Диалог у пересохшей новогодней ёлки

   Да, новогодние праздники уже отошли. И только ленивые, или до предела занятые новыми заботами  люди ещё не разобрали в своём доме красавицу ёлку: и она стоит себе одинокая и забытая, посыпая пересохшей хвоей своё изножье.
А, между тем, жизнь продолжает нас удивлять событиями дня.
Радуемся ли мы или огорчаемся, а всё не минует некоторых взыскательных особ тяга к рассуждениям на высокие темы. Иногда тропа их рассуждений пересечётся, и они упрутся рогами в надежде… чего только? Судите сами, ненароком пострадавшие случайные свидетели.
АБ.  - Физическому, интеллектуальному и духовному развитию граждан уделяется особое внимание?..
 Для страны с такими богатыми природными ресурсами и с таким народом это такая уж и утопия?  Достаточно только хороших организаторов и желание большинства населения и это всё можно сделать реальностью»

ВГ - Хорошо уже то, что есть на свете вот такие люди, пытающиеся на свой лад сконструировать порядок жизни общества добра и справедливости. Однако же жизнь являет нам драму, в которой доброе и есть самый испытуемый объект. Кто только не уничижает его в угоду собственным эгоистическим предпочтением, да, однако же, оно всё ещё живо (хотя бы в душе отдельно взятого человека – уж какой бы он ни был изверг по жизни). Почему же добро не одержит, наконец, окончательную победу над злом? Вряд ли найдётся мыслитель, который даст исчерпывающий ответ на этот вопрос. Хотя всякий может легко указать на очевидные частные причины, в купе составляющие общую картину препятствий.
Вот и я скажу – достаточно и одного неверного шага к построению совершенной модели, как все прочие аргументы «за» теряют смысл.

  Ваша, АБ, сентенция о том, что
«… народы России объединялись, в основном, для защиты своих территорий от посягательств на свободу жить по своим законам, ибо сообща это делать легче, и чем больше правители заботились о народе, тем больше было патриотизма у народа! А врагов у России пока достаточно...» вступает в противоречие с фактами истории.
А эти факты говорят о том, что народ-то наш, если и объединялся, то только лишь в стремлении каждому обособиться от мира, где враждебным предстаёт не столько забугорный, залесный, да заморский супостат, а свой, отечественный недобрый человек. И нет от него спасения иначе, чем взяться за вилы, да огниво. А лучше убежать на волю, в дикие края. Но хорошие-то места давно уж заняты иноверцами погаными, а нам и дикие края подойдут. Вот и расселились где густо, а где пусто на первой по площади территории, которую-то как только ни называли, и с которой теперь не знаем - как расправиться. Какая уж тут экономика?! Все силы - призывают нас прохиндеи правящих сфер - на охрану рубежей Отечества! Все силы! - отзываемся мы, норовя однако же избежать конкретных мобилизаций. А если кому это удаётся, то хитрить напропалую мобилизуя на защиту самого себя все свои способности, включая и изощрённую веками несвободы способность мыслить не вполне адекватно реалиям.
И это тоже неплохо, с точки зрения сохранения численности популяции.

АБ. - А как же Финляндия? -


Бью в набат и вы мне помогите,
Чтоб колокола все зазвучали!
В свою душу глубже загляните,
Разве нет там гнева и печали?

И Канада живёт по несколько иным законам, чем в России -


ВГ - И ещё Норвегия, Бельгия, Новая Зеландия - и многие другие, безнадёжно отставшие от нас в военно-техническом отношении?
    Уважаемый АБ!  Как не заметить твой подвиг на фронтах борьбы за поиск путей к социальному прогрессу? Думаю, однако, что и без того многие из нас тоже строят себе модели общества добра и справедливости, разве что в деталях отличающиеся друг от друга. Каждый может однозначно сказать, что такое хорошо и что такое плохо. Да только реалисты понимают, как же труден путь к достижению мечты, когда всё вокруг совершается как бы наоборот. И думаешь уже что доброе невозможно. А тут нам приводят примеры из жизни других сообществ. Да ещё со схожими физико- географическими условиями жизни. И тогда уж недоумеваешь - почему так? И принимаешься моделировать подходящую систему отношений в стране. Но покопавшись в исторических прецедентах, обнаруживаешь, что ответа здесь нет. Что бы мы не делали, а всё в одну колею сворачиваем. Почему?

