Приключения шалопая. 24. Крест, обещанный Ельциным

Предыдущая: http://www.proza.ru/2020/01/08/1491



     24. КРЕСТ, ОБЕЩАННЫЙ ЕЛЬЦИНЫМ


     Через двадцать лет Рязанцеву всё же повезло, потому что его желание стать орденоносцем почти сбылось.

     Он совершенно случайно по радио услышал призыв Ельцина к москвичам прийти и защитить демократию у стен Белого Дома. Прошёл слух, что Ельцин пообещал наградить всех активных защитников Георгиевскими крестами.

     Прадед поэта был Георгиевским кавалером, причём дважды. Он получил эту награду в девятнадцатом веке за участие в боевых действиях на Кавказе. Если бы Ельцин предложил награждать активистов другими орденами, Рязанцев ещё бы подумал.

     А теперь он надел парадный костюм и галстук, как моряк перед смертельным боем, и отправился к Белому Дому.

     Хотя шёл мелкий холодный дождь, там уже собралось множество народа, в основном, просто любопытных: «А что будет дальше?»

     В многотысячной толпе, назвавшей себя «Живым кольцом», Рязанцев решительно пробился к одному из руководителей и спросил: «Чем я могу помочь как медик?» Хотя во время Великой Отечественной войны, будучи ребёнком, научился в эвакогоспитале всего лишь накладывать повязки на раны.

     Руководитель ответил: «Врачей у нас, действительно, не хватает. Возьмите-ка с собой вот этих девчонок-медсестёр и отправляйтесь к зданию СЭВа. Там будет наш медпункт. Бинты и всё остальное уже приготовлены, забирайте их туда».

     У дверей СЭВа число «медработников» постоянно колебалось, возрастая при этом. Кто-то уходил к Белому Дому, кто-то возвращался обратно.

     В полутьме ночи задымились костры. Вокруг собралась сплошная интеллигенция: студенты, инженеры, учителя. Были и ветераны Великой Отечественной, даже один Герой Советского Союза.

     Для защитников подвозили тележки с бесплатными бутербродами и стаканчиками кофе. В пустом обездвиженном троллейбусе люди отдыхали, дремали, грелись. На небольшой площадке за СЭВом устроили стихийный «общественный туалет».

     На следующий день у стен Белого Дома играл Ростропович на виолончели, выступал певец Малинин и другие артисты. Так музыка снимала напряжённость и придавала значительность происходящему.

     Однажды вечером раздались крики: «Танки идут! Людей давят!» Объявили по мегафону о возможной газовой атаке. Поэтому всех присутствующих призвали смочить носовые платки в лужах и использовать их как маски. Но совет не пригодился.

     По ночам видели трассирующие пули над головами. А потом священники с хоругвями в церковном облачении, проходя через расступающуюся толпу, отпускали ей грехи и кропили святой водой…

     Неожиданно над Белым Домом взвился на флагштоке подсвеченный прожектором трёхцветный «царский» флаг взамен красному. Только ради этого стОило рисковать жизнью! Раздались дружные крики «Ура!».

     Потом «медики» попытались войти в СЭВ, чтобы обогреться. Наружная дверь поддалась легко, вторая была заперта надёжно, и они долго колотили по ней ногами. Пробегавший мимо раненый с перевязанной головой закричал им: «Что вы делаете, дураки? Там засели вражеские снайперы, даже на крыше! Ворвётесь – вас перестреляют!»

     На противоположном берегу Москва-реки возле гостиницы «Украина» остановились два автобуса. Как выяснилось позже, они привезли знаменитую спецгруппу «Альфа», готовую в любой момент перейти мост и штурмовать Белый Дом. Прошёл слух, что он превращён в неприступную крепость: «Там чеченцы с пулемётами у каждого окна. И кроме того, к нам на поддержку идёт дивизия легендарного генерала Лебедя». Это воодушевило всех. Однако «Альфа» не пошла на штурм.

     Трое суток противостояния остались позади. Многие детали стёрлись из памяти очевидцев. То время спрессовалось и превратилось в один бесконечный кошмар.

     И вот наступил миг торжества! Окончательная победа! Все защитники ожидали приказа отправляться по домам. Примерно через час он прозвучал.

