Глоток свежего воздуха

                В ближайшем окружении нашей семьи появился новый мужчина.Новый, только для меня: муж Николая хорошо знал. Да и, вообще, как оказалось, он живёт в нашем доме и даже в нашем подъезде.Просто я, раньше, если говорить честно, на него никакого внимания не обращала.Знала, что сосед, с верхнего этажа - и всё.Господь уберёг даже от встречи в лифте.Не обращала внимания потому, что ничего примечательного, на беглый взгляд, в нём нет.Ему бы филером служить в царской охранке,а в сегодняшнем времени - детективом.Невысокий рост, невыразительная внешность. Ты его видела, но если попросят, даже по горячим следам, описать портрет, то для тебя будет очень затруднительно: никаких особых примет, с внешней стороны, не наблюдалось. Мы знали, что профессия у него строительная,что он классно делает ремонт любого помещения.
               Вот на этой почве мы и сошлись.Дело в том, что прошлым летом мой муж перенёс инсульт.У него появились осложнения неврологического характера, одно из них - фобия: не мог оставаться дома один, так как почти сразу возникала паническая атака, агрессия, желание немедленно выйти из квартиры и даже покончить с собой.Оставлять его дома было нельзя, приходилось везде ходить с ним. Но, куда бы мы не пришли, в магазин, в поликлинику, в библиотеку, он не мог оставаться в учреждении более 15 минут. Заявлял:"Мне плохо, надо уходить." С месяц я выдержала домашний арест и террор, но потом поняла, что, если так будет продолжаться дальше, я сама угожу на приём к психотерапевту.Внезапно меня осенило:"А что, если затеять микро ремонт? Муж будет находиться в квартире с мастером, уже не один, а я тем временем, хотя бы два - три часа побуду на свободе." По гороскопу я - близнец:вода и воздух - мои стихии.Ограничение личной свободы для меня - непереносимый жизненный фактор.
               Среди моих  нужных знакомых есть молодой человек, который отлично делает ремонт. Я пригласила его осмотреть объект и составить смету.По воцапу на телефон, он прислал мне перечень необходимых работ и стоимость ремонта. Муж, увидев двухзначную цифру, вознегодовал:"Обдиралово!Не надо нам такого дорогого строителя!У меня тоже есть мастер,он в нашем доме живёт. Как-нибудь зайду к нему и попрошу заняться нашим ремонтом." Мне не оставалось иного, как согласиться с ним. Я подумала, что можно будет сравнить цену ремонта и выбрать лучшую.Прошло три недели после похода моего мужа к строителю, но он не появлялся даже для того, чтобы осмотреть комнату,  которую мы собрались ремонтировать. Моё терпение лопнуло, и в одно из ближайших воскресений я сама поднялась на 10-й этаж и позвонила в дверь.Открыла женщина лет 45, миловидная, с приятной улыбкой на лице. Я представилась:" Здравствуйте,извините за беспокойство. Я ваша соседка Лилия из пятидесятой квартиры.Можно мне поговорить с вашим мужем насчёт ремонта." - "Пожалуйста,"- ответила она, по-прежнему, доброжелательно улыбаясь.Появился Николай. Я было начала объяснять, кто я такая, но он прервал меня:"Я вас знаю. По поводу ремонта могу сказать, что занят, конечно, но попробую выбрать время. Давайте я к вам завтра зайду." - "Э, нет," - спохватилась я, - "Завтра  на весь вечер я уйду в парикмахерскую." - "Ну, тогда пойдёмте сейчас смотреть вашу квартиру," - вздохнул он.Быстро осмотрев комнату, прикинул стоимость работы. Цена оказалась на порядок ниже цены предыдущего строителя.Мы договорились о начале ремонта на 8 января.
              Сразу, после праздника Рождества Христова, в 9 утра он появился у нас в квартире, и начал выравнивать стены. Затем он свозил меня в магазин Леруа Марлен, о котором я и не подозревала:построили год назад, находится на краю города, без машины туда и не добраться.Я прислушалась к его совету, долго выбирать не стала, так как ехать ещё куда-то у меня не было ни времени, ни возможности.Обои и ламинат были куплены в течение получаса, загружены в его машину, и мы вернулись домой. Все работы по ремонту он делал тщательно и аккуратно, не торопясь. При общении с ним я заметила, что у него довольно грамотная свободная речь, и я поинтересовалась, какая у него специальность по образованию. "Архитектор," - скромно поведал он мне.- "Как? У вас высшее?" изумилась я. - "А что? Не похоже?"- парировал он мне в ответ. - "Нет!" совсем растерялась я.-"Я закончил Горьковский архитектурно-строительный институт с отличием. На распределении был одним из первых.Выбрал Питер, а попал в Тюмень." - "Вот так сюрприз!" - не удержалась я от комментария.- "Из Питера пришла телефонограмма, что исчерпана квота на прописку, принять не смогут. В деканате извинились." - "Ну и что тут у вас осталось?" - с иронией спросил я?" - "Прекрасный город Тюмень - нефтегазовая столица России."- "Альтернативы  никакой не было, и я отправился на юг Западной Сибири."
