Налоговый инспектор

Работать в налоговую инспекцию я попал случайно. Мой бизнес накрылся медным тазом, и я искал работу. На заводах не платили зарплату, а уехать на Север или в Москву я не мог. Мой приятель крутил роман с работницей налоговой инспекции, и она, узнав о том, что у меня есть диплом инженера, и я ищу работу, сделала мне предложение:
- А пойдём к нам в налоговую?
- Кем?
- Инспектором.
- У меня нет экономического образования.
- Потом получишь, заочно.
- А почему такая проблема с кадрами?
- У нас есть налоги на лес, воду, экологию и недра. Чтобы в них разобраться, нужен инженер. Шеф так и сказал, и приказал искать.

И я согласился.

В ту пору, происходило становление налоговой системы. Законы о новых налогах выходили периодически, а налогоплательщики ещё не привыкли, что им самим надо отслеживать, сколько и за что они должны платить.

В первый рабочий день, моя непосредственная начальница, положила мне на стол тонкую стопку папок и сказала:
- Принимай дела! Эти налоги будешь курировать ты.
- Это все налогоплательщики? – удивился я.
- Нет, - усмехнулась начальница, - это только нормативные документы. Ты их должен изучить, и решить, кто из наших налогоплательщиков, за что должен платить, и сколько.
- А где мне взять список всех налогоплательщиков, и чем они занимаются?
- Иди в районную администрацию, и запроси.
- А по телефону можно?
- Так они тебе и ответили, - усмехнулась начальница, - все запросы через письма, и не забывай их регистрировать! У нас всё зиждется на чётком делопроизводстве!

С делопроизводством у меня сразу приключился казус. Дырокол был без мерной линейки, и чтобы сделать отверстия посередине письма, я взял линейку и карандаш. Все, кто был в кабинете, заржали.
- Что случилось? – спросил я.
- Это не так делается, сгибаешь лист пополам, вот тебе и середина.

Ответ из Районной администрации вызвал шок у начальства: неплательщиков налога было много, и даже дочерняя структура АвтоВАЗа! И я начал с самых многочисленных неплательщиков – за экологию. Никто из них не подозревал, что за выбросы автомобиля, надо платить налог. Годовая сумма налога была смешной: 1500 рублей (хлеб тогда стоил 800 рублей). Каждый налогоплательщик получил грозное письмо, с требованием предоставить отчётность, оплатить сумму налога и штраф. Никто не отреагировал, и я начал методично арестовывать расчётные счета. Очень скоро, у дверей налоговой, скопилась огромная очередь. Все совали мне деньги, и просили открыть счёт. А я вышел на улицу, и объяснил собравшимся, что они должны всё сделать по закону. Бедным налогоплательщикам пришлось составить отчёты, оплатить штраф, и заплатить налоги. Но я добился главного: каждый налогоплательщик задавал мне стандартный вопрос:
- А какие налоги мне платить ещё?
- Вот список нормативных актов, прочитайте и подумайте, - отвечал я, - пока это не сделал я.

И с тех пор, отчётность, мне сдавали в первую очередь. Начальник меня похвалил, и задумчиво сказал:
- Артур, у тебя есть возможность ухватить за хвост крупную рыбу! Я имею в виду «АвтоВАЗстройиндустрию». Им без нашей глины никак, я выяснил. Получится – быть тебе в шоколаде! – закончил начальник, и мечтательно посмотрел в окно.
- Для начала мне надо посчитать, сколько самосвалов с глиной, они вывозят за неделю.
- Считай! Могу дать бинокль.

Не буду вдаваться в подробности, но операция удалась. Недоимка по налогам была выплачена, но радовался начальник недолго. Этого налогоплательщика, как особо крупного, забрали в Самарскую налоговую. С остальными налогами, кроме лесного, я навёл порядок быстро. Главбухи начали читать нормативную базу, и перестали нарушать закон.

Запомнился забавный эпизод, когда я объяснил фермеру, что он не платил налог, он повернулся к сидящей в кабинете моей коллеге, и спросил: «А ты чего этот налог не платила? Я же тебе зарплату плачу!» У меня тогда мелькнула мысль: «А ведь было бы хорошо, если бы главбухи были работниками налоговой, тогда и проверять бы не пришлось!»

А вот на лесном налоге, моё везение закончилось. Когда я приехал на проверку в лесхоз, главбух удивлённо спросила меня:
- А вы зачем приехали? Мы же с вашим начальником всё порешали.
- Я не в курсе, но он меня послал к вам на проверку.
- Давайте я переговорю с ним по телефону.

В итоге мне пришлось прервать проверку, и я вернулся в налоговую. И у меня состоялся откровенный разговор с начальником налоговой:
- Артур, я там всё сам проверил. Тебе нужно написать «чистый» акт. Считай, что я поработал за тебя.
- А почему вы сами не написали акт? – поинтересовался я.
- Приедет комплексная проверка, и они не поймут, почему я работаю за подчинённого.

Подумав, я отказался подписывать «липу», и написал заявление на увольнение. Прежде чем подписать моё заявление, начальник налоговой сказал: «Артур, налоговый инспектор должен быть как охотничья собака. Загнал дичь и смотрит на хозяина, что тот решит. А ты бросаешься на дичь без команды. Так нельзя работать в налоговой!»

Уже много лет спустя я узнал, что в те времена, начальник налоговой строил баню, и лесхоз отпустил ему добротный лес, по цене пострадавшего от пожара…


Рецензии