Полки для людей

Когда я жил в Норильске, я очень любил раскатывать на своих "Жигулях" пятой модели по тундре, по грунтовым дорогам ведущим неизвестно куда. Так я однажды нашел брошенную ракетную военную базу, где горел свет, были открыты все двери, и всё, вплоть до инструментов, было оставлено на своих местах, словно люди в одно мгновение странным образом испарились...

В другой раз я столкнулся с загадочным миражом далёкого города, пропадавшего из виду всякий раз, когда, направляясь к нему, я переезжал на другую сторону лощины. Стоило вернуться обратно, и силуэты домов вновь возникали в туманной дымке. Съездив туда и обратно несколько раз, я так и не научился догонять миражи...

В третий раз, посередине абсолютно пустого пространства, каким может быть тундра, ибо это пустыня с низкорослыми растениями, на проведённой словно по линейке дороге, уходящей за горизонт, стоял заведённый грузовой автомобиль и и в каждую сторону на 10 км не было видно ни единой души. Может быть где-то поблизости есть вход в подземное убежище? Прождав полчаса, я уехал, так и не получив ответа на свой немой вопрос...

Я видел опустевшие брошенные города, и немыслимые виды приполярной тундры наполняли мою душу красотой. И вот однажды, двигаясь по одной из дорог, я увидел на столбе прямоугольный щит с нанесённой через трафарет надписью: "Стой! Проход и проезд запрещен! Охрана открывает стрельбу предупреждения!"

Я не знал, к какому времени относится это знак. Да, он был немножко старым, но не настолько, чтобы не прочувствовать холодок страха за жизнь и серьёзность предупреждения.

Немного побоявшись, я всё-таки решил поехать. Любопытство взяло верх над инстинктом самосохранения. Дорога привела меня к группе зданий, обнесённых колючей проволокой. Ворота были открыты. Я заехал внутрь и заглушил машину. Вокруг не было ни души.

Я вошёл в первое же здание. Внутри повсюду были странные, в несколько ярусов до самого потолка, полки... Пытаясь понять предназначение этих странных узких деревянных полок, я сделал несколько шагов, осматривая помещение, и вдруг меня словно пронзило!

Я понял, что эти многоэтажные полки - это нары, места где спали люди, много людей, целый конвейер из людей, настолько были закорузлы эти тёмные доски и настолько они были отполированы и сглажены их края.

В этот миг словно тысячи горьких судеб с криком навалились на меня. Не в силах выносить эту многоголосую горечь, я быстро выскочил на улицу, сел в машину и уехал.

В другой раз я привозил на мотоцикле сюда Любу, свою будущую жену. Снова не обошлось без приключений, но об этом, если хотите, я напишу в следующем посте.

А вспомнил я об этом вчера, когда мы смотрели вечером с любимой глубокий, неоднозначный, заставляющий задуматься над судьбами главных героев, фильм "Чтец" - экранизацию знаменитого одноимённого романа Бернхарда Шлинка.

Так хочется верить, что этот чудовищный по своей трагичной бесчеловечности эксперимент над людьми и странами никогда не повторится в будущем.


Рецензии