Мне кажется,  что подсказка содержится всего-то в одной твоей фразе:

«Налоги идут в основном на социальные программы, а не на бюрократический аппарат власти. Жители Канады ещё называют свою систему социального обеспечения "системой социальной безопасности".»

А примеряя её к нашей стране, обнаруживаешь, что такое у нас невозможно в принципе по причине исторического тупика в который мы зашли веками своего развития. Мы свою безопасность именуем национальной. Вкладывая в это понятие вовсе не безопасность нации, что-то вроде сохранения поляны для сбора избранным кругом с неё себе преференций.

Кратко: наша государственность начала строиться с опозданием от стран Запада, Юга, и даже Юго-востока. Нам оставался только Север и Северо- восток с их специфическими природными условиями. Места эти были почти пустынными, а потому и не привлекательными для развитых сообществ. Правящая элита это хорошо понимала и свои представления о величии соотносила с примерами успешных стран. Туда, образно говоря - к черноморским проливам - был направлен вектор и мысленных и физических устремлений элиты, снисходительно относясь к стремлению активных своих подданных людишек в пустынные места. А подданные авантюрно рвались туда, в немалой степени из-за расчётов обрести вольницу. Не встречая сколько-либо заметного сопротивление малочисленных народностей севера, первопроходцы раздвинули границы влияния нашей страны до нынешних пределов. Но приобретя территорию, мы приобрели и проблемы – теперь надо выстраивать на ней эффективную экономику, а развитие, некогда бросовых территорий, разогревают интерес к ней государств окружения. Таким образом мы попадаем в вилку: обнаруживая привлекательность богатств, мы повышаем риски безопасности. А рост затрат на безопасность угнетающе действует на реальный сектор экономики. Угнетённая же экономика снижает возможности усилий безопасности. Это общее для всех правило развития.
Но для нас решающее значение имеют наши масштабы. Нашу территорию при такой нашей численности производительного населения защитить становится всё затратнее. Эти затраты, тщательно скрываемые даже от аналитиков, были во вторую половину прошлого века столь велики, что совокупность наведённых проблем, развалили и само государство. Новые попытки прорыва на приемлемый даже уровень ограничиваются теперь только некоторыми кластерами, которые всё никак не соединятся в самовозбуждающуюся цепочку. О социальном развитии тут можно говорить только безмерно пудря мозги населению.

И народ пудрится:
 жительница трущобной халупы с восторгом смотрит на пролетевший над ней новёхонький военный самолёт, не желая даже слышать, что стоит этот самолёт, как полторы тысячи новых квартир. Но мы так выстраиваем международные отношения, что кроме самолётов нам требуется многое, во многий порядок превышающее стоимость пролетевшего чуда техники.

Ещё ей говорят что для неё установлены льготы. Например, социальные тарифы на электроэнергию (кое-где и в сотню раз превышающие фактические затраты на генерацию и транспортировку). От этого пустячка владелец локальной сети и средств генерации лично имеет годовую прибыль к примеру в сорок млрд., что составляет треть бюджета региона, ободранного соучастниками.
А так есть и так было у нас при всех режимах власти, как бы она не называла себя. Потому что не социальные химеры движут обществами, а экономические реалии.

Собственно, власти иногда и поговаривают открытым текстом на вменяемых площадках, что к чему. Но народ слышит то, что хочет услышать.
В этих условиях, чтобы не свихнуться окончательно, остаётся только надеяться на лучшее, отгоняя прочь здравомыслие. Такова логика нынешнего этапа исторического развития.

