Нулевые приказы. из серии невыдуманные истории из

               
  Из серии «Невыдуманные истории из армейской жизни».
 Так в наше время называлось то, что на современном языке называется обновлениями. Однако, по порядку. Любая новая техника, тем более сложная электронная, после её внедрения в эксплуатацию проходит длительный процесс совершенствования и модернизации по результатам её эксплуатации. Это в полной мере относилось к нашим первым ЗРК (зенитно-ракетным комплексам), которые являлись новинкой техники, не имевшими аналогов. А в связи с тем, что руководство спешило поставить их на вооружение, были эти комплексы совсем «сырыми». На первых порах они больше времени находились на ремонте, чем нормально работали. На это накладывалась ещё и полная неопытность инженерно-технического ;остава, не умевшего её правильно настраивать. Конструкторс;ие бюро тщательно собирали информацию о неисправностях и выявленных недостатках и по результатам анализа издавали приказы на внесение изменений в техдокументацию. Вот эти-то приказы и назывались нулевыми. Авторство этого названия мне неизвестно, но это сейчас и неважно. Важно то, что шли эти приказы бесконечным потоком, и мы, эксплуатационники ощущали на себе это в полной мере. Именно тогда появился известный анекдот о том, что, когда американцы якобы выкрали у нас целый эшелон с основной технической документацией на ЗРК и собрали его, у них получился паровоз. На недоумённый вопрос руководителя ЦРУ руководителю КГБ, заданный напрямую, тот ответил, что надо было выкрасть ещё 10 эшелонов нулевых приказов. Этот анекдот очень популярен до сих пор. Иногда я его слышу  в различных вариациях даже по телевизору, правда, уже относительно др;гих видов техники. Анекдот анекдотом, но уже через год ЗРК заработали гораздо надёжнее, хотя работы по повышению их надёжности и модернизации  не ;ончаются по сей день. Работы эти бывают самые различные – от простейших до очень сложных, которые иногда длятся месяцами. Соответственно и исполнители разные: от рядовых рабочих до весьма продвинутых инженеров.  Некоторые из таких работ запомнились.
  На первых порах (довольно непродолжительных), когда всё для нас было внове и мы боялись самостоятельно лишний раз прикоснуться к технике, отношение к представителям заводов было очень уважительным. Ещё бы: они были представителями конструкторов таких сложных ЗРК, небожители! Обычно звонил главный инженер ЗРВ армии (аж!) и говорил:
- К вам завтра приедет представитель промышленности имярек такой-то. Обеспечьте ему условия работы и отдыха. Выполняйте строго его указания.
Первым приехал Иван Жуков, представитель подольского завода. Начал он работу с самого дальнего дивизиона, расположенного на острове в Белом море. Командир дивизиона организовал хороший обед, перешедший в ужин. Хорошо посидели, приговорили бутылку спирта. Поясню: работа заключалась в том, чтобы заменить прокладки в волноводах. Работа пустяковая, как выяснилось впоследствии. Но на тот момент мы ещё никогда волноводов не разбирали, не видели, как это делается и вообще боялись к ним прикасаться, т. к. знали, что это очень дорогие изделия. Внутренняя.  поверхность волноводов была посеребрена. Поэтому после разборки волноводы положено было промывать спиртом, выделенным со склада бригады специально для этих целей. Наутро за завтраком Жуков потребовал спирт на опохмелку, на что последовал ответ, что накануне весь спирт был выпит (что было правдой) и ничего не осталось. Жуков стал кричать, угрожать, что позвонит главному инженеру армии. Но на острове не было обычной связи, так что пришлось ему приступать к работе без опохмелки. Описываемые события происходили зимой, кажется в январе. Волноводы кабины «П» (локатора ЗРК – С-75) находились снаружи, и все работы надо было проводить на крыше кабины. Зима, по счастью, была тёплая. Каково же было наше удивление, когда обнаружилось, что на обед Жуков был не в состоянии слезть с крыши кабины. Не поверите – он был пьян в стельку! Для нас оставалось загадкой, где он добыл алкоголь. Секрет раскрыл сам Жуков, когда пришёл в себя. Оказывается, у них на заводе для удовлетворения жажды активно использовался во;емьдесят пятый клей. Как восхищённо говорил Иван, он был на вкус точно, как коньяк. Технологию его приготовления здесь приводить не буду. Так вот в запасниках кабины Жуков нашёл искомый клей и устоять, естественно, не смог.
  Вот так состоялось моё первое знакомство с «представителем промышленности». Справедливости ради должен сказать, что Жуков был исключением из правила.  Абсолютное большинство доработчи;ов (так мы их называли для краткости) были людьми серьёзными, добросовестными, отлично знающими своё дело. Можно привести много интересных эпизодов из их работы, но я расскажу только об одном.
  Это были самые продолжительные на моей памяти работы по модернизации системы. Проводилась установка первой автоматизированной системы (АСУРК) для управления ЗРК. Работы сложные, требующие высокого профессионализма и обширных знаний. Две бригады, состоящие в основном из инженеров: одна на КП (командном пункте бригады), а вторая – на ЗРК, по несколько месяцев в каждом дивизионе. Появилась уже вычислительная техника, связь с дискретной передачей данных и пр. В этих бригадах было уже порядка 10 человек в каждой. В том числе несколько семейных пар. На точках у нас магазинов не было. И поблизости тоже. Они закупали продукты в городе и сами готовили пищу. Жильё на точках даже приближённо не напоминало самые плохонькие гостиницы. Вокруг тайга и болота, не разгуляешься. Короче говоря, условия жизни были у них далеко не райские: чуть ли не год, а бывало и больше, без перерыва по медвежьим углам. Но зато хорошо платили. Люди шли на это по разным причинам, но, в основном, для приобретения квартир. Народ был в основном молодой, весёлый. Пели песни и сочиняли ;ами. Фрагмент одной мне почему-то запомнился:
…..
Раздаются звуки мата:
Был захват, и нет захвата.
Ряд исчез, пропала пачка,
Ну, попробуй не заплачь-ка.
…..
Те, кто знаком с ЗРК С-125 могут понять, о чём идёт речь и оценить юмор текста. Эти бригады доработчиков жили полной жизнью, насколько позволяли заданные условия. Влюблялись и «разлюблялись», а две пары через нес;олько месяцев работы у нас даже поменялись супругами.
  О доработках и доработчиках можно рассказывать бесконечно, но для мемуаров, думаю, достаточно.


Рецензии