Политэкономия

      С трепетом жду, когда откроется дверь и в кабинет запустят первую пятёрку….  Я вторая по очереди тянуть билет. Угораздило иметь фамилию, начинающуюся с буквы «Б».
Атрошенко первая, я – следом, и так на протяжении полутора лет.
Осталось сдать последний экзамен и мы – экономисты- плановики – получаем дипломы.
     Первую пятёрку желающих приглашают в аудиторию.
Ранним утром успела посмотреть итоги последнего съезда КПСС и перспективные цифры экономических достижений конца предстоящей пятилетки. Цифры мною запоминались всегда легко.
     Предыдущие дни подготовки к экзамену прошли бездарно.
Я честно брала в руки учебник по политэкономии, но читать его, сидя за столом, не было сил.  Ложилась на диван. Минут через пять учебник «читал» меня. Он на меня действовал, как снотворное. Ещё политэкономия капитализма, куда ни шло –  была понятна и логична, но социализма… – никаких сил не хватало. Глаза, оберегая мозг,  сами закрывались.
     Подхожу к столу с разложенными на нём билетами. Колени дрожат.  Совершенно не готова к сдаче предмета, что там мне достанется? Одна надежда: на методички, разложенные на  пяти столах.
Переделав вопросительные предложения методических указаний в утвердительно-повествовательные, первой «бросаюсь на амбразуру», заметив, что наш Авербах и председатель комиссии очень увлечённо беседуют, что-то записывая. 
Выхожу и громко читаю свои, скудные по содержанию, ответы.  Не меняя интонации, заметив, что преподавателям не до меня, я  свой текст ещё три раза повторяю.  Михаил Соломонович, сдерживая улыбку, нет-нет, да и покосится на меня и что-то подсказывает  Анне Герасимовне. Потом говорит:
– Ну, достаточно.
Обращаясь к председательствующей:
– У Вас будут вопросы?
Анна Герасимовна оторвалась от своих бумаг и стала спрашивать контрольные цифры по принятому съездом пятилетнему плану.
Я быстро называю цифры, но в ужасе не помню, в каких единицах, то ли в киловаттах измеряется это электричество, или, может быть, в тысячах киловатт, получить должны зерна в миллионах тонн, или в сотнях миллионов тонн…?
Преподаватель только головой одобрительно кивает:
 – Свободна.
Переживать свой позор (а я не сомневаюсь, что мне диплом уже не получить), со страшной головной болью спусткаюсь в наш медпункт. Медсестра померила давление, дала выпить таблетку, уложила на кушетку.
«Что делать? – Уйти сейчас же!» Но оторвать голову от подушки не могу.
Моя подруга, сдававшая экзамен последней, так как её фамилия начиналась на букву «Я», нашла меня в медпункте. Сказала, что через десять минут нас известят о результатах.
«Что ж – думаю, – может, на трояк-то сдала? Цифры ведь точные выдавала».
Всю нашу группу приглашают зайти в аудиторию. 
Спрятавшись за чужие спины,  я прислоняюсь к стенке и чуть-чуть приседаю, чтобы меня не было видно.
На экзамене я отвечала первой, и что же слышу? (Хорошо, что Анна Герасимовна уже ушла):
– Бумагина, за смелость – пять!
Стыдно  было….


Рецензии
Здрава будь, Адачка! Какая прелесть! Мне, в связи с этим, вспомнился экзамен по русскому языку за 7 класс. Я всегда разбор предложений делал почти не задумываясь, первые вопросы попались трудные и я легкомысленно решил, что и смотреть его не буду, по ходу дела всё сделаю. Первые вопросы ответил хорошо, это, как минимум, читаю предложение и... понимаю, что ни хрена не понимаю! Данила Андреич, завуч, председатель комиссии, знал, что с этим делом у меня всё о,кей, спрашивает: - Что, Гринцевич, даже не заглянул в предложение? - Угу, - бурчу я, мучительно краснея, он подкидывает мне подсказку, дальше я уже справился. - Три тебе за экзамен, Грицевич, пусть это будет тебе уроком на всю жизнь! Но, учитывая то, что годовая оценка за 4 четверти у меня была 5, поставили итоговую 4. Действительно, запомнил на всю жизнь! Р.Р.

Роман Рассветов   04.02.2023 14:48     Заявить о нарушении
Ещё раз было безвыходное положение в институте. Предмет в руках не держала, но срочно надо быть в К-де(ухудшилось и без того здоровье мужа). Узнала в деканате, кто сейчас принимает и в какой аудитории сдаёт параллельная группа.
Слушала всё о чём говорили студенты. Спрашивала сдавших- о чем они рассказывали профессору. Последней вошла, взяла билет, на столе оказалась методичка, экспромт состоялся. Мне было совершенно не страшно.
Надо было во что бы то ни стало срочно уехать. И это у меня не заслуженная четвёрка в дипломе.

Ада Бабич   05.02.2023 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.