Было время, когда у нас открылось окно для возможности прорыва, да мы его профукали, потешаясь над прошумевшим десятилетием, называемым ныне лихим. Теперь уж система бронзовеет прямо на глазах– размывая даже саму надежду найти удачный для нас вариант. И это вовсе не пессимизм. К сожалению – такова реальность.
С чем нам надо себя и поздравить.

АБ - То есть вы считаете, что нет необходимости бороться за то, чтобы с правом на труд и у россиян было право на жизнь достойную труда?
Слишком варварские народы проживают на её территории?


ВГ - Всё гораздо сложнее, чем просто борьба. Ситуация сейчас такая, что власть хорошо подготовилась к тому, чтобы блокировать активные формы протеста. И вовсе не тем, что мобилизовала силовые структуры и информационные средства, а потому прежде что ей удалось разобщить людей и выставить в массовом общественном мнении протестантов смехотворными маргиналами, неспособными к конструктивной деятельности. Общее состояние социума сейчас таково, что все презирают всех, находя для этого самые разнообразные основания. Сейчас говорят: нет адекватного и мощного лидера оппозиции, а, главное, нет простой и ясной идеи, применимой к нашим реалиям. А заграница нам не указ, более того - нынешние активисты во мнении основной массы народа – проплаченные агенты закулисы. Что поделаешь – таково свойство общественного сознания: инерция смены инверсий. То, что сегодня кажется добром через какое-то время окажется злом и наоборот. Сегодня мы без ума от лидера, а пройдёт какое-то время, и мы готовы порвать его на куски.
Сегодня нелепо убеждать людей, что если сделаем сообща так-то и так-то, то будет хорошо. Ладно, пусть эти активисты обещают сделать добро по-своему, а уж я-то сумею и сейчас урвать кусок счастья. Почему нет? Когда вокруг сплошь одни жулики и воры.
А на счёт варваров лучше бы спросить у людей власти. Вся их политика и практика показывает, что они царствуют в среде социальных идиотов. Один даже напрямую проговорился, что вон в Сибири проживает десять процентов населения страны и восемьдесят процентов из них – спившиеся люди. И ведь это был не просто балабол, а руководитель службы, осуществляющей разработку оперативных планов. А демонстрационные полёты, да купания президента – они что на умников рассчитаны? Для умников у нас гвардейцы.

Реальные же перемены наступают только под напором подспудно аккумулирущегося протеста, основанного на трезвой оценке происходящего. Когда произойдёт смена теперешней парадигмы – этого не знает никто. Но всегда: случается так, что засыпаем холопами, а просыпаемся как-то вдруг уже свободные духом. Тут-то уж и гвардейцы расчухают - что надо бы успеть показать своё родство с народом – прохиндеи на пути к открывшимся возможностям всегда оказываются впереди всех.
Ничего более обнадёживающего я сообщить не могу.

АБ - Да, ещё Аристотель говорил, что если людей объединяет вожак, то это стадо. А если людей объединяют справедливые законы их жизни, то это НАРОД!


ВГ  - Не буду здесь акцентировать внимание на то, что Аристотелю  для надежды на лучшее ещё была открыта многотысячелетняя перспектива. А нынешние мыслители о состоянии щедрости времени, предпочитают помалкивать.

Добавлю-ка и я ещё керосинчику в этот костёр:
-Уж не эти ли законы, типа, справедливости навяжут нам никем из электората не избранные боксёры да фигуристки?

«— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.

Следует шить, ибо, сколько зиме не кружиться,
неё долговечны ее кабала и опала…» © Ю.Левитанский.

Не вечны! Всего Нам доброго в наступающих временах!
18.01.2020 8:51


Рецензии
Прекрасно написали, Виктор. Хотелось бы мне верить в заключительные слова, но, увы!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.01.2020 16:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.