Стоп-кадры прошлого 16. Свободное время

***
В свободное от школы время мы всегда были заняты. Наши обязанности по дому: заправить свою постель, каждое утро вымести пол и вытряхнуть все половички, помыть посуду после еды в тазике с горячей водой, наносить воды из колодца для питья и приготовления пищи, а в день стирки – для стирки, летом для полива огорода и палисадника и полить растения, и прополоть грядки, и окучить картошку.  Особенно была загружена суббота – нужно к маминому приходу с работы всюду вытереть пыль, вытряхнуть все половики и вымыть полы. Да еще и вымести двор «до асфальта» - так мы называли уплотненный слой почвы во дворе. Чтобы было веселее, во время работы я всегда пела выученные в хоре и под диктовку радио песни: Орленок, Марш нахимовцев, Каховка, Эх, дороги и другие. Знаю, что так делали все дети в каждом доме. Никто не считал, что нас эксплуатируют. Просто это был наш вклад в ведение общего дома, нашего дома.
               
***
    И мы старались его украсить, как могли. Сделав еженедельную уборку, мы собирались весёлой оравой и шли в лес за цветами, чтобы украсить букетами наши небогатые  комнаты. Первые весенние цветы - бобрики. Эти пушистые лиловые цветы имеют другое название – сон-трава, но у нас их называют именно так. Они похожи на крокусы, но их стебель, листья и наружная поверхность лепестков покрыты шелковистым пушком. И запах горьковатый, очень ощутимый и приятный. Когда в лесу появлялись бобрики, мы понимали, что наступила весна настоящая. А потом наступало время ландышей. Это самые любимые цветы весны. Их нежный аромат хотелось вдыхать и вдыхать. Помню, мама очень любила духи «серебристый ландыш». И мне они нравились, потому что напоминали весну.

***

  Каждую весну мы ходили к «нашей луже» - небольшому озерцу почти на опушке леса, где водилось много лягушек. И мы могли наблюдать, как вначале в икринках появляются черные точки, в следующий приход вода кишела маленькими головастиками, а потом у них появлялись лапки и они начинали превращаться в лягушат. Маленьких головастиков я вылавливала и в пригоршне  воды любила смотреть, как они плавают, а потом отпускала. Мне они напоминали мальков из нашей Госомки. Но вот взять в руки лягушку, а тем более жабу, не могла в детстве и до сих пор не могу, хотя нахожу их довольно симпатичными животными.
   Но наша основная цель походов  к луже  были фиалки, растущие вокруг неё сплошным ковром.  Дикие фиалки росли повсюду, но нигде они  не были такими большими, на высоких, сочных, упругих стеблях. Очень красивые получались букетики. Летом мы ходили на луг,  собирали букеты иван-да-марьи, ромашек, купавок, темно-синих колокольчиков. Считалось большим везением, если попадались крупноцветные голубые колокольчики. С детства люблю лесные, луговые и полевые цветы. В них столько нежной прелести! Даже крошечные, почти незаметные цветочки «мышиного ландыша» я приносила домой и ставила этот мини-букетик во флакончик от лекарств. А в палисаднике в своё время распускались, сирень, жасмин, махровый крупноцветковый шиповник, ирисы, белые мелкие розочки, флоксы, анютины глазки и осенние георгины. Их я любила ставить не в букетах, а по одному цветку – чтобы любоваться им.

***
      Конечно же, мы не только трудились по дому, но и отдыхали. О наших играх я уже писала. Но больше всего я любила после уборки в солнечную погоду взять книгу, постелить в палисаднике  старую фуфайку между кустами белой сирени и жасмина и читать, пока не понадоблюсь маме или бабушке. Читая, я так увлекалась, что не сразу могла откликнуться на их зов, из-за чего мама иногда бурчала: «Всё читаешь?  Вот зачитаешься – будешь,  как Чадо Ваня». Ну, не стала же.

