Голодали, умирали и мужественно сражались

 18 января 2020 года наш город отметил 77-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии частей сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии. При подготовке и проведении этой операции погибло очень много наших советских бойцов.

Среди погибших оказался и мой родной дядя — Валентин Александрович Ручкин, 1916 года рождения. Он был разведчиком, краснофлотцем, Ворошиловским Стрелком, командиром отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады. Он воевал на Ладожском озере и Невском Пятачке и погиб 3 января 1943 года в 26 лет при подготовке операции «Искра», когда шёл в разведку на вражеский берег.

Валентин был похоронен боевыми товарищами во Всеволожском районе в Ленинградской области на кладбище своей 55 отдельной стрелковой бригады в квадрате 5690 у дорог Ваганово — Ганнибаловка. Он увековечен на монументе в городском поселении имени Морозова в Ленинградской области.

В 1941 году мой родной город Ленинград был окружён и оказался во вражеской блокаде. Во время блокады погибло от голода, обстрелов и бомбёжек очень много жителей города. Зимой 1942 года умерло много и моих очень близких родных. Среди них: моя двоюрдная сестра Тамара Ивановна Захарова — в три года, самая младшая моя двоюрдная сестра - Тамара Ивановна Захарова - в 1 год, двоюрдный брат Виктор Иванович Захаров — в 13 лет, родная сестра моего дедушки Мария Яковлевна Ручкина - в 68 лет… Они все жили во время блокады города на улице Марата, дом 67, квартира 1.

Старшая Тамара Захарова — 1939 года рождения, и Мария Яковлевна Ручкина — 1874 года рождения, умерли от голода. Не имея никакой еды, Мария Яковлевна ела перед смертью землю. Самая же младшая из детей — Тамара, в семье Елизаветы Александровны Захаровой — старшей, родной сестры моей мамы, Анастасии Александровны Ручкиной, умерла из-за того, что крыса отгрызла ей нос. Виктор — 1939 года рождения, пошёл за дровами в сарай. Но дрова обрушились на него и выдавили ему из живота кишки. И он в страшных муках умер.

Мария Яковлевна Ручкина была похоронена на Пискарёвском кладбище. По имеющимся сведениям в архиве на Пискарёвском кладбище, это должна быть одна из четырёх могил с номерами 8, 9, 22 или 23. О местах захоронения двух моих двоюрдных сестёр с именем Тамара и двоюрдного брата Виктора мне пока ничего не известно. Все эти мои родные умерли в феврале 1942 года. И я их всех очень жалею.

Муж старшей маминой родной сестры, Елизаветы Александровны Захаровой, — Иван Павлович Захаров, 1905 года рождения, был призван сразу же в начале войны воевать на фронт и попал, к несчастью, почти сразу в плен в 1941 году. Он умер в немецком концлагере Зандбостель 1 июля в 1944 году.

Моя мама — Анастасия Александровна Ручкина 1914 года рождения, имея медицинское образование, с 1935 по 1943 год работала в санитарной службе Володарского района. За энергичную, инициативную работу приказом №77 от 16 ноября 1942 года ей была вынесена благодарность. Она была очень смелой, не боялась ни бомб, ни снарядов и никогда не пряталась в бомбоубежищах.

А 25 июля 1943 года после гибели близких родных и любимого, младшего брата — Валентина Александровича Ручкина, она добровольно ушла воевать на Ленинградский фронт. Она, как и её брат Валентин Ручкин, имела звание «Ворошиловский Стрелок», умела без промаха стрелять со всех видов оружия. И умела даже водить танк, закончив перед началом войны курсы танкистов.

Сначала она была в 37 морском дивизионе в Лебяжье Ленинградской области краснофлотцем — санинструктором, а затем проходила военную службу в качестве старшего сержанта в отделе контразведки Управления Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. Она смело и мужественно сражалась с врагом, успешно выполняя все боевые, очень важные, но очень опасные для жизни задания. Во время войны в числе других сотрудников Управления МГБ она охраняла и сопровождала Уистона Черчилля и его супругу Клементину, когда они приезжали во время войны к нам — в СССР.

Военную службу моя мама проходила до июня 1946 года. За мужество, смелость и отвагу она была награждена многими медалями и орденом Великой Отечественной войны. В числе её наград есть медали: «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова»…

Сейчас моей мамы уже нет в живых. Она умерла в 2005 году и похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области. Я очень горжусь её смелостью, отвагой, мужеством. И, конечно же, всё время вспоминаю и очень скучаю.

Вечная Слава, Светлая Память и Вечный Покой моему дяде — Валентину Александровичу Ручкину, моей маме — Анастасии Александровне Ручкиной, Ивану Павловичу Захарову, Марии Яковлевне Ручкиной, Виктору Ивановичу Захарову, Тамаре Ивановне Захаровой (старшей), Тамаре Ивановне Захаровой (младшей) … и всем нашим Советским воинам, и всем умершим во время блокады жителям города - героя Ленинграда!!!

18 января 2020 года

На фотографии мой родной дядя - Валентин Александрович Ручкин,
и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина


Рецензии