О родительском терроре, который и не террор вовсе
Доказывать этой дамочке, что у меня было вполне счастливое детство, бесполезно. Пусть своих детей рожает и воспитывает, как ей хочется.
Но некоторые взгляды на воспитание и приучение к труду всё же изложу...
Помнится, приехал как-то мой отец к старшему сыну в гости, а у того двое сыновей-двоечников.
И сидит потом отец средь нас и как бы между прочим рассуждает:
- Ну, конечно у них дети будут плохо учиться! Над детьми же в младших классах, пока они делают домашние задания, нужно СИДЕТЬ. А им лень...
Впоследствии я уже много раз наблюдала эту самую родительскую лень на примере своих учеников.
Можно сколько угодно прикрывать свою лень и безответственность любовью, но только там, где родители со своих детей по максимуму требуют, можно ждать положительного результата.
Другое дело, что этот максимум должен отталкиваться не от родительских амбиций, а от уровня конкретных способностей ребёнка.
Сама я много лет проработала на ниве музыкальной педагогики, и хотя основной и самый плодотворный мой период жизни пришёлся на работу в вузе, с детьми в ДМШ работа мне тоже знакома не понаслышке.
Поэтому имею и опыт, и право говорить на эту тему.
Вспоминаю своё счастливое детство и смеюсь.
Гоняла на велосипеде и мопеде.
Как рыба, плавала.
По месяцу каждое лето проводила на детской турбазе с обязательными походами и ночёвками в горах.
Ходила в балет и музыкальную школу.
Проверяла себя на храбрость ночью на кладбище...
Запоем читала с фонариком под одеялом...
А террор? Да, был!
Но вспоминаю я его со смехом.
Да, родители установили с первых же дней учёбы мне планку, ниже которой опускаться было нельзя!
Моей первой в жизни оценкой была красивая жирная тройка.
Я летела домой, как на крыльях, и сияла от счастья, что наконец-то меня оценили.
А дома мне по крыльям хорошенько надавали и так низко летать запретили!
Вот и весь урок...
Со временем я к установленной родителями планке привыкла и сама уже без неё не могла.
Для ребёнка с нормальной психологической установкой и нормальными способностями тройка - это позорная оценка, свидетельствующая о его глупости, ущербности и лени. А это позор.
Кому много от природы дано, с того обычно много и спрашивается.
Начнёшь спрашивать меньше, больше навредишь, чем поможешь.
Потому что наши детские победы светят нам в душе потом всю жизнь.
В музыкальной педагогике есть принцип: "Требуй невозможного, получишь максимум".
Сидит, например, у тебя в классе студент и что-то там себе еле ковыряет, нисколько при этом не считаясь с тем, что у тебя тоже уши имеются.
Тут-то ты и включаешь свой "терроризм", торжественно объявляя, что на следующем занятии (желательно в семь утра!) он должен всё произведение исполнить тебе наизусть, а не то...
Это и есть то самое "невозможное", потому что студент за такой короткий срок ни за что в жизни наизусть этого произведения не выучит.
Но студент этого ещё пока не знает...
В результате он на следующем занятии уже бегло играет произведение по нотам, и тебе можно уже работать с ним над музыкой , а не терпеть и исправлять его бесконечные ошибки.
Между прочим, многие преподаватели музыкальных колледжей и вузов держат планку настолько высоко, что явиться к ним с неразобранным материалом никто даже не посмеет. Всю черновую работу до занятий он должен сделать сам.
Хочу быть правильно понятой. Не о музыке веду речь.
Музыкальное обучение - это всего лишь наглядный пример.
Всё дело в том, что такое обучение для многих - тяжкий труд, и далеко не каждый в детстве способен до конца выдержать этот многолетний марафон, просиживая часами за инструментом, когда вокруг так много соблазнов.
И если родители не включаются в процесс, многие без их помощи не доходят даже до середины пути.
Принцип же невозможного для получения максимума УНИВЕРСАЛЕН.
Просто этот самый максимум в зависимости от способностей и рода деятельности будет различным.
Можно привести и ещё несколько наглядных примеров организации работы ученика дома.
Например, задание на дом уметь сыграть Полечку без остановок пять раз подряд!
Здесь логика простая: сможешь сыграть без остановок и ошибок пять раз подряд, уж один разок на сцене и подавно сыграешь.
Сцена - это всегда стресс. Руки дрожат, коленки - тоже. В мозгах полная неразбериха.
А играют учащиеся перед комиссией четыре раза в год!
