Хит фильма Карнавал

                Хит фильма «Карнавал»

Неоднократно в средствах массовой информации обсуждали, почему все-таки главную песню этого фильма доверили исполнять не Ирине Муравьевой (поющей актрисе, имеющей весьма узнаваемые тембровые краски – особенно при озвучивании мультфильмов), а Жанне Рождественской, профессиональной певице. И даже сам композитор, Максим Дунаевский, тоже выражал недоумение решением режиссера.

А мне кажется, ответ лежит на поверхности. Кульминационная песня «Позвони мне, позвони» (после которой меняется характер героини – с наивно-непосредственного на отрешенный со скрытой горечью) имеет свои сложности, которые трудно преодолеть непрофессиональному вокалисту. И самое главное – ТЕМП. Это очень быстрая песня с четкими, вылетающими как стрела, музыкальными фразами. При этом песня не развлекательная, а драматическая, страстная. То есть надо, помимо скорости произношения и попадания в каждую ноту, еще и донести в своем пении некую эмоциональную остроту, нерв. Какие самые быстрые слова? «Позвони мне ради бога», «может, я забыла гордость» и т.п.

Если прочитать внимательно весь текст песни и попробовать его даже не спеть, а ПРОГОВОРИТЬ в том темпе и ритме, который придумал Дунаевский, поймете, что это архисложно. Вы то и дело будете застревать, вязнуть – с непривычки. А на слух кажется – да вроде какая-то незатейливая песенка… Ага! Это кажущаяся легкость! А после того, как вы поймете, что и произносить все это в определенной скорости сложно, попробуйте еще и спеть – что тогда получится?

Когда И. Муравьева (которую я очень люблю) эту песню поет во время мероприятий, телевизионной съемки, у нее виртуозности Жанны Рождественской нет. Она невольно (чуть-чуть) замедляет темп, сглаживает ритм, и эта четкая конструкция кажется несколько смазанной. Надо сказать, что и тембр Рождественской для этой песни лучше подходит, и гармонирует с обликом актрисы, которой пришлось открывать рот под запись.

А поскольку решили, что эту песню будет исполнять не Муравьева, то и другие песни фильма тоже доверили не ей – чтобы тембр везде был один. Так что никакого непонятного самоуправства режиссера Лиозновой здесь нет, все абсолютно справедливо и очевидно.

Конечно, если бы актрисе дали задание долго-долго работать над этой песней (как она в течение фильма работала над своей дикцией и произносила упражнения типа «Карл у Клары украл кораллы»), в конечном счете, она бы справилась, но это могло сильно замедлить рабочий процесс.

Раньше ко всему относились более требовательно, и результат (в отличие от подавляющего числа современных отечественных фильмов) был соответствующим.


Рецензии