            "В Тюмени ждали молодого специалиста. В проектном институте, где занимались проектированием жилых многоквартирных домов, начальство было чрезвычайно обрадовано моим появлением," - продолжал свои воспоминания Николай." - "При приёме на работу мне был установлен оклад в 180 рублей." - Когда начальник озвучил эту цифру, я не стал скрывать своего разочарования.- "Извини, но, пока, это потолок. Поработаешь хотя бы пару-тройку месяцев, подниму до 200." - получил я короткий ответ.
            "Надо сказать, что будучи ещё студентом, я был абсолютно обласкан богом в смысле денег. Выражение "нищий студент," ко мне не имело никакого отношения. Я сколотил бригаду парней из 4-х человек, желающих и умеющих работать по строительной части.Мы начали успешно строить детские площадки в своём городе.Слух о нашем студенческом мини отряде докатился до столицы нашей Родины - Москвы. Получили заказ на детский городок в садике Пушкина. В процессе работы там  с нами произошёл интересный случай. Роя яму приличной глубины, чтобы, в дальнейшем, установить фигуру медведя, я почувствовал, что моя лопата неожиданно провалилась в какую-то дыру. Товарищи держали меня за ноги, а я с фонариком глядел в темноту, пытаясь увидеть, до чего мы добрались. И увидел - комнату со стеллажами, на которых рядами стояли стеклянные бутылочки. Похоже было на аптекарский склад. Из помещения вела куда-то дверь, но она была закрыта.Я понял, что увиденное мной "богатство" не имеет никакой ценности, кроме исторической, и дал команду на подъём. Меня вытащили наверх, мы благополучно установили фигуру Мишки, никому не рассказав о своём открытии.Теперь жалею:а вдруг там были артефакты, которые бы пригодились историкам. Появились заказы из других городов.Однажды, работая в республике Коми, в Сыктывкаре, мы, на совершенно гладком столбе на высоте 6 метров, прикрепили петуха, искусно вырезанного из дерева одним из наших умельцев и раскрашенного в боевую расцветку.Перед самой сдачей объекта петуха украли, непостижимым образом, как-то сумев одолеть гладкую поверхность столба.За ночь резчик изготовил ещё одного Петю-красавца!Утром комиссия приняла объект, и мы благополучно уехали, получив своё вознаграждение.Судьба второго петуха осталась неизвестной, да нам было и неинтересно: свои деньги за работу мы получили, а дальше, как хотите, владейте приобретённым имуществом.
             Зарабатывали мы очень хорошо,иногда в месяц выходило по 2000 рублей на брата. Все рестораны в городе были наши.Кто-то из нас, более дальновидный, откладывал какую-то часть заработанного, на чёрный день. Я же всё тратил бездумно, не задумываясь о своём будущем.
             Вот таким, полным оптимизма и почувствовавшим вкус к деньгам, я прибыл в столицу нефтяников - Тюмень.Оклад в 180 руб. сразу отрезвил меня, но пришлось согласиться и на такую зарплату:не ехать же обратно в Горький. Мой начальник руководил, по совместительству, ещё одной конторой, в которой существовало штатное расписание, состоящее из шести должностей,но в наличии был пока один начальник. Осознав, какого ценного работника он приобрел, начальник предложил и мне работу по совместительству. Горячо взявшись за дело, я трудился за всех пятерых! Руководство озаботилось этим обстоятельством, предложило мне срочно набрать штат, но я отказался:"Справляюсь же." Тогда руководитель сделал мне другое, более интересное предложение:построить кооперативную квартиру в доме, который я же и проектировал. Зачем мне?" недоумевал я, - " Я один. Меня устраивает общага, да и денег столько нет."  - "Пойми, что жилплощадь лишней не бывает" - учило меня уму-разуму опытное начальство, - "Так и я с тобой расплачусь за работу" - "Я согласился."

