Дуэль с Черным человеком
А.Январь, 19-е, Крещенье...
На этот праздничный для христиан день приходится печальная годовщина смерти самобытного поэта Николая Рубцова. И снова в который раз перед многочисленными почитателями его поэзии возникает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую ночь 1971 года? Безусловно, уход любимого поэта, или выдающейся личности всегда вызывает скорбь и повышенный интерес к подробностям и событиям его жизни. Но в случае с Николае Рубцовым на то есть особые причины - примерно за год до смерти Рубцов написал короткое стихотворение в котором с точностью до дня указал дату своего ухода:
= Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы... =
И действительно он умер во время праздничного застолья вовремя которого у него возник мелкий конфликт с женой Людмилой Дербиной, который разросся, перешел в скандал, а потом и в физическое столкновение, в результате которого Рубцов умер от удушения.
С тех пор многочисленных почитателей его поэзии мучает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую ночь 1971года? Состоявшееся судебное разбирательство вынесло однозначный вердикт – виновна в том его жена Людмила Дербина, которая призналась на суде, что в пылу скандала задушила поэта.
Однако, спустя три десятка лет после смерти поэта, в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство версии об инфаркте Рубцова в ту крещенскую ночь.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение, что поэт в ту ночь умер о инфаркта. При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась, если она вообще сохранилась к тому времени. Заключение медиков было основано на словах Дербиной, которая сменила версию смерти Рубцова и своих логических построениях. Затем у этой версии появились модераторы и защитники из литературной среды и деятелей культуры.
Казалось бы, получив некие доказательство своей невиновности, Дербина должна была добиваться пересмотра дела и своей реабилитации. Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что у неё и её адвокатов не было достаточных аргументов в ёё пользу. И потому эта версия была запущена, как слух,обеляющий Татьяну Дербину. А потому и широкой публике, и тем более, почитателям таланта поэта, нет резона принимать неподтвержденный слух за истину.
Б. Не углубляясь в юридическую сферу, мы посмотрим на судьбу Николая Рубцова через её сопоставление с судьбами другими поэтами, рано или трагически ушедшими из жизни и особенностями созданных им литературных образов.
У многих на слуху его проникновенная лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме», «В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет» и другие. Их часто публикуют, на их слова написаны красивые песни.
Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами смутных и тревожных ожиданий, предчувствий и необъяснимых состояний. Большая часть их приходится на вечернее, ночное или предрассветное время. Даже на свидание с любимой девушкой он выезжает на "горячем скакуне" в "сумраке полей". многие его образы связаны с ночным временем и тяжелыми мыслями. В их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Ночное» и т.д.
Это тот «черный» Рубцов, которого не поют, мало о нем знают и редко включают в сборники и антологии. Вот несколько примеров:
* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)
* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)
* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне.
(Зимняя ночь)
И однажды перед глазами появилась такая строфа:
В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.
Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком. Это был пристальный гипнотизирующий взгляд, описанный в стихах другого трагически
ушедшего поэта:
Черный человек
Глядит на меня в упор...
,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
В этих строчках заложена подсказка, что у Рубцова тоже был свой Черный человек.
В этом нет ничего необычного или неожиданного - этот персонаж появляется в жизни многих талантливых поэтов и композиторов, у которых открывается своя «черная тема», который только еще следует под пути духовного просветления. .
К примеру, Лермонтов тоже «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри, Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии».
К его Арбенину из "Маскарада", который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - его Черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».
И к Моцарту являлся некто в черном плаще, предупреждая, что пора писать реквием.
И Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
Но и Рубцов не исключение. Известно, что он был пьющим человеком.
Что вполне понятно, - человек ищет разные способы противостоять черным мыслям и сущностям хотя бы на время отодвигая их от себя. И в эти моменты подсказка Пушкина-Моцарта оказывается очень кстати: «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»
Судя по тяжелым "черным" стихам Рубцова, их ночные шумы, шорохи и стоны на чердаках, ему задолго до 1971 года предвещали ему неизбежный приход его Черного человека. И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
= = = = =
Обратимся к фактам их жизни. Рубцов был знаком с Дербиной с 1963 года еще в Литинституте. Но тогда студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность, она сама приехала к нему в Вологду летом 1969г. и завязала с ним роман.
Мотивы такого сближения кажутся очевидными - через известность Рубцова войти в литературный круг. И в следующем 1970-м году она уже предоставляет на обсуждение вологодской писательской организации свой сборник стихов, который был рекомендован к изданию.
Общаясь с Рубцовым, Дербина не скрывала своей зависти к его таланту, считая его
своим соперником. О чём она откровенно пишет в своих стихах:
«В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать..
Тут все расставлено по своим местам – рядом с поэтом под предлогом любви
поселилась неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!
Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» - черные люди особенно и не скрывают свои цели, они все расскажут, предупредят. Из стихов Дербиной показывают, как заведена пружина драмы, и заготовлена жестокая развязка.
Черный человек, присутствие которого окрашены многие стихи Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу.
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной восьмидесяти килограмм и действительно, черноволосой, как смоль, (или печная сажа), с большой внутренней и физической силой, и неудержной агрессивностью. Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.
Вот еще несколько выдержек из стихов Дебиной:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу
= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…
Очевидно, что она уже до встречи с Рубцовым была нацелена на чужую глотку, что потом и сделала (и это доказанный факт) с горлом Рубцова.
Так, рядом с поэтом путем соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно, Рубцов, как тонко чувствующая натура, испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.
За полгода до свое гибели, летом 1970 г., его противостояние с Дербиной обострилось. Однажды он пришел к ней в дом в сильном подпитии, у них возникла перепалка, она ушла в дом и захлопнула за собой дверь. Рубцов, не сумев открыть двери,стал стучать и бить кулаком по окну, разбил двойное стекло и порезал себе важную артерию на руке.
Он упал, заливаясь кровью, и только срочные действия спасли его в тот день.
Такой же почти зеркальный случай описан Есениным в его «Черном человеке», где его герой тоже пьян, взбешен своим партнером, пытается ударить, но только разбивает зеркало. Обе ситуации показывают, что «бунт» против Черного человека ни к чему не приводит. Рубцов получил грозное предупреждение, но уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам, катился к своей гибели
Надо обратить внимание на то, что жертве Черного человека, как правило, не удается выйти из навязанной ей игре. Втянутые в интригу творцы, принимают условия, навязанные им Черным человеком, выходят на опасную позицию и погибают.
Пушкин и Лермонтов вызвали своих убийц на дуэль, Моцарт принял предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер согласился писать для Воланда роман, Фауст вступает в прямую сделку с Мефистофелем.
Вот и Рубцов, получив последнее предупреждение от судьбы в виде порезанной артерии, продолжает жить с Дербиной приближаясь к развязки.
Впрочем, близкую трагедию ощущал не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=
Он позже допишет эти стихи, уже после трагедии.
Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, получают от них некоторые дивиденды, удовлетворяя свою гордыню или тщеславие, и потом погибают.
Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком, которого пока никому из творцов не удается переиграть.
Светлая память талантливому поэту Николаю Рубцову!
2016 - 2025г. 19 января
Свидетельство о публикации №220011800070