Дредноут Д. Фишера
Этот день - 21 октября 1904 года внёс в жизнь Джона Арбетнота Фишера значительные и знаменательные изменения: он стал Первым Морским Лордом Британии. Его официальная резиденция на 16 Queen Anne s Gate в центре Лондона ещё не была готова, и он пока занимал номера в Charing Cross Hotel, либо отправлялся в Langham House, где жила его семья.
Вспоминая долгие годы службы в Королевском флоте, Джон, или как его ещё называли , просто «Джеки», всегда обращался к первым дням, когда юным гардемарином попал на свой первый корабль, и это непременно вызывало у него улыбку. Да, старый линейный корабль «Калькутта» - флагман Плимутской гавани тогда поразил воображение тринадцатилетнего мальчишки. Как давно это было.
С тех пор Королевский флот шагнул в своём развитии далеко вперёд. Он сам служил на многих кораблях, командовал морской группировкой Портсмута и флотом Средиземноморья, избирался Вторым Морским Лордом.
Сейчас, заняв важную для флота страны должность, Д. Фишер понимал, что от его решений и планов будет зависеть многое. Растущая боевая мощь германского флота не могла не беспокоить его. Проанализировав ход произошедших ранее морских сражений, Фишер пришёл к выводу, что главной особенностью любой битвы на море, является беспрецедентная дальность стрельбы, на которой она велась, а дальнобойные орудия и есть ключ к успеху. На корабле они должны быть, как можно большего размера и одного калибра, чтобы промахи легко исправлялись. Совсем недавно он ознакомился со статьёй известного итальянского кораблестроителя Витторио Каниберти (1854 - 1913) «Идеальный корабль для английского флота», размещённый в справочнике флотов мира «Джейн». Итальянец не получил поддержки в своей стране, поэтому обращался к сильному Королевскому флоту.
Всё это, вместе взятое, приводило к мысли создания большого боевого корабля - «колосса морей», несущего мощные орудия и толстый броневой пояс. «Дредноут» - вот подходящее название для него.
Вместо традиционного вооружения смешанного калибра дредноут мог бы иметь десять 12 – и дюймовых пушек и несколько лёгких 12 – ти фунтовых для борьбы с торпедными катерами, в качестве движителей - турбины, превращавшими его в самый быстрый корабль в мире, а в целом, делая устаревшим британский флот из 50 – ти линейных кораблей.
Против революционной идеи Фишера выступал его соперник - Лорд Чарльз Бересфорд (1846 - 1919). Он образно сравнил создание нового корабля «с размещением всех яиц в обширную и дорогостоящую, но уязвимую корзину».
Однако, настойчивые и убедительные доводы Д. Фишера позволили ему вскоре созвать квалифицированный комитет постройки нового корабля, в который вошли: контр - адмирал, принц Луис Бэттенберг, возглавлявший морские научные изыскания, контр - адмирал, главный инженер Сэр Джон Дарстон, капитан Джон Джелико - директор морского снаряжения и Сэр Филип Уэттс - директор морских конструкций.
На заседании комитета было решено построить дредноут в кратчайшие сроки на верфи в Портсмуте.
Уже в октябре 1905 года состоялась закладка киля и бимсов главной палубы корабля. На окончательную его постройку ушёл год, что явилось рекордным сроком, обычно большое судно строилось 2 - 2,5 года. Спуск на воду дредноута стал началом появления боевых кораблей нового класса, и созданные в Германии боевые крейсера с их лёгкой бронёй стали слишком уязвимыми для него.
Ввод в строй дредноута в Королевском флоте вызвало небывалый отклик общества во всей Британии. Так благотворительная организация Лига Флота, поддерживающая его, выдвинула клич: «We want eight and we won t wait!» - «Мы хотим восемь и не желаем ждать!», отчего британские военно – морские расходы достигли пика в 1909 году.
Видно не зря на фамильном гербе Д. Фишера был начёртан девиз, два последних слова которого ассоциировались с дредноутом - «детищем» «Джеки» - «Fear God and DREAD NOUGHT» - «Ничего не бойся, кроме Бога!»
Примечания: «Джейн» - Janes Fighting Ships - справочник, включающий сведения о всех военных кораблях мира. Первое издание появилось в 1900 году. Опубликован Джоном Фредериком Томасом Jane (известном, как «Фред - Т») в Лондоне в 1898 году .
О начале морской карьеры Д. Фишера рассказывает мой исторический очерк на Прозе.ру - «Первое назначение Джеки».
18 января 2020 года. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220011801816
Олег Михайлишин 21.01.2020 21:02 Заявить о нарушении