Дуэль с Черным человеком

К годовщине смерти Николая Рубцова.


19 января. На этот день, в праздник Святого Крещения приходится печальная  годовщина смерти Николая Рубцова.И снова в который раз перед многочисленными почитателями его  поэзии  возникает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую ночь 1971года? Безусловно,  уход любимого поэта, или  выдающейся личности  всегда вызывает скорбь и повышенный интерес   к подробностям и  событиям его жизни. Но в случае с Николае Рубцовым  на то  есть особые  причины -  примерно за год до смерти Рубцов написал короткое стихотворение в котором с точностью до дня указал   дату своего ухода:
=  Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы... =

С фактической точки зрения он умер от того, что  отпраздновав, у них с женой Людмилы Дербиной   мелкий конфликт, который разросся, перешел в скандал, в физическое столкновение, в результате которого  Рубцов оказался задушен
   И внось перед многочисленными почитателями его  поэзии  возникает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую ночь 1971года? Суд вынес однозначный вердикт – виновна в том Людмила Дербина,его жена,  которая призналась что в пылу скандала задушила поэта.

Но спустя три десятка лет после смерти поэта,уже в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство противоположной версии - об инфаркте Рубцова в ту крещенскую ночь.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение, что поэт в ту ночь умер о инфаркта. При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась, если она вообще сохранилась к тому времени. Заключение медиков было основано на словах Дербиной и своих логических построениях. Затем у этой версии появились модераторы и защитники из среды известных поэтов и деятелей культуры.

Казалось бы, получив доказательство своей невиновности, Дербина должна была подать заявления о пересмотре дела и своей реабилитации. Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что если она и её адвокаты не были  убеждены в том, что заключение медиков имеет достаточное основание для пересмотра  судебного решения. А потому и широкой публике, и тем более,  почитателям таланта поэта,  нет оснований принимать всерьез частное мнение.  Да и  разве в том нет пиара самой Дербиной?

Не имея юридической квалификации и практической возможности исследовать все обстоятельства дела Дербиной, мы предпримем иной путь, и посмотрим на судьбу Николая Рубцова в сравнении с другими особенностями, закономерностями и  судьбами литературных творцов и гениев. 

У многих на слуху его проникновенная лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме», «В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет».
Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами смутных и  тревожных ожиданий,  предчувствий  и необъяснимых состояний. Большая часть их приходится на вечернее, ночное или предрассветное время. Даже на свидание с любимой девушкой  он выезжает на "горячем скакуне" в "сумраке полей". многие его образы связаны с ночным временем   и тяжелыми мыслями. В их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Осенний этюд», «Ночное» и т.д.
Это тот «черный» Рубцов, которого не поют,  мало знают и редко включают в сборники и антологии.

* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)

* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)

* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне.
(Зимняя ночь)

И однажды перед глазами появилась такая строфа:

В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.

Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком. Это был пристальный гипнотизирующий взгляд, описанный в стихах другого трагически
ушедшего поэта:

Черный человек
Глядит на меня в упор...
,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

В этих заложена подсказка,  что у Рубцова тоже оказался свой Черный человек.
В этом нет ничего необычного или неожиданного - этот персонаж появляется в жизни многих талантливых  поэтов и композиторов, у которых открывается  своя  «черная тема», который только еще следует под пути  духовного просветления. .

К примеру, Лермонтов тоже  «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри, Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии».
К его Арбенину из Маскарада, который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - его Черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».
             
И к Моцарту являлся некто в черном плаще, предупреждая, что пора писать реквием.
И Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
Но  и Рубцов не исключение. Известно, что он был пьющим человеком.
Что вполне понятно, - человек идет разные способы противостоять черным мыслям и сущностям хотя бы на время отодвигая их от себя. И в эти моменты  подсказка Пушкина- Моцарта оказывается  очень кстати:  «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»

Судя по  тяжелым "черным" стихам Рубцова, их  ночные  шумы, шорохи и стоны на чердаках, ему задолго до 1971 года предвещали ему  неизбежный приход его Черного человека.  И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
= = = = =

Обратимся к фактам их жизни. Рубцов был знаком с Дербиной с 1963 года еще в Литинституте.  Но тогда студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность, она сама приехала к нему в Вологду летом 1969г. и завязала с ним роман.
Мотивы такого сближения кажутся очевидными - через известность Рубцова войти в литературный круг. И в  следующем 1970-м году она уже предоставляет на обсуждение вологодской писательской организации свой сборник  стихов, который был рекомендована к изданию.
 
Общаясь с Рубцовым, Дербина не скрывала своей зависти  к его таланту, считая его
своим соперником.  О чём  она и пишет в своих стихах:
«В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать..

Тут все расставлено по своим местам – рядом с поэтом под предлогом любви
поселяется неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!

Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» -  черные люди особенно не скрывают свои цели, они все расскажут, предупредят. Из стихов  Дербиной показывают, как заведена пружина драмы, и  заготовлена жестокая развязка.
Черный человек, присутствие которого окрашены многие стихи  Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу.
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной восьмидесяти  килограмм и  действительно, черноволосой, как смоль, (или печная сажа), с большой внутренней и физической силой,  и неудержной агрессивностью.   Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.

Вот еще несколько выдержек из её стихов:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу

= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…

Очевидно, что  она уже до встречи с Рубцовым была  нацелена  на чужую глотку, что потом и сделала (и это доказанный  факт) с горлом Рубцова.

Так, рядом с поэтом путем соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно, Рубцов, как тонко чувствующая натура,  испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.

За полгода до свое гибели, летом 1970 г., его противостояние с Дербиной обострилось.  Однажды он  пришел к ней в дом в сильном подпитии,  у них возникла перепалка, она ушла в дом и захлопнула за собой  дверь. Рубцов, не сумев открыть двери,стал стучать и  бить  кулаком по окну, разбил двойное стекло и порезал себе важную артерию на руке.
Он упал, заливаясь кровью, и только срочные действия спасли его в тот день.
 
Такой же почти зеркальный случай описан Есениным в его «Черном человеке», где его герой тоже пьян, взбешен своим партнером, пытается ударить, но только разбивает зеркало. Обе ситуации показывают, что «бунт» против Черного человека ни к чему не приводит.  Рубцов получил грозное предупреждение, но  уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам, катился к своей гибели

Надо обратить внимание на то, что жертве Черного человека, как правило, не удается выйти из  навязанной ей игре. Втянутые в интригу творцы,  принимают условия, навязанные им Черным человеком,  и сами выходят на опасную позицию.
Пушкин и Лермонтов вызвали своих убийц на дуэль, Моцарт принял предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер согласился писать для Воланда роман, Фауст вступает в прямую  сделку с Мефистофелем.

И Рубцов, получив последнее предупреждение от судьбы в виде порезанной артерии, продолжает жить с Дербиной и двигаться к развязки.
Впрочем, близкую трагедию ощущал не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=
Он его позже допишет, уже после трагедии. 

Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, получают от них некоторые дивиденды, удовлетворяя свою гордыню или тщеславие, и потом погибают.
Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации,- путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком.  Которого пока никому не удалось  переиграть.

2016г. 19 января


Рецензии