Рефлексивная молитва

Когда разговор заходит о молитве, то обычно под этим подразумевают определенную форму общения с Богом.
Первая форма это ритуальная молитва, в которой текст молитвы читают как мантру не вникая в смысл. Это самая бедная из форм. Совершенный текст "Отче наш", оказывается внешним тому, кто его произносит. Верующий проговаривает этот несвойственный себе текст и как бы отсылает Богу, которого представляет во вне. Вследствии этого не может понять ни себя, ни того что он читает, ни Бога. В таком подходе все не связано, есть только представление, что механическое произнесение молитвы разбудит спящие энергии Божии и направит их в помощь страждущей душе. Верующий человек при этом не получает никакого ответа, да он и не предполагается. Какое отношение может быть между всеблагим Богом и тленным червем погрязшим во грехе? Важно только то присуществленное действие, которое опосредованно должна произвести молитва. Такая молитва мало возвысилась над знахарством и заговорами, неотличима от ритуалов волшебства.
Следующий шаг это фарисейская молитва. Она строится в свободной форме, где прославление Бога соединены с  просьбой о помощи и пожеланиями. Здесь сознание христианина шагнуло вперёд, но ещё не оторвалось от мира которому противостоит. Христианин пытается выстраивать личные отношения с Богом, Дух которого он чувствует в своей душе. Дело правда не идёт дальше прославляющих гимнов и просьб о помощи, обращённых вовне к Создателю, но зато ответ от Духа христианин пытается услышать в себе. И если на предыдущем шаге христианин использовал готовую молитвенную форму, то теперь это индивидуальная, личная молитва самого верующего, где он лично обращается к Богу своими словами, идущими от сердца. Конечно, такой подход не свободен от штампов, но уже оживляет мысль.
Следующим шагом он может перейти к более продвинутой форме молитвы - рассудительной молитве книжников, или гностической. Это уже познавательная молитва, в которой христианин пытается получить рассудочное знание  о себе и Боге в человеческом духе. В ней обычно используют выдержки из Писания. Но это ещё односторонняя форма рассуждения в которой личная откровенность не дошла ещё до своего предела. Это ментальная молитва.
Следующим шагом идёт пророческая или рефлексивная молитва. Христианин который в отчаянии любви и веры стоит перед пропастью разделяющей его с Богом, получает откровение от Него. Эта форма соединяет в себе отчаянную откровенность в принятии своего несовершенства и направленное движение любви к Богу в вере. Поэтому несовершенство становится топливом в рефлексивном рассуждении, а не зацикливается на самонаказании. Такое молитвенное состояние, настроено на предельную откровенность перед собой и Богом, в нем христианин решает свои личные вопросы в контексте Божественного всеобщего и это даёт возможность раскрыться до конца в рефлексии. Задача в том, чтобы избежать попадания в штамп, в уже готовую мыслительную формулу. Это подсознательный способ ухода и маскировки содержания надо отслеживать и подвергать рефлексии Духа. Переживание отчаяния в молитве важно как показатель, который обозначает предел за который надо шагнуть. Это всегда шаг в неизвестность который ведёт к рождению нового. Это основная задача молитвы - перемена ума, метанойя. Если все же произошло попадание в штамп, то надо понять, что это значит и, что он маскирует во мне, или иначе, какой страх я прячу в своем сознании. Бывает трудно просительную молитву перевести в рефлексивную, помогают вопросы - Что прошу? Почему? Что этому противоположно? Последовательне "почему" обычно дает результат, приводят к рассуждению о себе, делают шаг к пониманию себя и Бога. Только рефлексивная молитва отвечает своему понятию размышления о Боге в диалоге с Ним. Именно в ней христианин может получить ответ от Духа в своем сознании как новое понимание, которое он ещё не имел ранее.
Следующим шагом выступает уже философская молитва, точнее сказать это даже не молитва, а Сам голос Духа, Его речь, Слово, Его Благая Весть. В ней есть особенности отличающие ее от всего вышеизложенного, но их можно сейчас не касаться из за того, что это уже переход в жизнь со Христом в саму философию по Христу. В этой жизни с Богом дальнейший путь становления открыт только тем, кто перешёл Рубикон смерти и воскрес с Богом в Истине Духа. Таких учит Дух.  Задача же текста показать основные ступени и помочь пройти их последовательно не пропуская. Но даже зная общее направление каждому предначертан свой узкий путь к совершенству и Истине. Ведь задача христианина не только стремиться к совершенству в Духе, но и  стать совершенным как небесный Отец, по заповеди Божьей.


Рецензии