Прощай, цыганка Тсера...

Каждый день по дороге на работу я прохожу мимо небольшого магазина. Однажды это место облюбовали цыганки – откуда они пришли-приехали, мне неведомо, но толклись они здесь несколько дней. Вот встреча!... Одна моя рука машинально потянулась к кошельку, другая судорожно стремилась защититься от сглаза… Вмиг толпа окружила меня и некоторое время пыталась погадать – знаю: там сильный гипноз, но я не поддаюсь ему… Фух – перевела дух… Вырвалась!...
Так продолжалось несколько дней. Вскоре цыгане перестали обращать на меня внимание: ну не гипнабельная я! Я стала для них непонятным существом, на которое не стоит тратить свои магические силы и время. А потом они и вовсе исчезли. Растворились… А вскоре пришла одна, независимая, красивая. Нечастыми вечерами она прогуливается в пределах моей досягаемости. В отличие от своих соплеменников ничего не предпринимает – гордая! Или застенчивая? Или… Выхожу из магазина – она окликает меня и протягивает пластиковую карту:
– Это Вы обронили?
– Да, спасибо!.. Я смотрю, Ваши куда-то исчезли?
– Это Вы о цыганах? Да какие они мои? Кстати, среди них есть хорошие люди. Нас объединяет только юбка эта… Изредка надеваю ее, вот и сегодня нужно было... Да музыка... Я другая. На работе я одна. А на прогулке – другая.
– Вы работаете? Где?
– Когда-нибудь Вы об этом узнаете. Не всё сразу.

Так началась наша удивительная дружба. Да… Она и в самом деле другая… Цыганка Тсера, свет рассвета... Однажды в уютной квартире, наливая мне тонкими, ухоженными руками душистый чай, она поправила меня:
– Зови меня просто – Тсеритса!
Как вам? Вот-вот. Я тоже обалдела: скромно так, ненавязчиво – Царица!... Иногда она исчезала на некоторое время. Появившись, звонила. И тогда по вечерам происходили удивительные разговоры. Я любила бывать у нее. Что за прошлое у нее, моей загадочной рассказчицы? Но Тсера не спешила раскрываться. За эти годы я лишь поняла, что Тсера преподавала психологию и была интересным собеседником. Чем больше я ее узнавала, тем больше она мне нравилась.

Вот так мы и коротали наши вечера. Несколько лет... Однажды она позвонила мне и бросила короткую фразу:
– Приходи! Я уезжаю! Надолго…
Я тут же примчалась. Чемоданы, коробки, пакеты – вот он затаился, час расставания, в темном углу прихожей. Я ахнула:
– Так быстро?
– Не волнуйся, у нас впереди целый вечер. Я уезжаю, может быть, насовсем. Скорее всего это моя последняя командировка. Она достала небольшой пакет и протянула его мне:
– Мы уже достаточно знаем друг друга, и за эти годы я стала доверять тебе. Знаю, что ты не болтлива. Храни его у себя до моего возвращения. Знаешь, интуиция меня никогда еще не подводила. Если не вернусь… Ну... тогда все равно.

С пожелтевшего снимка на меня смотрела красивая женщина с милой кареглазой малышкой на руках.
– Это я и моя мама в молодости. Ее уже давно нет. Красивая славянка, правда?
– Славянка?!
– Да… Мама у меня русская, отец – цыган. Но какой!!! Среди цыган немало выдающихся людей: учителей, артистов, психологов. Мои родители были разведчиками. Да-да, внешняя разведка. Отца я не помню, он быстро погиб. Там какая-то темная история была… Архивы засекречены. А мама… Когда его хоронили, она своим наметанным глазом увидела след от пули, но никаких подробностей ей не сообщили. Представляешь, она 20 лет после смерти отца писала ему письма! И замуж больше не вышла… Я пошла по маминым стопам, чтобы узнать правду об отце. Меня ведь пригласили туда, когда выяснилось, что я хорошо владею техникой гипноза. А это мой дар! Меня приглашают до сих пор в каких-то сложных ситуациях.

