Происхождение зла

   Казалось бы, уже давно поставлены все точки над «и» в вопросе «происхождения зла», однако эта тема остаётся актуальной и дискутируемой в среде верующих из поколения в поколение. Мы никак не можем уяснить, полагая, что зло имеет начало и источник, что «зло» и «добро» — это субъективные относительные оценки каких-либо деяний или явлений, а не сами деяния или явления, или, тем более, сущности. Мы никак не хотим согласиться с тем, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», и что «всё чрез Него начало быть, что начало быть», а значит, если «зло» и «добро» имели начало и источник, имели, как мы говорим, происхождение, то этим началом и источником должен был быть только Бог. Но Бог не создавал ни «добра», ни «зла», и, следовательно, ни «зло», ни «добро» ни начала, ни конца не имеют, потому что они не существуют. Их просто нет, как и не было.   

   А что же есть? А были и есть — помышления. Они, в виде Слова, "были в начале у Бога и всё чрез Него начало быть, что начало быть". В этом несложно убедиться, прочитав первые главы книги «Бытие». Сказал Бог и сделал. Как сказал, так и сделал. Какими были помышления Его, такими были и Его действия. Помышления были хорошими и дела Его были хорошими и потому результаты Своих творений Он неоднократно оценивал на «хорошо». Так в итоге было оценено и всё, что создал Бог к утру шестого дня: "И увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма". «Хорошо весьма» — это ни «зло» и ни «добро», а итоговая результирующая оценка, весьма хороший результат реализации помышлений Бога. Всё, что Он создал к утру шестого дня, было создано Им весьма хорошо. Вот только человек был ещё не создан, а сотворён; и то, что Бог сотворил человека — было хорошо. Но был ли человек хорошим?

   В начале Слово было у Бога, а потом слово и помышления появились и у сотворённого Им по собственному образу человека. Да и как иначе можно было реализовать Божье благословение "плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле", если не мыслить? Вот юный человек, размножившись до человечества, и стал мыслить. А каковы помышления – таковы и поступки: юные, неразумные. Так и Бог сказал (Быт.8.21) "в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его". Не от Адама и Евы, которых Бог в отличие от нас, сотворённых, создал, и которых только с четвёртого века от Рождества Христова начали усердно пинать за  помышления наших юных человеческих сердец, а от нашего несовершенства, от нашей, каждого в отдельности, и совокупной человеческой юности.

   Ещё не вечер, мы ещё создаёмся Богом и Отцом всех и потому юны. Это помышления наших юных сердец подвигают нас на действия, которые оцениваются нашим же умудрённым сознанием, как злодеяния. Мы уже давно вкушаем плоды познания добра и зла, как  легендарные герои Эдема, становясь, по слову Христа Иисуса, суть сынами Бога. Впереди два рубежа и экзамен, сдав который, многие войдут в вечную жизнь взрослыми.


Рецензии