Эдвард Уэлч. Как помочь тем, кто страдает?

КАК ПОМОЧЬ ТЕМ, КТО СТРАДАЕТ?
Эдвард Уэлч (1994)

Человеческая жизнь полна страданий и горя. Разбитые отношения, мучительная болезнь, перспектива собственной смерти, депрессия, несправедливость и злодеяние, тихий, но парализующий страх, воспоминания о сексуальном насилии, смерти детей и многие другие болезненные проблемы не оставляют равнодушными. Было бы невозможно минимизировать широту и глубину страданий как в Церкви, так и в мире. Примечательно, что Слово Божье признает эту боль, утверждая, что «все творение стонет, как при родах» (Рим. 8:22).
Вынужденные реагировать на реальность боли, большинство христиан идут я в одном из двух направлений. Некоторые превозносят боль, другие игнорируют ее. Некоторые стонут, другие хотят остаться стоиками. Некоторые защищают боль, другие пытаются извинить грех. Одни хотят, чтобы люди поняли, что происходит, другие призывают к послушанию, несмотря на боль. Некоторые советчики рискуют переоценить боль, когда облегчение страданий становится предметом первостепенной важности, другие хотят создать впечатление, что страдание имеет мало значения или вообще никакого. Первые могут не спеша вести страдающих к ответу на Евангелие Христа с верой и послушанием. Вторые рискуют впасть в положение стоиков, чей призыв к послушанию не знает великого сострадания Бога. Первые могут предоставить контекст, который создаст психологию невинной жертвы, перекладывающей ответственность на других. Вторые настолько обеспокоены тем, чтобы избежать перекладывания вины, что у них плохо развита теология страдания. У каждой из этих позиций есть подводные камни.

Возвышение боли

Те, кто склонен возвышать боль, говорят или слышат: «Библия не говорит осмысленно о моих страданиях». Ни одна теология страданий, похоже, не работает. Они попробовали обратиться к Библии, но не нашли в ней глубоких ответов. Они слышали, как консультанты и друзья поощряют их иметь веру. Возможно, они слышали прекрасную проповедь и библейское учение о страданиях. Но ничто не говорило о глубине их боли.
Это обвинение кажется странным, если учесть, что Библия наполнена проницательным учением о страданиях. Почему Божье Слово кажется поверхностным для некоторых страждущих христиан? Почему христиане ищут советников, которые поймут их и войдут в их боль, но которые не приведут их к Евангелию Христа и Божьим намерениям в страданиях? Несомненно, одной из причин является то, что многие страдальцы были укушены, как Иов его утешителями. Мы все сталкивались с людьми в теле Христа, которые имеют дело со страданиями академическим, отстраненным образом, и чьи советы можно обобщить как «путь подготовки». Эти советчики и друзья на самом деле не знали, что Бог говорит тем, кто страдает, поэтому они на самом деле плохие посланники к другим. Но это не единственная причина.
Мы становимся психологизированной церковью, где исцеление от боли стало нашей глубочайшей потребностью! В предисловии к популярной христианской книге читаем: «Мы вели себя навязчиво, потому что это способ остановить боль". Автор описывает трех разных людей: один одержим работой, другой сексом, а третий - алкоголем. Для каждого из этих людей поведение не было настоящей проблемой. Оно не было лишь симптомом проблемы. Все они прятались от боли. То, что они делали, лечило боль, полученную от какой-то глубокой раны где-то в их жизни.
Вот следствие возвышения боли за пределы библейских границ: наша проблема боли становится глубже, чем  проблема греха. Мы пересматриваем наше богословие, чтобы сказать, что боль на самом деле является причиной греха. Так ли это для Бога? Правда ли, что боль предшествует греху? Конечно, часто так кажется. Большинство людей, которые сердятся на семейные разногласия, сказали бы, что боль и разочарование стоят за их грехом. Но есть серьезные проблемы с предоставлением страданиям особого статуса. Библейски грех никогда не может быть объяснен болью или сведен к ней. Грех - это грех. Мы не можем найти виновника нигде, кроме как в нашем собственном нарушении закона. Причина греха не в действиях другого человека и не в нашем желании защитить себя от боли. Другие люди действительно причиняют нам боль, но эта боль никогда не может привести нас к греху или помешать нам любить других.
Вера в то, что боль вызывает наши грехи и что облегчение боли действительно является нашей глубочайшей потребностью, имеет серьезные последствия. Во-первых, грех сводится к самозащите. Тогда наш величайший грех защищает нас от дальнейшей боли. Это упускает явно противящийся Богу, нарушающий закон характер греха. Во-вторых, когда мы понимаем, что мы не защищены от страданий и когда мы обнаруживаем, что «исцеление» никогда не ослабляет хватку страданий, мы не верим, что Бог выполнил Свои обещания, и мы чувствуем себя оправданными в нашем возмущении перед Ним. Мы также верим, что у Слова Божьего нет значимых ответов на самую глубокую проблему жизни. Бог, однако, никогда не обещает временной свободы от страданий. Фактически, Он говорит с нами почти на каждой странице Писания, чтобы подготовить нас к страданию. Как бы жестко это ни звучало, Евангелие не снимает всю нынешнюю боль. Вместо этого Евангелие идет глубже. Оно лечит проблему нашей греховности перед Богом. Оно указывает нам на реальность, которая прекраснее, чем извлечение радости даже в страдании. Оно дает силу для нового послушания, которое может дать перенести страдания. Библия не предоставляет технологии, которая устраняет страдания, но учит нас тому, как жить среди них. Пытаться учить чему-то другому - значит поставить под угрозу само Евангелие.