Тут приходит на помощь ещё один "террористический" и совсем не обязательно музыкальный принцип: "Хочешь на сцене выглядеть на 100 процентов, дома должен играть на 200, хочешь получить 5, дома учи на 10!"
Да, не всем родителям это подходит. И не всем детям тем более.
Но если ребёнок явно демонстрирует к обучению хорошие способности и с него не спрашивают в полной мере, существует опасность выезжать не за счёт приложения труда, а только за счёт способностей.
А это со временем начинает тормозить его развитие...
Ну, и напоследок приведу ещё один пример!
Был у меня в ДМШ ученик с ограниченными умственными способностями.
Преподаватели сольфеджио и музлитературы его чуть ли не за дауна считали и к концу четвёртого класса стали заикаться об отчислении, потому что он за четыре года "даже нот не знает".
- У вас, - говорю - он нот не знает, а у меня по этим нотам вовсю играет!
Теоретики конечно же усомнились, явились к нам на переводной экзамен и не поверили своим глазам, вдруг увидев перед собой не природного дурачка, а собранного, уверенного в себе и тонко чувствующего мальчишку, честно отрабатывающего на сцене свою пятёрку!
Надо сказать, что в общеобразовательной школе этот ребёнок был тоже по всем предметам двоечником, которого переводили из класса в класс в надежде на ПТУ.
Не знаю, как сейчас, но в детстве на уроках он жил в состоянии, которое легче охарактеризовать, как "никого нет дома".
А для того, чтобы его домой вернуть, приходилось орать.
Так наш творческий процесс и шёл - то наору, то в макушку поцелую.
Кто-то скажет терроризм... Да много они понимают!
Этот ребёнок кроме, как у меня, нигде и никогда не имел пятёрок.
И только это давало ему возможность быть со всеми наравне и чувствовать свою полноценность.
Эти детские победы возможно греют его до сих пор.
А это вам не секс по телефону в десятилетнем возрасте, за которые потом вся семья не знала, как расплатиться.
Все дети разные. На одного даже голоса повысить нельзя, а от другого, пока не гаркнешь, ничего не добьёшься.
Одного нужно почаще хвалить, а другому похвала вообще противопоказана.
А есть и такие, что хоть ори, хоть хвали, особой пользы не будет, потому что способности на нуле.
Дашь такому какую-нибудь знакомую песенку петь под его же собственный аккомпанемент и сидишь потом довольная, посмеиваясь "в усы", в ожидании седьмого куплета.
Потому что пение его слушать совершенно хоть и невозможно, зато играть наконец стал ритмично!
Разговор двух учеников перед уроком:
- А я свою партию ансамбля выучил наизусть!
- И я свою партию выучил наизусть! Мне вчера мама сказала: "Если ты за воскресенье не выучишь свою партию наизусть, я возьму толстую дубину и тебя прибью!"
Сидим втроём и смеёмся.
Никакой дубины у мамы нет.
Мальчишка в семье самый младший и самый заласканный.
Разве что картошку чистить заставит или вне очереди мусор вынести.
Но угроза действует, и все в результате довольны.
Когда ребёнок знает, что его ЛЮБЯТ, ему никакой террор нипочём.
Сколько раз я уже наблюдала, как некоторые из них уходят с урока понурые, а на следующий урок являются сияющими от счастья, что наконец-то снова мы встретились...
Приносят и показывают свои коллекции каких-нибудь фишек...
Рассказывают о письмах Деду Морозу...
Мечтают, когда вырастут, жить в настоящем замке...
Один (самый младший) работает Главным Поминальщиком твоей почившей родни, с удовольствием поедая принесённые тобой печенюшки...
Другому подошла очередь весь год отдуваться от нашего класса на выездных концертах...
Кто-то усердно вышивает дома тебе к празднику бычка...
Кто-то, утерев горючие слёзы, пока пишешь в дневник задание, увлеченно рисует твоё сердце, поместив его на небе среди звёзд и подписав на всякий случай...
Встретила одну из них лет через 10 после выпуска, она обняла меня и вдруг...заплакала.
Свидетельство о публикации №220011801792
Я на свем опыте обратил внимание, как Ваш подход замечательно работает в музыке и спорте
Именно в спортет я попал к правильному тренеру - кое-чего добился.
А вот в математиках разных ситуация усложняется, потому что никто не знает, как там террор применять.
Даже буквально - заставить решить 100 уравнений не всегда работает.
Михаил Гольдентул 09.10.2021 02:27 Заявить о нарушении