Статья о Наде Леже

             «Искусство должно быть общедоступным»

Продолжаем знакомить читателей еженедельника с культурными событиями, связанными с именем Надежды Петровны Ходасевич-Леже  (1904–1982), яркой и легендарной личности, роль которой в эпоху железного занавеса  в искусстве ХХ века трудно переоценить.

23 октября в Минске открылась выставка «Надзя», приуроченная к 115-й годовщине со дня  рождения известной художницы. Этот масштабный культурный проект  поддержали посольства Франции и Республики Беларусь. В праздничном мероприятии приняли участие заместитель генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь В. С. Вечер; Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Белоруссии Б. Д. Канесс; внук Нади Леже Н. Тенье; владелец Музея-фермы Ф. Леже в Лизоре (Нормандия) Ж. Шатене; автор книги «Надя Леже — необыкновенная история женщины в тени» Э. Шатене и другие официальные лица. С экспозицией выставки гостей познакомила куратор проекта со стороны Национального художественного музея, заведующая отделом русского  и зарубежного искусства С. И. Прокопьева.

Мы подробно писали о том, что год назад подобная масштабная выставка, посвященная творчеству Нади Леже, проходила в г. Лодзь (Польша). Ее куратор Каролина Зыхович недавно выпустила книгу о своей героине. Откроем секрет читателю, что и Дубна не остается в стороне: в настоящий момент собирается материал для книги «Французский след. Мозаики Нади Леже в Дубне» об этой неординарной художнице, портретные панно которой более 40 лет назад органично вписались в культурное пространство нашего города и все это время продолжают оставаться одной из главных его достопримечательностей. Многочисленные туристы, которых с каждым годом становится все больше, а также иностранные граждане, работающие в нашем прославленном наукограде, проявляют неподдельный интерес к этим ярким и необычным мозаикам.

Судьба удивительной женщины Нади Леже напрямую связана с четырьмя странами. Родилась она в белорусской деревне. Училась в Варшаве, там же вышла замуж за художника Станислава Грабовского, родила от него дочь. Продолжила обучение в Париже, где работала с Фернаном Леже, который впоследствии стал ее мужем, а Франция второй родиной. Во времена железного занавеса Надя Леже вместе с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой внесла большой вклад в налаживание отношений между Францией и Советским Союзом. Ее деятельность в стирании культурных границ была настолько велика, что в 1972 году она получила высокую советскую награду – Орден Трудового Красного Знамени.

Все четыре страны гордятся творчеством Н. Леже и собирают память о ней. Франция обладает самым большим коллекционным фондом семьи Леже. Также есть собрания работ в Минске и Зембине, на родине матери Нади. В Государственном музее изобразительных искусств имени  А. С. Пушкина много работ Фернана Леже, подаренных Надеждой Петровной Москве. Но, наверное, символично то, что самая большая коллекция монументальных мозаик Нади Леже находится именно у нас, в интернациональной Дубне. Наш Институт объединяет множество разных стран (в том числе Белоруссию, Польшу и Францию), содействуя укреплению не только научных, но и культурных связей. Многоликая и многоязычная Дубна способна рассказать широкому кругу людей разных национальностей о творчестве Н. П. Леже. 

Мозаики появились у нас осенью 1974 года. Незадолго до смерти Е. А. Фурцевой (24 октября 1974) 28 мозаичных портретов Нади Леже были переданы в ОИЯИ. Долгие годы мы считали, что их число ограничивалось двадцатью. Однако недавно в архиве местного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий было найдено приложение к Приказу № 670 по Министерству культуры СССР от 12 сентября 1974 года, где перечислен список, состоящий из 28 мозаик, передаваемых в подмосковную Дубну.

К великому огорчению, к настоящему времени мы сохранили всего 14 мозаик, ровно половину  из означенного списка. В ходе работы над книгой и сотрудничества с музеями России и Белоруссии  удалось выяснить следующие факты. Из Дубны в Картинную галерею славы деревни Зембин  были переданы следующие панно: один из двух портретов В. И. Ленина, М. Шагал, Ф. Леже, один из двух портретов П. Пикассо и Д. Канвейлер. Второй мозаичный портрет В. И. Ленина был отправлен в конце 90-х годов в музей «Ленинский мемориал» (г. Ульяновск). Портрет С. Эйзенштейна, подаренный Дубной Дому ветеранов кино Москвы, долго украшал стену его внутреннего дворика, но 10 лет назад выпал из поддерживающих ремней и разрушился. Дубна безвозвратно потеряла  портреты: К. Маркса, Н. К. Крупской, С. Прокофьева, космонавта В. И. Пацаева и второй портрет П. Пикассо. Судьба мозаик с изображением М. Тореза и Ж. Дюкло из списка Минкульта неизвестна.

