Невыдуманный рассказ

 
Было это очень давно, порой кажется, что жила тогда вовсе не я, а какая-то совсем другая девочка. У меня была бабушка, воспитывающая меня с пелёнок. Она многое делала по хозяйству и особенно в большие праздники возилась поздними вечерами возле плиты, чтобы накормить нас с мамой чем-то удивительно вкусным. Такой вкуснятиной были духовые пироги с тыквой и сушеным абрикосом, узвар из больших груш и листочков резаных яблок, медовая кутья с маковыми зёрнами. Весь набор домашней выпечки, компотов,сладких каш съедался не только нами, угощались и другие наши знакомые - соседи, родственники и дети.
 В последние годы я вспоминаю то счастливое время незабываемого детства, глядя в ночное зимнее небо на яркие блики звёзд, особенно в святые рождественские дни и крещенскую ночь.
 Ежегодно к нам приходил один маленький мальчик. Он был немного младше меня, звали его Толик. Даже не припомню, откуда он знал нас. Жил ребёнок в большой многодетной семье, где кроме него росли ещё три брата. Отца у Толика не было. Мама, как могла, "тащила" на себе воз хлопот и забот о своих птенцах. Таких тогда называли бедными. Но они и были бедными, даже очень. У Толика был один существенный физический недостаток - мальчик не слышал, - полная глухота.И оттого он ещё больше казался жалким.
 Когда по традиции носили вечерю, Толик обязательно приходил к нам и подолгу стоял за калиткой, держа в озябших ручонках незатейливый узелок в простом платке. Тогда бабушка, между делом, спохватившись, выбегала на улицу. Она хватала Толика в охапку и несла в тепло дома. Мальчика раздевали и тёрли ему руки, багрово-красные детские пальцы не гнулись. Утлые рукавички не спасали их от ярости мороза. А зимы в моём детстве стояли не шутейные. Толика усаживали у печки и давали ему горячего сладкого чаю с лимоном. Глазёнки блестели, щёчки румянились уже от печного жара, малыш застенчиво улыбался. И вдруг вставал со скамейки и запевал традиционную песенку о рождении Христа, словно вспомнив, зачем он здесь. Смешно раскланивался и ждал подарка. Ему одному бабушка ежегодно вязала тёплые плотные рукавички и большой шарф, в который можно было завернуть всего Толика. Потом она развязывала узелок и извлекала оттуда кутью. Я не желала даже пробовать кашу из пшеницы, украшенную большими горошинами-конфетами. Мне она казалась невкусной даже на вид. В сравнении с угощением бабули, кутья Толика напоминала о его  бедности. Какую ещё могла сварить кашу мама Толика? Она-то и на украшение дешёвыми конфетками потратилась. Но моя бабушка нахваливала прибывшую кутью, чем несказанно радовала мальчика. Он тоже подставлял рот, чтобы и ему дали ложку его же каши. Со стороны такое представление казалось забавным, но весьма значительным для нашего маленького гостя.
 В мои обязанности входило показать гостю ёлку, стоящую и сверкающую загадочными огоньками в большом зале. Я хорошо помню, как восхищённо замирал мальчик, тараща синие глаза на всё ёлочное великолепие. Поскольку поговорить с ним было невозможно, я отходила в сторону и давала полную свободу чужому ребёнку прикоснуться к новогодней сказке. Толик не спеша обходил   ёлочку, осторожно ощупывал игрушки, рассматривал картинки на флажках, потом усаживался на пол, снова и снова пялился на нарядное деревце. Я удивлялась ему, а он - ёлочке.
 Сейчас, вспоминая те дни, я вижу мальчика и слёзы наворачиваются на мои глаза.
Тогда, в детстве, я не знала, какими бедными могут быть дети, у которых не было простых детских забав и радостей. Но плачу я больше от того, как моя бабушка умела подарить теплоту , щедрость души и рук своих малознакомому ребёнку. Это слёзы вечной благодарности.
 Наугощавшись, наигравшись, Толик мог заснуть у нас. Тогда бабушка заворачивала его в большую шерстяную шаль, а я несла подарки - мы отправлялись к  дому нашего маленького гостя и вручали его маме. Хрупкая худая женщина всегда плакала, благодаря бабушку за Толика. Продолжалось это несколько лет подряд. Они были совершенно чужими нам людьми, но почему-то при бабушке этого не ощущалось.
 Сегодня нет таких отношений, не ценится простой подарочек от любимых людей, нет таких несчастных детей  в нормальных семьях. Никого ничем не удивишь.Остаётся удивляться бесконечно прошедшему детству, людям, сопровождавшим нас тогда,любви и нежности тех, кто согревал без разницы чьих детей, кто мог вот так запросто подарить кусочек счастья маленькой душе. Это время ушло, забрав все свои привилегии.
 Смотрю на крошечную звёздочку. Где ты, маленький Толик, гость моего детства?
 


Рецензии
Здравствуйте, Инна!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2020/02/13/1272 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   25.02.2020 10:26     Заявить о нарушении