Сотканный мир Клайва Баркера

Читать и анализировать «Сотканный мир» всё равно, что смотреться в пиджак Шедуэлла - каждый увидит в этой книге то, что его душе угодно. Я, например, увидел здесь сказку о потерянном рае, затем чудом обретённом и вновь утерянном.

Эпизодически в действие сказки врываются фирменные баркеровские нюансы: глазные яблоки, катающиеся по полу; лишённый скелета демон Доходяга; выставленные наружу человеческие органы, которым вообще-то положено находиться внутри тела.

На протяжении восьми сотен страниц Клайв Баркер с самоотверженностью заправского садиста расчёсывает одну из  незаживающих ран на теле хомосапов: поиск некоего единого места, где воплощаются все мечты и желания.

Клерк Кэлхоун Муни и обжигательница горшков Сюзанна Пэрриш оказываются в таком месте, в стране чудес Фуге, лицезреют местные дивные дива, знакомятся с обитателями этих краёв и...их чокнутое, загнанное в шоры «я» не позволяет сделать им верные выводы.
Даже книга сказок на немецком языке поначалу воспринимается ими как заурядный ветхий том, как хлипкое бабушкино наследство.
Здесь же Баркер бегло обозревает панорамы, где в будущем развернутся батальные сцены. Для окончательного утверждения и дальнейшего развития главной идеи «Сотканного мира» это своевременный шаг.

Увлекательна эта книга и тем, что злодеи: ведьма Иммаколата, харизматичный торгаш Шедуэлл, полицейский инспектор Хобарт и удивительное существо Уриэль - все они сеют зло не потому, что они просто злодеи и им так хочется. Баркер и здесь раздал всем сёстрам по серьгам, точнее, по железной мотивации и по яркому живому образу. При этом, Иммаколата персонаж драматический, и её характер претерпевает любопытные изменения; а Уриэль и вовсе - трагический. Несмотря на то, что Уриэль в итоге спалил мир Фуги до последнего осинового пенька, автор преподносит его печальную историю и первое появление в романе так пронзительно-поэтично, а заключительная сцена с его участием описана настолько гладко и вкусно, что невольно читатель начинает испытывать к обнажённому тысячеглазому пироману что-то вроде сопереживания. Он действительно достоин сочувствия, как никто другой. «Очертания этого существа изменились. Оно уменьшилось, село на горку песка и устремило все глаза на звезды. Бич оставил роль судьи и палача и предался созерцанию.» Хнык...

В своей погоне за райскими кущами и в нелепых стремлениях уберечь кущи Фуги от гибели люди в лице Кэлхоуна и Сюзанны зациклились на ритуалике, и суть ускользает от них. А суть-то, с авторской точки зрения, проста. Рай это не вымышленное место, где порхают мифические розовые амурчики, а створки открыты только для избранных душ. Эдем тайно живёт внутри каждого из нас (как до поры до времени в Королевстве Чокнутых неявно существует Фуга) и представляет собой полотно из разрозненных фрагментов, и всякий фрагмент являет нам застывшее мгновение нашего счастья. От человека всего-то и требуется, что не упускать эти счастливые мгновения из памяти - тогда картина приобретает целостность, а тайный Эдем становится Эдемом на деле. Однако такое положение вещей сокрыто от «чокнутых» налипшим на их мозг толстенным слоем предрассудков, страхов и заблуждений.

Баркеровская концепция Рая всеобъемлюща и очень интересна. Подобно художественному тексту «Сотканного мира», куда волей писателя он был заключён, Рай нигде не начинается и исхода также не имеет. И уничтожить его нереально, ведь то, что можно вообразить, не умрёт никогда.


Рецензии