В Бессмертном полку прибыло

   Главная задача человека – быть посредником между прошлым и будущим. Осуществлять эту миссию помогает занятие краеведением. Краеведение – это совокупность знаний исторических, географических, геополитических о стране и её людях. В последние десятилетия многие работают над темами: «Вклад моего рода, моей семьи в историю страны», «Участники Великой Отечественной войны наших семей»...

   Занятие краеведением – работа кропотливая, подразумевает работу со свидетелями эпохальных событий, с литературой, с музеями, с архивами, в том числе и семейными. Десятки писем в государственные архивы отнимали у меня много времени из-за ожидания ответов… работа продвигалась медленно. Теперь трудно представить, как я обходилась на первых этапах поиска без Интернета.

   С помощью Интернета поисковые мои дела ускорились, удалось прояснить фронтовой путь отца моего Каменева Петра Елисеевича. В сентябре 2011 года я побывала на Славине в Братиславе, где в братских могилах покоится прах отца и его однополчан. Параллельно я работала над прояснением фронтовой судьбы старшего брата моей мамы. Коннов (Петров) Василий Степанович тоже числился без вести пропавшим в феврале 1942-го года. Благодаря овладению Интернетом, я вырвала из горнила безвестности и поставила в строй Бессмертного полка солдат Великой Отечественной войны нашей семьи: отца моего Каменева Петра Елисеевича и дядю Коннова (Петрова) Василия Степановича.

   Посчастливилось связаться по Интернету с Сообществом 385-й стрелковой дивизии, в которой служил Василий Степанович. Сейчас по крупицам восстанавливается Список дивизии. Благодаря Интернету, я выслала документы секретарю Сообщества дивизии и на основании их дядя мой, солдат первого призыва, включён, наконец-то, в Список дивизии. Кроме того, мне сообщили о книге А.С. Юновидова «Одинокий подвиг 385-й стрелковой дивизии», где подробно описан бой 18 февраля 1942-го года, в котором и погиб пулемётчик штаба дивизии Коннов (Петров) Василий Степанович. И в Живом Интернет журнале напечатан итоговый материал о поиске сведений о фронтовой судьбе его и поисках потомков, разъехавшихся из Киргизии по разным государствам. Оказалось, что пять семей живут здесь, на Омской земле!!!

   Параллельно с этими поисками я работала с Дневниками солдата призыва 1944 года. Павел Капитонов (1927 - 1998) начал писать дневник в феврале 1942 года будучи школьником (ст. Булаево, Казахстан), последний дневник датируется 1953-м годом (Курильский остров Кунашир, Россия). Не все они сохранились. Чернила бледнеют, бумага темнеет и становится хрупкой. Нужно было распечатать этих записи, считать с оригиналом и т.д. Постепенно я готовила их к печати, в год семидесятипятилетия Победы книга  "Дневники солдата" издана небольшим тиражом (ООО "Омскбланкиздат", Омск, 2020. - 334с.). Выделяются три части: Дневник школьника, Дневник курсанта училища, Курильские дневники солдата. Солдат прослужил в Армии восемь с половиной лет с декабря 1944 года по июль 1953 года. Из них на острове Кунашир шесть с половиной лет (с декабря 1946 по июль 1953 года). На различных встречах и заседаниях я делала сообщения об этих дневниках. Ими заинтересовались учёные: Борис Иванович Осипов, доктор филологических наук, профессор ОмГУ им Ф.М.Достоевского и Сергей Григорьевич Сизов, доктор исторических наук, профессор. Сергея Сизова заинтересовал школьный дневник и появилось в Интернете первое исследование, статья «Повседневная жизнь школьника в годы войны». Пошли отклики и просьбы познакомиться с Дневниками. Из-за отсутствия средств на издание опускались порой руки. Курильские дневники солдата Капитонова… как вас донести до Южно-Курильска и Южно-Сахалинска?

   Интернет – большое подспорье, он сокращает расстояния. Каким-то образом вышла на меня информация о походе сахалинских туристов на каяках вокруг острова Кунашир в июле 2015-го года. Поход Максима Пасюкова со товарищи проходил под эгидой «Острова Победы». Эта информация явилась импульсом для дальнейшей работы над "Дневниками солдата". Значит, есть потенциальные читатели этих материалов! Я написала в комментариях к фотоотчёту по итогам похода информацию о Курильских дневниках солдата, хранящихся в семейном архиве. На комментарий откликнулись сахалинский поэт Людмила Голубцова и Сергей Пономарёв, председатель Сахалинского отделения Русского географического общества. Он связался с госархивом Южно-Сахалинска, представители которого ответили, что с благодарностью примут вёрстку книги.

   Вот так! Без интернета на эту переписку ушли бы долгие месяцы. Книга издана!И отправлена на место службы солдата призыва 1944 года - на о.Кунашир. Этому призыву пришлось служить по 6-8 лет в армии, пока подросли им на смену подранки Великой Отечественной войны.

В строю Бессмертного полка прибыло! Теперь доступна  электронная версия "Дневников солдата". Старший лейтенант Павел Петрович Капитонов ещё послужит делу воспитания молодёжи в духе патриотизма и любви к Родине.

   Лариса Капитонова, поэт, член ОООО «Русское географическое общество», ОООО  "Сироты Великой Отечественной войны", редактор-составитель этого издания.


Рецензии