Говорите, люди, говорите, самые хорошие слова
Ты не жди, чтоб другие любили тебя.
На дороге поток не снесёт переправу,
Коль не сделаешь то, что тебе не по нраву.
Р. Гамзатов
Как-то раз мы с учительницей русского языка и литературы МКОУ "Новокаякентская СОШ" Алиевой Патимат Шагмановной обсуждали слова бывшего Главы РД Р. Абдуллатипова: «У подрастающего поколения сегодня много возможностей, чтобы возродить нравственное начало, духовность. Сегодня нам необходимо научить новое поколение систематизировать огромный поток информации, который они получают в школе, из СМИ, сети Интернет. Что же необходимо для духовного воспитания молодёжи? Прежде всего, необходима культурная среда, в которой развивается молодое поколение. Нужны проверенные веками народные традиции, идеалы, перед которыми оно преклоняется».
В ходе беседы я попросила Патимат Шагмановну поделиться своим педагогическим и жизненным опытом. Вот что она мне сказала:
– Я полностью согласна со словами Р. Абдуллатипова, – рассказывает учительница. – Нам необходимы проверенные веками народные традиции, идеалы, перед которыми мы преклоняемся. Ведь человеческое общество – это мы сами, и от нас, от наших взаимоотношений, зависит, каким оно будет в будущем. Дети не рождаются добрыми или злыми, мы, взрослые, причастны к тому, какими они вырастут. Педагоги-воспитатели должны доводить до сознания детей, казалось бы, простое, но крайне необходимое в повседневной жизни правило: "Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь", воспитывать детей, опираясь на народные традиции. Для меня всегда были девизом слова нашего земляка, известного всему миру поэта, Р. Гамзатова:
Одна только должность всех выше на свете:
Быть Человеком на грешной земле...
Видимо, тема нравственности, то есть, тема горского намуса и добросердечных отношений, для меня потому дорога, что она была главной темой в Согратлинской средней школе, где я училась. Директор школы, Магомед Махатилов, всю свою жизнь развивал в детях чувства доброты. Я благодарна судьбе за то, что дала мне возможность окончить учебное заведение, в котором нас учили доброте, вежливости, справедливости, задушевному общению. Эти же качества я стараюсь сформировать у детей, будучи уже учителем.
В 1984 г., окончив филологический факультет ДГУ имени В. Ленина, я с мужем Мугутдином Хизриевым, моим однокурсником, а в последующем – коллегой по работе, переехала в Каякентский район. С 1984 г. по 1991 г. в с. Каранайаул, с 1992 г. по 1998 г. работала в Алходжакентской СОШ. С 1998г. по данное время работаю в МКОУ "Новокаякентская СОШ".
Работая темой по самообразованию: "Повышение качества и эффективности работы на уроках русского языка и литературы", я стараюсь оптимально использовать на уроках литературы воспитательный момент для формирования искренних доброжелательных отношений среди учащихся, развивать в них логическое мышление, научить их анализировать, сравнивать поступки и речи литературных героев с тем, что они видят в жизни. К каждому уроку я вместе с мужем подбираю эпиграфы, соответствующие темам и целям урока. Это помогает мне без замечаний, без назиданий вовлечь детей в учебный процесс, что благотворно влияет на их поведение и учебу. Заинтересовывая детей учёбой, ставлю перед ними цель: добиваться не только хороших успехов в учёбе, но и заслужить уважение коллектива, а для этого не позволять себе совершать поступки, порочащие совесть.
В практической деятельности я использую различные виды обучения и поощрения. Мои самые лучшие ученики едут на экскурсию по историческим местам, связанным с легендарной личностью Шамиля, в живописный Гуниб. Они воочию видят, насколько красив, необычен и интересен родной край.
Мои ученики любят принимать активное участие во всех интересных школьных мероприятиях, так как индивидуализация обучения учащихся, проведение уроков-КВНов, уроков-семинаров, деловых игр – все виды педагогической деятельности только тогда дают эффект, когда они проводятся с любовью к детям.
Требуя от учащихся осознанного отношения к учебе, своей внешности и чистоте души, я стараюсь воспитать в них не только эти качества, но и трудолюбие, отзывчивость, пунктуальность. При этом часто цитирую слова любимых поэтов. Например, такие:
Счастье не передается.
И только то, за что прольется пот,
Для человека счастьем обернётся,
И почести, и радость принесёт.
Мирза-шафи.
В каждом ребенке и в школе, и дома я вижу индивидуальную личность, учу детей говорить правду, уважать старших и помогать людям, так как очень хочется, чтобы наши воспитанники росли честными перед людьми и перед своей совестью.
Свидетельство о публикации №220011901541