Дредноут Д. Фишера

                «Д  Р  Е  Д  Н  О  У  Т»        Д.  Ф  И  Ш  Е  Р  А.

Этот  день  -  21  октября  1904  года  внёс  в  жизнь  Джона  Арбетнота  Фишера  значительные  и  знаменательные  изменения: он  стал  Первым  Морским  Лордом  Британии. Его  официальная  резиденция  на  16  Queen  Anne s  Gate  в  центре  Лондона  ещё  не  была  готова, и  он  пока  занимал  номера  в  Charing  Cross  Hotel, либо  отправлялся  в  Langham  House, где  жила  его  семья.

Вспоминая  долгие  годы  службы  в  Королевском  флоте, Джон, или  как  его  ещё  называли , просто  «Джеки», всегда  обращался  к  первым  дням, когда  юным  гардемарином  попал  на  свой  первый  корабль, и  это  непременно  вызывало  у  него  улыбку. Да, старый  линейный  корабль  «Калькутта»   -  флагман  Плимутской  гавани  тогда  поразил  воображение  тринадцатилетнего  мальчишки. Как  давно  это  было.

С  тех  пор  Королевский  флот  шагнул  в  своём  развитии  далеко  вперёд. Он  сам  служил  на  многих  кораблях, командовал  морской  группировкой  Портсмута  и  флотом  Средиземноморья, избирался  Вторым  Морским  Лордом.
Сейчас, заняв  важную  для  флота  страны  должность, Д. Фишер  понимал, что  от  его  решений  и  планов  будет  зависеть  многое. Растущая  боевая  мощь  германского  флота  не  могла  не  беспокоить  его. Проанализировав  ход  произошедших  ранее  морских  сражений, Фишер  пришёл  к  выводу, что  главной  особенностью  любой  битвы  на  море, является  беспрецедентная  дальность  стрельбы, на которой  она  велась, а  дальнобойные  орудия  и  есть  ключ  к  успеху. На  корабле  они  должны  быть, как  можно  большего  размера  и  одного  калибра, чтобы  промахи  легко  исправлялись. Совсем  недавно  он  ознакомился  со  статьёй  известного  итальянского  кораблестроителя  Витторио  Каниберти  (1854  -  1913)  «Идеальный  корабль  для  английского  флота», размещённый  в  справочнике  флотов  мира  «Джейн». Итальянец  не  получил  поддержки  в  своей  стране, поэтому  обращался  к  сильному  Королевскому  флоту.
Всё  это, вместе  взятое, приводило  к  мысли  создания  большого  боевого  корабля  -  «колосса  морей», несущего  мощные  орудия  и  толстый  броневой  пояс. «Дредноут» - вот  подходящее  название  для  него.

Вместо  традиционного  вооружения  смешанного  калибра  дредноут  мог  бы  иметь  десять  12 – и  дюймовых  пушек  и  несколько  лёгких  12 – ти  фунтовых  для  борьбы  с  торпедными  катерами, в  качестве  движителей  -  турбины, превращавшими  его  в  самый  быстрый  корабль  в  мире, а  в  целом, делая  устаревшим  британский  флот  из  50 – ти  линейных  кораблей.

Против  революционной  идеи  Фишера  выступал  его  соперник   -  Лорд  Чарльз  Бересфорд  (1846  -  1919). Он  образно  сравнил  создание  нового  корабля  «с  размещением  всех  яиц  в  обширную  и  дорогостоящую, но  уязвимую  корзину».

Однако, настойчивые  и  убедительные  доводы  Д. Фишера  позволили  ему  вскоре  созвать  квалифицированный  комитет  постройки  нового  корабля, в  который  вошли: контр  -  адмирал, принц  Луис  Бэттенберг, возглавлявший  морские  научные  изыскания, контр  -  адмирал, главный  инженер  Сэр  Джон  Дарстон, капитан  Джон  Джелико  -  директор  морского  снаряжения  и  Сэр  Филип  Уэттс  -  директор  морских  конструкций.
На  заседании  комитета  было  решено  построить  дредноут  в  кратчайшие  сроки  на  верфи  в  Портсмуте.

Уже  в  октябре  1905  года  состоялась  закладка  киля  и  бимсов  главной  палубы  корабля. На  окончательную  его  постройку  ушёл  год, что  явилось  рекордным  сроком, обычно  большое  судно  строилось  2  -  2,5  года. Спуск  на  воду  дредноута  стал  началом  появления  боевых  кораблей  нового  класса, и  созданные  в  Германии  боевые  крейсера  с  их  лёгкой  бронёй  стали  слишком  уязвимыми  для  него.

Ввод  в  строй  дредноута  в  Королевском  флоте  вызвало  небывалый  отклик  общества  во  всей  Британии. Так  благотворительная  организация  Лига  Флота, поддерживающая  его, выдвинула  клич: «We  want  eight and  we  won t  wait!»  - «Мы  хотим  восемь  и  не  желаем  ждать!», отчего  британские  военно – морские  расходы  достигли  пика  в  1909  году.
Видно  не  зря  на  фамильном  гербе  Д. Фишера  был  начёртан  девиз, два  последних  слова  которого  ассоциировались  с  дредноутом  -  «детищем»  «Джеки»  -  «Fear  God  and  DREAD   NOUGHT»  -  «Ничего  не  бойся, кроме  Бога!»

Примечания:  «Джейн»  -  Janes  Fighting  Ships  -  справочник, включающий  сведения  о  всех  военных  кораблях  мира. Первое  издание  появилось  в  1900  году. Опубликован  Джоном  Фредериком  Томасом  Jane  (известном, как  «Фред  -   Т»)   в  Лондоне  в  1898  году .

О  начале  морской  карьеры  Д. Фишера  рассказывает  мой  исторический  очерк  на  Прозе.ру  -  «Первое  назначение  Джеки».

18  января  2020  года.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Интересная статья о создании боевого корабля...

Олег Михайлишин   21.01.2020 21:02     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес,Олег.

Вячеслав Прытков   22.01.2020 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.