              Проработав с полгода в проектном институте, я получил предложение выехать на Ямал, где меня ждала интересная должность архитектора и не менее интересный оклад, и льготы, льготы, льготы Крайнего Севера. Я помчался к своему начальнику:"Отпустите меня на Ямал, предлагают запредельную зарплату, интересную работу. Ну, что я у вас кисну в институте! Начальник расставаться со мной не желал, начал приводить аргументы против:"Ты в курсе, какие на Ямале ветра? Там люди по улице ходят, держась за натянутые верёвки. Сильные порыва ветра с моря могут унести с собой любого."  - "Я настаивал на своём. Тогда он включил административный ресурс, используя закон, по которому молодой специалист должен был отработать после распределения 3 года, прежде, чем мог сменить работодателя."-"Не дёргайся,"- успокаивал меня  шеф, и в свою очередь, предложил мне поработать прорабом на строительстве кооперативного дома для педагогов. Ситуация осложнялась тем, что этот дом никак не хотел достраиваться. А мэру города в скором времени предстояли перевыборы. Конкуренты ставили ему большой минус за этот замороженный объект.Педагоги, люди грамотные, писали везде и всюду, протестуя против долгостроя и, внося, таким образом, свою лепту, против кандидатуры, мечтавшего о переизбрании, градоначальника.

               Я,с энтузиазмом,принялся за работу. Проектный институт был мне опорой и помощником.Во всех управлениях и организациях, связанных со стройкой,передо мной волшебным образом открывались двери, находились личные знакомые, которые шли мне навстречу.Стройка закипела. Неожиданно президент Ельцин Б.Н. издаёт Указ о том, что строительство кооперативных домов, начатое до 1991 года, подлежит компенсации на 70% из федерального бюджета.Указ №27 от 8 мая 1992 года "О компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства" гласил:"В связи с резким удорожанием стоимости жилищного строительства в условиях действия свободных цен и повышением процентных ставок банков за кредиты Правительство Российской Федерации постановляет: компенсировать малоимущим и состоящим на учёте по улучшению жилищных условий гражданам не менее 70% удорожания стоимости строительства." Наше жильё резко подешевело. Тут и  мэр приободрился, пригласил меня к себе. За закрытыми дверями его кабинета, у нас состоялся разговор."Давай начистоту," - загадочно начал мэр свою, краткую по времени, но богатую по содержанию, речь. - "Я прошу тебя активизировать слишком умных педагогов твоего ТСЖ, и организовать их деятельность таким образом, чтобы на выборах они проголосовали за меня, а не за конкурента. Я же обещаю, что квартиры для них будут бесплатными: оставшиеся 30% от стоимости квартир, компенсирую из городского бюджета.-"Я быстро собрал всех членов ТСЖ (товарищества собственников жилья) и объявил им радостную новость. Проголосовали единогласно - за. Протокола, конечно, не было, т.к. собрание было неофициальным.Мэра избрали на новый срок с большим перевесом голосов. Дом был сдан.Мне в нём полагалась однокомнатная квартира, и я стал владельцем собственного жилья за счет государства.

