майминской церковно-приходской школы"
Вот такие ( малая их часть )люди стояли у истоков образования в селе, люди ,чей бескорыстный подвиг жизни должен остаться в памяти народной. Люди , которые приобщали детей к грамоте и письму с тем , чтобы "окружающая тёмная среда озарилась светом Слова ".
Что сказать на прощание .? В прошлом году в феврале месяце майминская школа №1 Майминского района республики "Алтай " праздновала 80 -летний юбилей . Взята за основу была дата не от начала образования обучения грамоте в селе ,а от окончания строительства здания кирпичной школы в конце 30 годов и переселение из старой школы в новую . . Никто не вспомнил о тех , кто значится у истоков школьного образования . А это 180 с лишним лет . НЕ вспомянули . Ни слова. А если кто-то и сказал , то немного ,боясь .что высшее начальство не одобрит ( может ругая причина ..Чего мне гадать ? ). Жаль . очень жаль . Но будем надеяться , что придут другие времена , придут другие люди , которые будут помнить и знать свою историю ,и гордиться ею и людьми , живущими в те далёкие времена.
Свидетельство о публикации №220011801314