Говорите, люди, говорите, самые хорошие слова

                Коль живёшь для себя, никого не любя,
                Ты не жди, чтоб другие любили тебя.
                На дороге поток не снесёт переправу,
                Коль не сделаешь то, что тебе не по нраву.
 
                Р. Гамзатов

           Как-то раз мы с учительницей русского языка и литературы МКОУ "Новокаякентская СОШ" Алиевой Патимат Шагмановной обсуждали слова бывшего Главы РД Р. Абдуллатипова: «У подрастающего поколения сегодня много возможностей, чтобы возродить нравственное начало, духовность. Сегодня нам необходимо научить новое поколение систематизировать огромный поток информации, который они получают в школе, из СМИ, сети Интернет. Что же необходимо  для  духовного воспитания молодёжи? Прежде всего, необходима культурная среда, в которой развивается молодое поколение. Нужны проверенные веками народные традиции, идеалы, перед которыми оно преклоняется».
            В ходе беседы я попросила Патимат Шагмановну поделиться своим педагогическим и жизненным опытом. Вот что она мне сказала:
            – Я полностью согласна со словами Р. Абдуллатипова,  – рассказывает учительница. – Нам необходимы проверенные веками народные традиции, идеалы, перед которыми мы преклоняемся.  Ведь человеческое общество – это мы сами, и от нас, от наших взаимоотношений, зависит, каким оно будет в будущем. Дети не рождаются добрыми или злыми, мы, взрослые, причастны к тому, какими они вырастут. Педагоги-воспитатели должны доводить до сознания детей, казалось бы, простое, но крайне необходимое в повседневной жизни правило: "Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь", воспитывать детей, опираясь на народные традиции. Для меня всегда были девизом слова нашего земляка, известного всему миру поэта, Р. Гамзатова:
                Одна только должность всех выше на свете:
                Быть Человеком на грешной земле...
             Видимо, тема нравственности, то есть, тема горского намуса и  добросердечных отношений, для меня потому дорога, что она была главной темой в Согратлинской средней школе, где я училась. Директор школы, Магомед Махатилов,  всю свою жизнь развивал в детях чувства доброты.  Я благодарна судьбе за то, что дала мне возможность окончить учебное заведение, в котором нас учили доброте, вежливости, справедливости, задушевному общению. Эти же качества я стараюсь сформировать у детей, будучи уже учителем.
             В 1984 г., окончив филологический факультет ДГУ имени В. Ленина, я с мужем Мугутдином Хизриевым, моим однокурсником, а в последующем –  коллегой по работе, переехала в Каякентский район. С 1984 г. по 1991 г. в с. Каранайаул, с 1992 г. по 1998 г. работала в Алходжакентской   СОШ. С 1998г. по данное время работаю в МКОУ "Новокаякентская СОШ".
             Работая темой по самообразованию: "Повышение качества и эффективности работы на уроках русского языка и литературы", я стараюсь   оптимально  использовать на уроках  литературы воспитательный момент для формирования искренних доброжелательных отношений среди учащихся, развивать в них логическое мышление, научить их анализировать, сравнивать поступки и речи литературных героев с тем, что они видят в жизни. К каждому уроку я вместе с мужем подбираю эпиграфы, соответствующие темам и целям урока. Это помогает мне без замечаний, без  назиданий вовлечь детей в учебный процесс, что благотворно влияет на их поведение и учебу. Заинтересовывая детей учёбой, ставлю перед ними цель: добиваться не только хороших успехов в учёбе, но и заслужить уважение коллектива, а для этого не позволять себе совершать поступки, порочащие совесть.
В практической деятельности я  использую различные виды обучения и поощрения. Мои самые лучшие ученики едут на экскурсию по историческим местам, связанным с легендарной личностью Шамиля, в живописный Гуниб. Они воочию видят, насколько красив, необычен и интересен родной край.
               Мои ученики любят принимать активное участие во всех интересных школьных мероприятиях, так как индивидуализация обучения учащихся, проведение уроков-КВНов, уроков-семинаров, деловых игр – все виды педагогической деятельности только тогда дают  эффект, когда они проводятся с  любовью к детям.
Требуя от учащихся осознанного отношения к учебе, своей внешности и  чистоте  души, я стараюсь воспитать в них не только эти качества, но и трудолюбие, отзывчивость, пунктуальность. При этом часто цитирую слова любимых поэтов. Например, такие:      
      Счастье не передается.
      И только то, за что прольется пот,
      Для человека счастьем обернётся,
      И почести, и радость принесёт.
    
                Мирза-шафи.
             
             В каждом ребенке и в школе, и дома я вижу индивидуальную личность, учу детей говорить правду, уважать старших и помогать людям, так как  очень хочется, чтобы наши воспитанники росли честными перед людьми и перед своей совестью. 


Рецензии