О родительском терроре, который и не террор вовсе

В свете ювенильных реформ,  когда у родителей скоро за один шлепок или отсутствие в доме мармелада некоторые и детей готовы отнять и передать в чужие,  более "добрые" руки,  вспомнила своё детство периода начальной школы и напоролась на яростную критику. И не любили родители меня,  и продыху я из-за них не знала,  и вообще меня бедную-несчастную можно только пожалеть...
Доказывать этой дамочке,  что у меня было вполне счастливое детство,  бесполезно. Пусть своих детей рожает и воспитывает,  как ей хочется.
Но некоторые взгляды на воспитание и приучение к труду всё же изложу...

Помнится,  приехал как-то мой отец к старшему сыну в гости,  а у того двое сыновей-двоечников.
И сидит потом отец средь нас и как бы между прочим рассуждает:
- Ну,  конечно у них дети будут плохо учиться! Над детьми же в младших классах,  пока они делают домашние задания,  нужно СИДЕТЬ. А им лень...

Впоследствии я уже много раз наблюдала эту самую родительскую лень на примере своих учеников.
Можно сколько угодно прикрывать свою лень и безответственность любовью,  но только там,  где родители со своих детей по максимуму требуют,  можно ждать положительного результата.
Другое дело,  что этот максимум должен отталкиваться не от родительских амбиций,  а от уровня конкретных способностей ребёнка.

Сама я много лет проработала на ниве музыкальной педагогики, и хотя основной и самый плодотворный мой период жизни пришёлся на работу в вузе, с детьми в ДМШ работа мне тоже знакома не понаслышке.
Поэтому имею и опыт,  и право говорить на эту тему.

Вспоминаю своё счастливое детство и смеюсь.
Гоняла на велосипеде и мопеде.
Как рыба,  плавала.
По месяцу каждое лето проводила на детской турбазе с обязательными походами и ночёвками в горах.
Ходила в балет и музыкальную школу.
Проверяла себя на храбрость ночью на кладбище...
Запоем читала с фонариком под одеялом...
А террор? Да, был!
Но вспоминаю я его со смехом.
Да,  родители установили с первых же дней учёбы мне планку,  ниже которой опускаться было нельзя!
Моей первой в жизни оценкой была красивая жирная тройка.
Я летела домой,  как на крыльях,  и сияла от счастья,  что наконец-то меня оценили.
А дома мне по крыльям хорошенько надавали и так низко летать запретили!
Вот и весь урок...

Со временем я к установленной родителями планке привыкла и сама уже без неё не могла.
Для ребёнка с нормальной психологической установкой и нормальными способностями тройка - это позорная оценка,  свидетельствующая о его глупости,  ущербности и лени. А это позор.

Кому много от природы дано,  с того обычно много и спрашивается.
Начнёшь спрашивать меньше,  больше навредишь,  чем поможешь.
Потому что наши детские победы светят нам в душе потом всю жизнь.

В музыкальной педагогике есть принцип: "Требуй невозможного,  получишь максимум".
Сидит,  например,  у тебя в классе студент и что-то там себе еле ковыряет, нисколько при этом не считаясь с тем,  что у тебя тоже уши имеются.
Тут-то ты и включаешь свой "терроризм",  торжественно объявляя,  что на следующем занятии (желательно в семь утра!) он должен всё произведение исполнить тебе наизусть,  а не то...
Это и есть то самое "невозможное",  потому что студент за такой короткий срок ни за что в жизни наизусть этого произведения не выучит.
Но студент этого ещё пока не знает...
В результате он на следующем занятии уже бегло играет произведение по нотам, и тебе можно уже работать с ним над музыкой , а не терпеть и исправлять его бесконечные ошибки.

Между прочим, многие преподаватели музыкальных колледжей и вузов держат планку настолько высоко,  что явиться к ним с неразобранным материалом никто даже не посмеет. Всю черновую работу до занятий он должен сделать сам.

Хочу быть правильно понятой.  Не о музыке веду речь.
Музыкальное обучение - это всего лишь наглядный пример.
Всё дело в том,  что такое обучение для многих - тяжкий труд,  и далеко не каждый в детстве способен до конца выдержать этот многолетний марафон,  просиживая часами за инструментом,  когда вокруг так много соблазнов.
И если родители не включаются в процесс, многие без их помощи не доходят даже до середины пути.
Принцип же невозможного для получения максимума УНИВЕРСАЛЕН.
Просто этот самый максимум в зависимости от способностей и рода деятельности будет различным.

Можно привести и ещё несколько наглядных примеров  организации работы ученика дома.
Например, задание на дом уметь сыграть Полечку без остановок пять раз подряд!
Здесь логика простая: сможешь сыграть без остановок и ошибок пять раз подряд, уж  один разок на сцене и подавно сыграешь.

