Рецензия на книгу Воображаемый друг автор Стивен Ч

Удовлетворительная книга со своими тараканами и недостатками, главные из которых - чрезмерная затянутость, претензии к Богу и немного болезненная фантазия автора.

«Когда все складывается слишком хорошо, чтобы быть правдой, – жди подвоха»

Поначалу (примерно 25-30%) история меня увлекла и заинтриговала: казалась, что я читаю атмосферную детскую книгу с мистической подоплёкой. Позже пришло понимание того, что Чбоски весьма далеко заходит в своих фантазиях, не может/не хочет (или не умеет?) вовремя остановиться, да и покорить рассчитывает отнюдь не детскую аудиторию.

Почему же никто не посмел намекнуть автору на то обстоятельство, что затянутость, цикличность и неизбежные самоповторы изрядно вредят его роману и вызывают отторжение у читателей? Если книгу сократить и отредактировать (страниц 300 смело можно и нужно было убрать), то, вероятно, получился бы хороший, наполненный, динамичный роман, а так… Увы, и ах!

Вместо уместного и логического финала на читателя обрушивается ещё больше ужаса, еще больше религиозного абсурда и сюжетной нелепицы:
снова и снова у Кристофера течёт кровь из носа (позже и из глаз);
снова и снова олени бродят по округе и что-то/кого-то обгладывают;
снова и снова старухи пророчат смерть на Рождество;
снова и снова Шептунья кричит: «Хватит ему помогать!» и «Ты сошёл с асфальта»;
снова и снова человеки-почтари смыкают ряды;
снова и снова рядовые граждане нещадно чешутся и сходят с ума от гриппа;
снова и снова Мэри Кэтрин ведёт абсурдные диалоги с Богом;
снова и снова миссис Коллинз не собирается «становиться очередной героиней идиотского ток-шоу – жертвой, пребывающей в убеждении, что все родители, истязающие своих детей, сами подвергались истязаниям в детстве»;
снова и снова Брэйди мечтает согреться и выбраться из собачьей будки;
снова и снова Дженни хочет убить своего сводного брата;
снова и снова Миссис Хендерсон режет глотку своему супругу;
снова и снова Миз Ласко прикладывается к бутылке;
снова и снова Эмили Бертович следит за вами с молочной пачки;
снова и снова Эмброуз Олсон хочет разобраться в смерти Дэвида;
снова и снова «по мнению шерифа, как минимум сотня людей заслуживала смерти куда больше, чем та девочка с накрашенными ноготками»…


снова и снова у Кристофера идет носом кровь…

Ну, как? Вы ещё не утомились?! То-то и оно!!!
Неизбежно наступает тот момент, когда безумно хочется прекратить круговорот разложения и разжижения собственного сознания, раз и навсегда закрыть книгу, пожелав ей покоиться с миром.

Каждый по-своему сходит с ума, но почему и для чего? я должна разделять авторскую паранойю?! Моему негодованию не было предела!!! Я шипела, плевалась, чесалась, пребывала в горячечном бреду, плавилась на асфальте, мой мозг нещадно кровоточил, мне хотелось убить Стивена Чбоски, себя саму и весь мир придачу… Если вам по вкусу подобная вакханалия (см. спойлер), тогда как говорится: «Здравствуйте!» и «Добро пожаловать»!

По всей вероятности, моя главная черта – доводить начатое до конца, поэтому сим славным романом удалось насладиться до последней буквы. Тем не менее другим советовать не стану. Наоборот, попытаюсь «развидеть» его персонажей. Вдобавок немного жаль потраченного времени: ни художественной, ни эстетической, ни развлекательной ценности книга не принесла и другом не стала, однако, подарила массу занятных цитат:

"...благополучие лиц старшего возраста – это мерило нравственного состояния общества...
… оглядитесь, посмотрите на стариков – другого будущего у человека нет. Так что не упускайте своего, спешите жить. Поступайте в колледж. Наслаждайтесь любовью. Заработайте себе деньжат. Посмотрите мир…
...
Убежать из «Тенистых сосен» было несложно, а от старости разве убежишь? Когда тазобедренные суставы ни к черту, глаза и того хуже, да еще артрит такой, что и тридцатилетний слезами обольется. Старость, на самом деле, не для слабаков. И телесная боль – это наименьшее зло. Он притерпелся к тому, что кумиры его юности преданы забвению. Он принял даже то, что многоцветные воспоминания заменяются черно-белыми стоп-кадрами".

"Перед каждым собеседованием она углублялась в раздумья и повторяла заповеди, вычитанные в руководствах по саморазвитию: надеялась поверить еще и в себя. «Здесь готовы тебя полюбить». «Годится тебе такая работа или нет – будешь решать ты сама. А не они». Когда мама в конце концов набиралась храбрости, они вместе заходили в здание.

После собеседования мать Кристофера выходила как в воду опущенная, и это доказывало, что на самом-то деле от нее ничего не зависит. Вовсе не она решала, годится ей такая работа или нет. Но делать было нечего: они возвращались к машине и готовились к следующему заходу. Этот мир, говорила мама, так и норовит у человека что-нибудь отнять. Но свою гордость приходится отдавать добровольно".

Р.S: забыла упомянуть о том, что по ходу повествования, дети регулярно употребляют лекарства (аспирин, детский «тайленол» и «адвил»), питаются исключительно фастфудом (кукурузные колечки «Фрут-Лупс», печенье «Орио», пакетированный суп «Липтон», бутерброды с сыром и т.д.)
Вот наглядный пример того, как мама готовит любимому сыну:"Открыла пакетик куриного супа «Липтон» с вермишелью. Его любимый суп с самого детства. «Мне нравится мелкая вермишель, мамочка»

Эм, да…

А какой у вас "любимый суп с самого детства"?


Рецензии