Маргарита Володина

Наверное, большинство моих сверстников видели кинофильм «Каждый вечер в одиннадцать». Черно-белый фильм, с минимумом героев, которые очень мало разговаривают, почти совсем не обнимаются и целуются, а такой лирический и поучительный. После просмотра фильма многие робкие ребята признавались в своей любви девочкам по телефону.    Героя фильма играл Михаил Ножкин, уже состоявшийся актер, а героиню – Маргарита Володина. Вот о ней и пойдет речь в моем повествовании.

В 60-х годах прошлого века имя Маргариты Володиной гремело на весь Советский Союз. Она была звездой первой величины советского кинематографа, улицы пустели, когда шла картина с ее участием. Ее таланту рукоплескал Каннский фестиваль, а Шарль Азнавур преклонял перед ней голову. Тогда ей и в голову не могло прийти, что она снова окажется в Париже, но уже не как сверкающая звезда, а как простая эмигрантка, которых тысячи.

Всесоюзная слава и обожание зрителей накрыли актрису Маргариту Володину после проката картины «Оптимистическая трагедия».

Родилась Маргарита Володина 26 января 1938 года в Ленинграде. Но действительная дата рождения актрисы так и осталась неизвестной. Документы были утеряны, лишь спустя много лет в своих мемуарах она призналась, что перед началом войны ей было девять лет, она успела окончить третий класс. Однако после победы мама указала совершенно другой год рождения Риты, и сделала ее на несколько лет моложе.

Маму звали Леокадия Николаевна, она была родом из Польши, учила студентов рабфака. Об отце Маргариты ничего неизвестно, девочка его даже не помнила. Родители расстались, когда она была еще младенцем. Первый ребенок супругов умер вскоре после рождения, Рита родилась через несколько лет после этой трагедии. Растить дочь маме пришлось самой, поэтому она много работала, а девочка была на попечении няни. Каждое лето она отправлялась в село к своим родственникам и брала Риту с собой. Именно поэтому мама и дочь не виделись четыре долгих военных года – Рита жила в оккупированной деревне, а мама осталась в блокадном Ленинграде. Они встретились уже после войны.

ЖИЗНЬ В ОККУПАЦИИ БЫЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ ДЕВОЧКИ СУЩИМ АДОМ. В НЕЙ ВИДЕЛИ ТОЛЬКО ЛИШНИЙ РОТ, НАХЛЕБНИЦУ, КОТОРУЮ НУЖНО БЫЛО КОРМИТЬ. КОГДА ВСЕ САДИЛИСЬ КУШАТЬ, ЕЕ «ЗАБЫВАЛИ» ПОЗВАТЬ.

Она не посещала школьные занятия, все дни проводила за веретеном. Ее пальцы загрубели от толстой льняной нити, а глаза болели от еле горящей лучины. На нее постоянно косились, потому что считали еврейкой за черные глаза и темные волосы.

Рита вернулась в родной город вместе с отчимом-фронтовиком. Девочка с жадностью набросилась на учебу, кроме школы занималась еще и в драмкружке, организованном в Доме кино. Одновременно с этим Маргарита увлеклась хореографией и художественным словом, училась в музыкальной школе по классу вокала и фортепиано. У нее появилась мечта попасть на сцену и стать известной актрисой. Однако это было нереально – по доносу отчима в органы ее мама была осуждена и отбывала наказание в «Крестах». Володина получила статус дочери врага народа и была с позором исключена из школы. Ей пришлось устраиваться на работу, и вскоре она уже заняла место приемщика в ломбарде и подрабатывала, перебирая гнилые овощи на одной из овощных баз.

Леокадия Николаевна вышла на свободу вскоре после смерти Вождя всех народов. Маргарита как раз окончила вечернюю школу и в том же 1955-м стала студенткой Ленинградского института культуры. Вскоре их вуз посетили члены приемной комиссии из Школы-студии МХАТ, и у студентов появилась возможность перейти в московский вуз. Маргарита не упустила свой шанс, прошла все испытания и уехала в Москву. Наставником талантливой студентки стал Виктор Монюков.

