Не давайте денег в рост

   Читая четырнадцатый псалом Давида, среди прочих, обратил особое внимание на следующие слова: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».

   Как же так, сегодня невозможно представить себе ситуацию, в которой хоть кто-то даёт деньги взаймы без процентов, без условий вернуть себе больше, чем дал, то есть с ростом. Следовательно, все так поступающие, по этому показателю недостойны пребывать в жилище Бога, на святой горе Его. Или речь всё-таки идёт о запрете поступать так лишь по отношению к ближнему?

  Первое постановление на это счёт из уст Моисея упоминается в «Исходе»: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Вникаем: деньги взаймы давать можно, но когда даёшь бедному и ближнему (из народа Моего), то нельзя чинить ему притеснения и требовать прибытка при их возврате. А почему? Да потому, что в противном случае он станет ещё беднее, а это не милосердно.

  Второе постановление на этот счёт опять же из уст Моисея изложено в «Левите»: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». Всё в том же контексте: с ближнего и бедного нельзя брать никакого роста: ни денег, ни зерна. Почему? Потому что иначе, брат станет ещё беднее, а это жестокосердно.

  Третий раз такое постановление встречается во «Второзаконии»: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост». Речь уже не идёт о бедности ближнего, брата. Ничего нельзя давать в рост ближнему, чтобы ближний не стал бедным. Устами Иезекииля в том числе говориться: «Если кто … в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет».

 Разгон Христом ростовщиков в Храме. Однако это положение постановлений, предполагающее проявление милосердия и праведности по отношению к ближним, тогда не касалось иноземцев: их можно было обеднять, потому что они не были ближними. Согласитесь, весьма странная праведность при явной не дружественности и лукавстве к иным народам. Иисус Христос, явив истинного Бога и Отца, расширил общность ближних, включив в него даже врагов, говоря: «Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да, будете сынами Отца вашего Небесного…». И так выходит, что верующим Богу и Отцу, и Сыну Его Единородному нельзя участвовать в сделках подобного характера: нельзя давать деньги в рост, чтобы ни для кого не создавать условий для обеднения.

  В нынешней же ситуации, когда от подобного рода праведности и милосердия не осталось и следа; когда мы все и вся пренебрегаем экономическими, Божиими законами и верой; когда повсеместно созданы системные условия, при которых рост заёмных средств неизбежен, потому что и сами деньги стали товаром; когда все кругом друг друга обедняют, создавая инфляционные процессы в странах и мире, в том числе печатая деньги, покрывая дефицит бюджетов, говорить об обеднении брата братом или «иноземца», конечно же, нелепо, если только таких обременительных сделок нет между ними.

   И хотя я и не Иезекииль, но скажу относительно современного положения вещей в этой части: если какая-то из держав, или союзов, или объединений живёт не по средствам, или даёт в рост и берёт лихву, то будут ли такие экономики жить? Нет, не будут. Делающие такие мерзости непременно умрут. Закон неотвратим, будь то человек или системы созданные им.


Рецензии