Я сидела, раскрыв рот. Все эмоции были написаны на моей обалдевшей физиономии:
– А ты… за границу?
– Не скажу, куда. Я тебе и так много наговорила.
– А ты что, и стрелять умеешь? И на этих… на всяких машинах…, – приуныла я.
– Пойми, истинные разведчики – не джеймсы бонды! Они не стреляют, не применяют приемы самбо – они много думают, анализируют. Частенько это скучная работа. Но маме адреналина хватало! Она ведь очень отца любила, переживала за него. Знаешь, когда я узнала правду, загордилась ужасно!!! За рубежом она провела половину жизни… Нередко бывала на посольских приемах. Недавно мне рассказали эту историю. Как-то мама получила задание стать любовницей одного иностранного генерала, который служил в Генштабе. С его помощью ей нужно было выведать намерения одной страны в отношении двух других. Мама ответила своему руководителю: «Задание выполнить готова, но сразу застрелюсь!». После этого ответа задание отменили, потому что знали: если пообещала, обязательно сделает…
– Достойный цыганский ответ!

У меня вертелись на языке тысячи вопросов. Но Тсера остановила меня одним жестом красивой руки:
– Цыганская сила – стальные нервы, цыганская гордость – никогда не бояться! Больше мы не будем говорить на эту тему. Ты такая доверчивая, наивная… Я хочу дать тебе некоторые прощальные напутствия. Первое: никогда не соглашайся на гадание. Ты знаешь о том, что цыганки в совершенстве владеют техникой гипноза? Передается это доходное мастерство по наследству и исключительно по женской линии. Владеют гипнозом не все – только избранные. Остальные помогают. Этот цыганский гипноз у психологов называется эриксоновским. Но суть не в названии. Главное, что гипнотизируют тебя без твоего согласия.
– И что же делать?
– Второе: избегай общения с такими людьми. Прерывай контакт при первой же возможности. Третье: не заключай с ними сделок, не покупай у них ничего. И четвертое: проявляй бдительность в общении с неизвестными «доброжелателями», не доверяй незнакомцам.
– Значит, ты вовсе и не цыганка… А я хотела спросить, где ваш барон…
Тсера засмеялась:
– У меня цыганские корни, этого достаточно. И, знаешь, я болею за эту нацию. Где наш барон? На этот вопрос цыгане ответят так: «А где ваш русский Бабай? Вы же тоже про него часто рассказываете, детей пугаете». И что ты скажешь?
– А что нужно цыганам?
– Образование! Цыганские дети часто не заканчивают школу. Начальную школу они частично осиливают, среднюю большинство не заканчивает, не говоря уже о высшей.
– А каков менталитет у нормальных цыган?
– Для цыган главное – семья, здоровье, благополучие детей, почтение к старшим. По менталитету российские цыгане гораздо ближе к русским, чем к цыганам европейским. И у нас есть два пути. Первый – это образование, благодаря которому народ, сохранив самобытность, впишется в общество. А второй – это уход на дно, изоляция, криминал. А время идет.. Мы бездействуем... Куда качнется маятник?

За окном послышался шум подъезжающей машины.
– Ну, прощай!... Вспоминай меня, вортАка! Мне пора...

***
Я часто слышала от умницы Тсеры слово «романипэ». Это цыганская культура, цыганский дух, ощущение принадлежности к цыганскому обществу. После ее отъезда я, потрясенная услышанным, сижу и думаю: «Они такие же, как мы, у нас одна кровь. Возвращайся скорее, гордая Тсера!!! Может быть, и во мне есть что-то цыганское, гордое, смелое… После стольких лет дружбы…».


Рецензии
Нина Борисовна...с интересом прочитала ваш рассказ. Спасибо большое...только, мне думается,что принадлежать к цыганскому роду могут лишь люди одной с ними крови ...Я не знаю откуда вы родом, но я лично не смогла бы принять их как своих сородичей...наверное мы разные с вами...Успехов в творчестве и всех благ!!!!

Светлана Ковалева 2   20.01.2020 13:34     Заявить о нарушении
А финальная фраза? "После стольких лет дружбы..." Всё может быть на нашем шарике. Мы русские. Моя мама дружила с цыганкой, отец - с грузином (колоритный Шалва), дочь замужем за армянином - страна-то у нас какая многонациональная! И все счастливы)))
С любовью,

Нина Битяй   20.01.2020 15:22   Заявить о нарушении