Игнорирование боли

Те, кто склоняется к тому, чтобы свести к минимуму боль или призвать к стоическому принятию ее, часто более точны в своих теологических формулировках. Но они могут быть виновны в игнорировании важных библейских тем и, следовательно, не предлагают полного совета Бога тем, кто страдает. Например, если страдание является результатом того, что кто-то другой, те, кто минимизирует страдания, могут сразу же подумать о призыве согрешил простить преступника. Эта тема очень важна, поэтому, конечно же, нельзя забывать, что прощение является частью программы консультирования. Тем не менее, проблема заключается в том, что прощение становится единственной программой. Слишком часто первым и последним советом, который дается сильно пострадавшей женщине, является прощение преступника.
Чтобы усугубить эту проблему, некоторые советчики могут нечто добавить к прощению. Прощение должно, например, сопровождаться забвением. Это разумный совет, если забыть значит не позволять греху контролировать вашу точку зрения на обидчика. Однако люди обычно слышат, как этот совет означает, что они грешны, если даже просто думают о своей обиде. Результат: жертва теперь становится преступником, и жертвы становятся виновными, если они когда-либо снова упоминают, что совершенный против них грех все еще причиняет боль.
Те, кто минимизирует личные страдания, также могут ошибаться, пытаясь быстро исправить положение. Многие, похоже, двигаются в этом направлении. Их намерение может быть похвальным. Большинство из нас хочет, чтобы люди, страдающие от боли, чувствовали себя лучше. Но то, как это делается, может быть вредным. Советующие могут едва услышать о беде, прежде чем они поспешат ответить. Они часто отвечают, чувствуя, что консультируемый не хочет слышать о боли, и затем считают, что боль каким-то образом несерьезна.
В других случаях намерение «исправить» может быть не таким похвальным. Некоторые люди просто не хотят слышать о чужих страданиях. Слезы слишком грязны для их комфортной жизни. Просто продолжай в том же духе» - таков их совет. Краткое изучение сострадания Иисуса - это глубокий упрек такому эгоизму. Само воплощение было ярким примером того, как Бог вошел в жизнь Своего народа. Характерно, что Иисус был тронут состраданием к тем, кто был обескуражен, угнетен, обездолен или измучен. Когда Иисус советует нам оплакивать тех, кто скорбит, он указывает нам на Свою собственную жизнь в качестве примера. Стоик избегает или игнорирует эти ясные темы в Писании.
Спросите людей, которые прошли через тяжелые страдания, что им больше всего помогло. Многие скажут что-то вроде: «Он или она были там со мной». Друг или консультант мог физически присутствовать во время страданий. Этот друг, возможно, не предложил много советов.  Скорее, он или она были доступны, так что скорбящий человек не чувствовал себя таким одиноким и  поглощенным страданиями. Возможно, это означало иметь открытый дом или постоянное приглашение на ужин, так что страдающему человеку было где быть с другими людьми, которые заботились и понимали. Возможно, это означало сидеть рядом с человеком в церкви. Если наша главная цель состоит в том, чтобы устранить страдания, избавить  от боли, мы, вероятно, не сделаем этим хуже.
Еще одна распространенная ошибка стоиков возникает, когда у консультанта срабатывает внутренний будильник, который сообщает, что страданиям пора закончиться. Для этого бывают разные причины. Опять же, возможно, консультант сострадателен и хочет облегчить боль. Возможно, чье-то страдание доставляет неудобства самому консультанту, или, возможно, он думает, что есть библейский лимит на горе в месяц или год, а затем приходит время продолжать жизнь. Но такого расписания не существует. Нет предопределенных стадий горя и страдания. Есть печали, которые не будут стерты до последнего дня (Отк. 21. 4). Советчики должны быть терпеливыми со всеми, плакать с теми, кто скорбит, и помогать людям любить других и любить Бога посреди страданий.
Таким образом, две потенциальные опасности могут увести нас от библейского подхода к страданию. Если вы превозносите страдания, тогда боль становится причиной греха, самозащита оказывается проблемой и облегчение страданий является главной задачей, которую необходимо решить. Если вы игнорируете страдание, тогда боль становится незначительной, решаемой проблемой, а сострадание становится временным шагом, который призван лишь проложить путь для более важных вещей. . Даже с большим количеством хороших книг о страданиях существуют проблемы, которые должна решать современная теология страдания. Практическая пастырская задача состоит в том, чтобы говорить с состраданием к тем, кто испытывает боль, и указывать им на реальности, более глубокие, чем эта боль. Далее эта задача будет решаться с помощью двух основных вопросов: откуда берутся страдания?  И как я могу помочь тем, кто страдает?