Кинематографическая биография Маргариты Володиной началась задолго до окончания вуза. В 1957 году она участвовала в съемках приключенческой ленты «Огненные версты», куда попала по приглашению режиссера Самсона Самсонова. За этот поступок она осталась без стипендии, а без нее в Москве выжить было очень проблематично. Но Рита все равно не отказалась от работы, ведь это было начало ее творческой карьеры.

Диплом об окончании театрального вуза Маргарита Володина получила в 1959 году, и пополнила труппу театра «Современник». На его подмостки она выходила всего один год, а потом ушла в театр Советской армии. Прошел год, и Володина снова сменила место службы, на этот раз она оказалась в Театре-студии киноактера. К тому времени фильмография актрисы пополнилась несколькими работами, среди которых была лента «Ровесник века», снятая режиссером Самсоновым, картины «Две жизни» и «Бессонная ночь». Во всех проектах она сыграла ключевые роли, к тому же выходила на съемочную площадку с известными артистами – Николаем Рыбниковым, Юрием Соломиным, Вячеславом Тихоновым.

Что такое всесоюзная слава и невероятная любовь зрителей Маргарита Володина узнала в 1963-м, когда на экраны страны вышел фильм «Оптимистическая трагедия» по произведению писателя Всеволода Вишневского. Режиссером картины был Самсонов, и именно с его легкой руки Рита исполнила главную роль комиссара. В то время Самсонов был женат на Володиной и старался снимать ее как можно чаще. Самсонов познакомил Риту с вдовой писателя, и она поначалу не поверила, что из этой симпатичной девушки получится суровый комиссар. Однако после первых проб Рита ей понравилась, и именно по ее просьбе худсовет утвердил актрису на эту роль.

Для съемок ленты творческий состав отправился в Севастополь, а потом в город Приднепровск. Лето стояло жаркое, съемки проходили сложно, актеры были измотаны, но это не повлияло на результат. В этой ленте Володина работала вместе с Борисом Андреевым, Вячеславом Тихоновым, Всеволодом Санаевым. Лента представляла СССР на фестивале в Каннах и была удостоена специального приза. После премьерного показа в зале раздались бурные аплодисменты в честь советских артистов. Эта картина сделала Володину звездой номер один. В 1964-м Маргарита получила звание лучшей актрисы, по мнению читателей «Советского экрана», в 1965-м удостоена звания Заслуженная артистка РСФСР.

Володина продолжала сниматься в работах своего супруга, и в 1964-м засветилась в его ленте «Три сестры», где сыграла Машу. Ее партнершами по этому фильму стали Алла Ларионова и Любовь Соколова. Затем копилка ее работ пополнилась картиной «Ярость», историческим фильмом «Черный бизнес», драмой «Арена». В самом конце 60-х Володина сыграла свою последнюю роль в картине Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». Больше он жену не снимал. Сценарий к этой ленте принадлежит перу Эдварда Радзинского, кроме Володиной роль главного персонажа досталась   Михаилу Ножкину, а Алла Будницкая сыграла эпизодическую роль.

Затем в творческой жизни актрисы наступил шестилетний перерыв. В 1973 году ей присвоили звание Народной артистки РСФСР. После шести лет невостребованности актриса получила приглашение от Петра Тодоровского, и снялась в его фильме «Последняя жертва». Кроме нее в главных ролях были задействованы Михаил Глузский и Олег Стриженов. Володину все реже зовут на съемочную площадку, для нее нет подходящих образов. В 1978 году зрители увидели актрису в ленте «И ты увидишь небо», где ей досталась второстепенная роль мамы ключевого персонажа в исполнении Александра Пороховщикова.