***
   Всегда с нетерпением ждала маминого разрешения сходить в кино. Это стоило 10 копеек на утренний сеанс и 30 – на вечерний.  Смотреть кино мы ходили в клуб завода 75100. Возле кассы мальчишки всегда устраивали давку, из-за чего вся очередь волновалась, хватит ли билетов.
Но вот билеты в руках. Их мы предъявляли строгой билетёрше тёте Ане. Ни один безбилетник мимо неё не мог просочиться в зал. Всех она видела и отлавливала, зная все их ухищрения по проделкам своего сорванца Витьки. Но вот все расселись и гаснет свет. На экране сначала документальное кино, так называемый киножурнал, в котором освещаются значительные события: как идет посевная или уборочная страда, что нового на стройках пятилетки, о достижениях науки, о лучших людях страны. Позже появились юмористические киножурналы Фитиль и Ералаш.  Не всегда киноплёнка была новой. Нередко приходилось сеанс прерывать из-за её разрыва. Мальчишки взрывались свистом и топотом, но стоило киномеханику включить свой аппарат, как всё стихало. Именно в этом зале я смотрела фильмы Тимур и его команда, Чрезвычайное происшествие, Камо, да всё и не перечислишь. Помню потрясение от фильма Оптимистическая трагедия. Оно было настолько сильным, что я две недели не хотела никакого другого фильма и «переваривала» его содержание.
 Позже построили кинотеатр Салют. В кино мы стали ходить туда.


***
  В этом же клубе завода 75100 каждое лето организовывался летний лагерь. Если бабушка Уля уезжала в деревню, мама отправляла нас в него до или после поездки в пионерский лагерь. Здесь мы завтракали и обедали. Иногда нам показывали какое-нибудь детское кино. Наши вожатые придумывали различные соревнования, игры, занятия по интересам: шашки, шахматы, вышивание модных тогда тюбетеек. Мы даже выращивали цыпляток в инкубаторе. А вечером, когда заканчивался рабочий день и нас отпускали, я бежала к проходной, чтобы встретить маму и вместе с ней идти домой. На целых полчаса дороги я была больше с мамочкой.

***

   Всё, о чём я здесь вспомнила – это так называемое неорганизованное свободное время.  Но ведь для развития детей  при каждом жилуправлении были дворовые клубы с различными кружками – радиотехнические, авиа- и  судомодельные, кройки и шитья, шахматные и шашечные. Собирались дворовые футбольные и хоккейные команды. В каждом районе города был свой Дом пионеров, в котором было множество кружков на любой вкус. И наконец, главный городской Дворец пионеров, который размещался в здании теперешнего Театра юного зрителя.  Я решила записаться там в балетный кружок и в кружок кройки и шитья.  Руководитель балетного кружка то ли заболела, то ли уехала. Балерины из меня не получилось.  А в кружке кройки и шитья я за два года научилась прилично шить платья различного покроя. Мама не жалела денег на ткани, и у меня появились неплохие наряды.  На третьем году мы должны были освоить крой и шитьё пальто. Но мне это не удалось, т.к. я после восьмого класса поступила в медучилище. Александра Лукинична  так хорошо научила меня шить, что в восьмом классе на школьном осеннем бале моё платье заняло третье место и я получила приз – отрез яркого штапеля, из которого сшила себе пляжный комплект. Первое и второе места были у десятиклассниц. И в дальнейшем всю семью я обшивала и любила шить. Моя подруга Лиля как-то сказала: «Ты всегда одевалась не богато, но красиво и оригинально». Спасибо, Александра Лукинична.


Рецензии
Счастливое детство у вас было. Какое счастье, что у вас так сложилось детство и вы
ярко об этом написали.
Радостное детство
Вспоминать я рад.
Память это средство
Всё вернуть назад. и уметь зафиксировать это в замечательных заметках.
Читать было очень приятно.
С искренним уважением

Валентин Кашлев   08.03.2021 18:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентин Фёдорович. В целом, конечно, оно было счастливым, благодаря маме и всей её родне.Только вот у других детей были папы, а наш от нас сбежал: "Я же не могу прокормить трёх детей". А мама смогла.За всю жизнь я не смола её отблагодарить.

Елена Вознесенская   10.03.2021 05:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.