              Решил, что мне пришла пора жениться, тем более, что моя невеста к этому моменту уже подросла. Я положил глаз на мою Наташку-первоклашку, учась в 10 классе. На церемонии последнего звонка она важно восседала на плечах моего высокорослого одноклассника и, глядя сверху вниз на всех нас, стоящих в одной линейке, так роскошно улыбалась, что моё сердце вдруг затрепетало и ухнуло куда-то вниз. Я был парализован её улыбкой  и понял, что эта малявка - моя судьба. Судьба приказала мне долго ждать. И вот моё Чудо выросло и готово было связать свою молодую жизнь с моей, уже порядком потрёпанной, жизнью в одно целое.Я сделал предложение, Наташа решительно сказала:"Да!" О моих "подвигах" в деревне все знали и уважали меня за то, что я мог выполнить любую мужскую работу на отлично. Наши родители не возражали, и мы сыграли свадьбу.Я привёз молодую жену в Тюмень, и мы зажили счастливой семейной жизнью.Родились две дочки-погодки, одна за другой.Наташа не работала:полностью взяв на себя все дела по домашнему хозяйству и уходу за детьми.
             Шёл 1994 год. В стране вовсю гремела перестройка. Появились бандитские группировки, процветал рэкет. По своему составу бандитов условно можно было разделить на две категории. Вышедших из спортсменов, занимавшихся тяжёлой атлетикой, боксом, восточными единоборствами, обладавших физической силой, но закончивших свою спортивную карьеру, и бандитов из криминальной среды: уголовников, воров, мошенников всех мастей.Я был хорошо знаком с главарём спортивной группировки по кличке Немец, т.к. иногда приходилось прибегать к его услугам, чтобы выбить деньги из неплательщиков за, купленные ими в построенных домах в кредит, квартиры. Немец нарисовался сразу, как только мы с Наташей выставили объявление о продаже своей двушки.Мы решили вернуться на "большую"  землю, в родной город, к тому времени уже поменявшим название и ставшим Нижним Новгородом."Убирай объявление о продаже:я покупаю у тебя квартиру." - с порога заявил Немец. - "Подожди," - заволновался я,- "Мне было хорошо известно, как бандиты покупали недвижимость, машины, да любые ценности. После оформления купли-продажи деньги могли плавно перекочевать обратно в карман покупателя, и хорошо будет, если продавцу, хоть что-то в утешение, оставят из суммы сделки." - "Да не бойся, сделаем всё по чесноку. Сам провожу до аэропорта." - вальяжно развалившись в кресле, вещал приятель-бандит. - "Проводить-то, может, и проводишь, а на борту меня могут встретить , если не твои, так другие, любители лёгкой наживы, и вытряхнут из меня всё, что имею." - возразил я. - "Дай подумать." - "Ну, учитывая нашу дружбу, так и быть, даю тебе 3 дня на раздумье" - расщедрился Немец.Я приуныл:как выбраться из ловушки, в которую  сам попал по неосторожности. И тут мне опять на помощь, уже во второй раз, пришёл Борис Николаевич Ельцин!

              14 июня 1994 г . он подписал Указ Президента РФ №1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности." Указ дал старт милиции начать отстрел бандитов, начиная с главарей банд.За Немцем началась настоящая охота, и он рванул в Москву.Я не верил своему счастью:быстро продал квартиру, и, получив деньги,в этот же день вылетел со всей семьёй в Нижний Новгород.Кстати, Немца в Москве, всё-таки, подстрелили:отлежавшись и залечив рану, он уехал, вообще, за границу: налаживать там бандитизм.

              На вырученные, от продажи квартиры в Тюмени, деньги и, добавив сбережения, купили на окраине Нижнего, в Щербинках, трёшку, недалеко от дома, где жил, в период ссылки из Москвы, А. Д. Сахаров.Наташа была довольна тем, как я быстро решил квартирный вопрос, правда заметила:"Да, Коля, в Тюмени ты был Николай Владимирович, а здесь, похоже, будешь просто Колян! И, как в воду глядела:из главного архитектора я превратился в мастера по ремонту квартир.Время было лихое и голодное, гоняться за должностью посчитал нецелесообразным:надо было зарабатывать деньги и кормить семью!Утешает то, что мастер из меня, по отзывам клиентов, получился неплохой."

             От себя добавлю, что отличный Мастер, из тех, про которых говорят:"Золотые руки."   

               


Рецензии
Здравствуйте, Лидия! Очень интересный рассказ о талантливом, прежде всего, организаторе и мастере "Золотые руки". Отлично написано! Очень понравилось.
С уважением,

Мила Стояновская   25.05.2023 10:57     Заявить о нарушении
Мила, огромное вам спасибо за яркий положительный отзыв на рассказ «Глоток свежего воздуха». С уважением и признательностью,

Лидия Сидорова   25.05.2023 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.