В 1979-м Маргариту пригласили на съемки мелодрамы «Последняя встреча», где она в паре с Алексеем Баталовым сыграла супругов. Их чувства уже не такие пылкие, как в молодости, но когда муж нашел другую женщину, она поняла, что он по-прежнему ей дорог. Кстати, в этом фильме роль так и не состоявшей разлучницы сыграла Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского.

Затем Володина появилась в драме «Время и семья Конвей», снятой Владимиром Басовым. Фильм был интересен тем, что в возрастных ролях персонажей снялись Евгений Леонов, Маргарита Володина, Олег Табаков и Владимир Басов, а вот их в юном возрасте играли их собственные дети. В этой картине впервые засветилась в кадре дочь актрисы – Маша. Свою карьеру Народная артистка РСФСР Маргарита Володина закончила короткометражным фильмом «Тайна земли», который вышел на экраны в 1985-м.

Первым мужем Маргариты Самсоновой стал режиссер Самсон Самсонов, с которым она прожила тринадцать лет. Он был старше ее на тринадцать лет, и на момент знакомства уже снял ленты «За витриной универмага» и «Попрыгунья», а она еще только постигала азы актерского мастерства в театральном институте. Самсон так сильно влюбился в молоденькую актрису, что без сожаления ушел из семьи. Его поступок осудили, назвали аморальным, а Маргарите отказали в приеме на работу в знаменитый МХАТ.

Именно Самсонов стал первым режиссером, который сделал из Володиной звезду мирового масштаба. Она сыграла главных героинь в пяти его проектах. По какой причине они расстались и разорвали все отношения, не известно до сих пор. После бракоразводного процесса Самсонов отказался и от дочери Марии, которая как раз получила диплом театрального института и нуждалась в помощи.

После этого в личной жизни актрисы было еще два официальных брака. Второй раз она вышла замуж за настоящего проходимца, который участвовал в финансовых махинациях, при этом прикрываясь громким именем супруги. Они прожили всего пять лет, и его посадили в тюрьму.

Третьего мужа Володиной звали Михаил Крутиков. Он был врачом-педиатром, и сумел спасти ей жизнь после того, как во время операции ей занесли инфекцию. Он выхаживал ее, промывал раны и убеждал, что она обязательно выживет, хоть врачи не давали Маргарите никаких шансов. Они были счастливы на протяжении года, он сумел подружиться с ее дочерью, а потом Михаил внезапно умер от сердечного приступа. На тот момент ему было немного больше сорока лет.

Невостребованность в профессии привела почти к полному забытью актрисы. Она больше не снималась, и все время уделяла своей внучке. Ее дочь Мария родила девочку и уехала во Францию, а Володина осталась одна с маленькой внучкой на руках. Мария встретила француза и вскоре стала его женой, стала известной художницей и забрала к себе маму и дочь. В 1994 году Володина и ее внучка Аня спустились с трапа самолета в Орли, аэропорту под Парижем.

Сейчас у Маргариты Володиной есть своя квартира-студия на Монмартре. Ее семьей по-прежнему остаются дочка и внучка, которая учится в престижном колледже в Англии. У актрисы почти нет знакомых во Франции, она дружит только с родными эмигрировавшего артиста Льва Круглого.

В 2010-м в России прошла премьера документального проекта под названием «Бегство от смерти. Маргарита Володина», который снял Юрий Рашкин. Он встречался с Володиной и воскресил в памяти соотечественников славное имя полузабытой звезды.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

• 1957 — Огненные вёрсты
• 1960 — Бессонная ночь
• 1963 — Оптимистическая трагедия
• 1964 — Три сестры
• 1965 — Чёрный бизнес
• 1966 — Ярость
• 1967 — Арена
• 1969 — Каждый вечер в одиннадцать
• 1978 — И ты увидишь небо
• 1979 — Поздняя встреча
• 1984 — Время и семья Конвей
• 1985 — Тайна земли


Рецензии