Фернан Леже, учитель, соратник и муж Надежды, всегда мечтал о том, чтобы искусство было общедоступным. Его мечта воплотилась в витражах и мозаиках, которыми он украсил церкви, официальные и учебные заведения, а также в настенных росписях и скульптурах огромного формата, стоящих на улицах разных городов Европы. Дубненские мозаики под открытым небом можно воспринимать тоже как часть мечты Фернана Анри Леже. А наша задача — сохранить их в должном качестве.

P.S.  Обращаюсь к сотрудникам ОИЯИ с большой просьбой: если в ваших домашних архивах имеются фотографии дубненских мозаик прежних лет, если вы знаете какие-нибудь интересные факты на эту тему, свяжитесь с редакцией еженедельника ОИЯИ и поделитесь ими.

Любовь ОРЕЛОВИЧ,
Минск – Дубна.

Еженедельник ОИЯИ "Дубна: наука, содружество, прогресс", ноябрь 2019


Рецензии
Один из мозаичных портретов В.И. Ленина, работы Надежды Леже я лично закреплял на стене в холле здания Генконсульства СССР в Марселе.
Удач, Адам.

Адам Райский   19.01.2020 18:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Адам! То, что Вы написали, очень интересно для Дубны и для будущей книги о Наде Леже. Как известно, у неё было несколько мозаичных портретов Ленина.Все они разлетелись по разным городам (и странам). Если Вас не затруднит, не могли бы Вы подробно описать эту историю с марсельским портретом и прислать его фотографию? Дело в том, что сначала, по воспоминания старожил Дубны, портретов В. И. Ленина к нам отправили 4. Потом нашелся список, где обозначены 2 портрета. История запутанная. Полностью её вряд ли удасться распутать, и всё же остаётся надежда приблизиться на максимально близкое расстояние к ней. На всякий случай оставляю Вам свой е-мейл: orelovich.liubov@yandex.ru

Любовь Орелович   23.01.2020 13:39   Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь! К сожалению, фото мозаики у меня нет. Помню, её привезли на легковом авто с прицепом. Размеры - примерно метр на полтора. По указанию Генконсула Колычева, я с товарищем, повесил её в холле жилого здания консульства. При транспортировке два кусочка смальты отпали и мне пришлось приклеивать их клеем на место.
После двух лет работы в Генконсульстве, я, по приказу Посла Червоненко Степана Васильевича, был переведён в Париж на должность начальника охраны нового посольства, служебная зона которого пока еще не функционировала.
Видеть Надежду Леже в посольстве мне приходилось довольно часто. Она была членом правления общества дружбы Франции - СССР. Председателем общества была Марина Влади. Лично, я Наде представлен не был, но, познакомиться всё же довелось. Она, на личные средства, организовала в одной из картинных галерей Парижа выставку наших художников - авангардистов и я, по команде Посла, с двумя своими сотрудниками, целый день развешивал картины под её чутким руководством. За что, были одарены каталогами Ф. Леже. Довелось мне побывать и в его доме-музее на экскурсии, организованной профкомом Посольства.
Вот, всё, что я смог припомнить о встречах с Надей.
Здоровья и удач, Адам.

Адам Райский   23.01.2020 14:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Адам! Спасибо Вам за Ваш ответ. Вопрос: могу ли я описать эту историю в книге? И еще один: это Ваш литературный псевдоним или настоящее имя? С уважением, Л.

Любовь Орелович   06.02.2020 08:20   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь. Райский - мой литературный псевдоним. При надобности, могу сообщить реальные ФИО в личку. Можете использовать мои воспоминания о Наде по своему усмотрению. И ещё. От общения с Надей во время обустройства выставки, у меня сложилось впечатление о ней, как о волевой, властной женщине. Она командовала нами, как старшина - новобранцами.
Здоровья и успехов, Адам.

Адам Райский   06.02.2020 12:27   Заявить о нарушении