Сцена - это всегда стресс. Руки дрожат,  коленки - тоже. В мозгах полная неразбериха.
А играют учащиеся перед комиссией четыре раза в год!
Тут приходит на помощь ещё один "террористический" и совсем не обязательно музыкальный принцип: "Хочешь на сцене выглядеть на 100 процентов,  дома должен играть на 200,  хочешь получить 5,  дома учи на 10!"

Да, не всем родителям это подходит. И не всем детям тем более.
Но если ребёнок явно демонстрирует к обучению хорошие способности и с него не спрашивают в полной мере,  существует опасность выезжать не за счёт приложения труда,  а только за счёт способностей.
А это со временем начинает тормозить его развитие...

Ну,  и напоследок приведу ещё один пример!

Был у меня в ДМШ ученик с ограниченными умственными способностями.
Преподаватели сольфеджио и музлитературы его чуть ли не за дауна считали и к концу четвёртого класса стали заикаться об отчислении,  потому что он за четыре года "даже нот не знает".

- У вас, - говорю - он нот не знает,  а у меня по этим нотам вовсю играет!

Теоретики конечно же усомнились,  явились к нам на переводной экзамен и не поверили своим глазам,  вдруг увидев перед собой не природного дурачка,  а собранного,  уверенного в себе и тонко чувствующего мальчишку,  честно отрабатывающего на сцене свою пятёрку!

Надо сказать,  что в общеобразовательной школе этот ребёнок был тоже по всем предметам двоечником,  которого переводили из класса в класс в надежде на ПТУ.
Не знаю,  как сейчас,  но в детстве на уроках он жил в состоянии,  которое легче охарактеризовать,  как "никого нет дома".
А для того,  чтобы его домой вернуть,  приходилось орать.
Так наш творческий процесс и шёл - то наору,  то в макушку поцелую.
Кто-то скажет терроризм... Да много они понимают!
Этот ребёнок кроме,  как у меня,  нигде и никогда не имел пятёрок.
И только это давало ему возможность быть со всеми наравне и чувствовать свою полноценность.
Эти детские победы возможно греют его до сих пор.
А это вам не секс по телефону в десятилетнем возрасте,  за которые потом вся семья не знала,  как расплатиться.

Все дети разные. На одного даже голоса повысить нельзя,  а от другого,  пока не гаркнешь,  ничего не добьёшься.
Одного нужно почаще хвалить,  а другому похвала вообще противопоказана.
А есть и такие,  что хоть ори,  хоть хвали,  особой пользы не будет,  потому что способности на нуле.
Дашь такому какую-нибудь знакомую песенку петь под его же собственный аккомпанемент и  сидишь потом довольная,  посмеиваясь "в усы",  в ожидании седьмого куплета.
Потому что пение его слушать совершенно хоть и невозможно,  зато играть наконец стал ритмично!

Разговор двух учеников перед уроком:
- А я свою партию ансамбля выучил наизусть!
- И я свою партию выучил наизусть! Мне вчера мама сказала: "Если ты за воскресенье не выучишь свою партию наизусть,  я возьму толстую дубину и тебя прибью!"

Сидим втроём и смеёмся.
Никакой дубины у мамы нет.
Мальчишка в семье самый младший и самый заласканный.
Разве что картошку чистить заставит или вне очереди мусор вынести.
Но угроза действует,  и все в результате довольны.

Когда ребёнок знает,  что его ЛЮБЯТ,  ему никакой террор нипочём.
Сколько раз я уже наблюдала,  как некоторые из них уходят с урока понурые,  а на следующий урок являются сияющими от счастья,  что наконец-то снова мы встретились...

Приносят и показывают свои коллекции каких-нибудь фишек...
Рассказывают о письмах Деду Морозу...
Мечтают,  когда вырастут,  жить в настоящем замке...
Один (самый младший) работает Главным Поминальщиком твоей почившей родни, с удовольствием поедая принесённые тобой печенюшки...
Другому подошла очередь весь год отдуваться от нашего класса на выездных концертах...
Кто-то усердно вышивает дома тебе к празднику бычка...
Кто-то, утерев горючие слёзы, пока пишешь в дневник задание, увлеченно рисует твоё сердце, поместив его на небе среди звёзд и подписав на всякий случай...
 
Встретила одну из них лет через 10 после выпуска, она обняла меня и вдруг...заплакала.


Рецензии
Статью разослать всем учителям!!!

Я на свем опыте обратил внимание, как Ваш подход замечательно работает в музыке и спорте
Именно в спортет я попал к правильному тренеру - кое-чего добился.
А вот в математиках разных ситуация усложняется, потому что никто не знает, как там террор применять.
Даже буквально - заставить решить 100 уравнений не всегда работает.

Михаил Гольдентул   09.10.2021 02:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.