     Утром по дороге к метро москвичи спешили на работу и с ужасом сторонились защитников демократии, которые выглядели грязными, замученными, не выспавшимися, заросшими, но счастливыми. Их принимали, наверно, за беглых каторжников из Пресненской пересыльной тюрьмы…

     Возник невероятный контраст между боевыми действиями в центре столицы и мирной городской жизнью.

     Через некоторое время Рязанцев как руководитель группы получил Пригласительный билет с таким текстом: «Защитник Белого дома России Рязанцев Юрий Алексеевич (является представителем 8+80 защитников). Приглашаем Вас на учредительную конференцию уполномоченных по учреждению Союза «Живое кольцо» в 18.00 30.08.1991 года в Красном зале Моссовета (вход через 5-й подъезд). Начало регистрации в 17.30. Координационный Совет Союза «Живое кольцо».

     Наверняка там выступит Ельцин и вручит обещанную награду!

     В плотной толпе приглашённых Рязанцев поднялся по широкой лестнице на второй этаж. Он, как и другие, расписался в исторической тетради, где среди фамилий руководителей отрядов значилась и его. В зале собрались и телевизионщики, и журналисты.

     Все расселись по местам. В президиуме Ельцин отсутствовал, не явился вообще. Раздались звуки советского гимна. Зал встал в одном порыве, торжественно и чинно.
Первый выступающий подошёл к трибуне и начал говорить. И вдруг многие из присутствующих вскочили и бросились к президиуму, как будто взбесились. Словно на базаре, они что-то делили между собой. Естественно, ни о каких Георгиевских крестах речи не шло. Телевидение и репортёры моментально исчезли. А вдруг начнётся мордобой?

     Разобравшись, что это не их собрание, некоторые из руководителей групп поднялись и направились к выходу. Среди них шёл и Рязанцев. Уходящие поняли, что в зале собрались люди, совершенно чуждые им по духу и воспитанию.

     Потом, правда, ему неоднократно звонили из правления «Живого кольца», предлагая помощь в трудоустройстве и медицинском обслуживании. Он отвечал: «Со своими проблемами справлюсь сам».

     А в Москве начались демонстрации и митинги на Манежной площади…

     Вот так Рязанцева всё время обманывали с наградой: то йеменцы, то Ельцин.


Следующая: http://www.proza.ru/2020/01/20/1135


Рецензии
Да-а, вот так Рязанцева постоянно обманывали с наградой))) - и не только его.))) Юрий, так иронично бесшабашно вы передали напряжение тех непонятных дней - до сих пор мне не понятных, увы... Кто с кем боролся? Ельцин с Горбачёвым? Так хрен редьки не слаще, как говорят в народе. Правда в САМОМ начале какие-то надежды на улучшение жизни были... Но в основном - российская СМУТА царила. А вы были там, в центре смуты, но мне кажется, тоже ничего не поняли. Ведь так же? С улыбкой,

Элла Лякишева   30.01.2020 16:25     Заявить о нарушении
Элла, мы понимали, что боремся с коммунистическим режимом и его репрессиями, жертвой которых стали многие, в том числе и наша семья. Я шел воевать за своего деда, убитого в НорильЛАГе, где он оказался по абсурдному обвинению. Думаю, он бы меня одобрил и поддержал.

А что Ельцин оказался подонком, в этом не наша вина. Мы с ним были честны, поддерживали его, а он всех нас - всю страну - предал и продал.

Эти тревожные дни августа я никогда не смогу забыть. И собирался туда всерьез, был готов ко всему, в том числе к смерти или заключению...

Юрий Рязанцев   30.01.2020 19:32   Заявить о нарушении
Юрий, здравствуйте! Как же хорошо, честно вы ответили мне, и я целиком на вашей стороне. Очень часто честные люди бывают слишком доверчивыми - и этим пользуются те, которых я назвала бы пеной. Именно они в сложные дни смуты, когда общество взбаламучено, всплывают первыми наверх и рвутся к власти. Или оказываются оружием в умелых руках хитроумных манипуляторов, желавших остаться какое-то время в тени. Разве Ельцин не стал игрушкой сил, жаждавших прибрать к рукам Россию? Ох, сложное было время! С уважением,

Элла Лякишева   31.01.2020 08:24   Заявить о нарушении