 Откуда берется страдание?

Когда боль приходит ко мне - откуда она берется? Это моя вина, инициатива сатаны, или автором ее является Бог? Эти вопросы отличаются от неизбежного вопроса: «Почему Бог не остановил это?», или "Почему я?". И, честно говоря, для большинства людей вопросы типа "откуда это берется" не так актуальны. Тем не менее, вопросы «откуда» действительно имеют важные библейские ответы, и эти ответы потенциально имеют серьезные последствия.
Мы можем правильно определить пять категорий, которые отвечают на вопрос о причине страдания: другие, я, Адам, сатана и Бог. Они важны как для очищения ума и совести, так и для предостережения, которое они дают. Когда для облегчения есть надлежащие причины, это может быть очень полезно для тех, кто испытывает боль. Это приносит должную ясность, которая способствует библейским ответам. Например, когда люди, которые ошибочно обвиняют себя, осознают, что их страдания были следствием греха другого человека, страдающие освобождаются от бремени, которое не принадлежало им. Хотя это кажется само собой разумеющимся, у тех, кто стал жертвой, похоже, есть инстинкт, который говорит: «Я несу ответственность». Бог отвечает, напоминая нам, что мы не создаем грех другим людям. Этот ответ также может воодушевить нас, потому что он указывает нам на сердце любви: прощение грехов. Как христиане, мы не запираемся, когда боль была причинена кем-то другим. Вместо этого у нас есть возможность вырасти в состоянии прощения, которое, как мы надеемся, приведет к полному примирению и восстановлению отношений. Точно так же признание того, где я являюсь источником моих собственных страданий, может быть ободрением, потому что есть ясная надежда на перемены. Или же признание времен - такие как засуха или наводнение - когда Адам является источником наших страданий, учит нас предвидеть завершение, когда Иисус вернется и проклятие будет снято.
Но эти ответы не всегда аккуратны. Страдание редко попадает точно в любую из этих категорий. Вместо этого оно часто соединяет в себе все. Многие псалмы движутся взад и вперед от одной причины к другой. В любом конкретном случае может быть больше внимания к одной части наблюдаемой триады - меня, других и Адама, но проблема будет относительной. Например, в случае сексуального насилия акцент, безусловно, делается на том, что грех совершен против другого человека. Но это не исключает того факта, что насилие не произошло бы без греха Адама, а влияние последнего также не исключает того факта, что все мы грешники, которые получат пользу от Божьей дисциплины в нашей жизни. Не существует такой вещи, как страдание невинного человека, кроме Самого Христа. Или рассмотрим случай физической болезни. Самым очевидным акцентом в триаде других, меня и Адама, будет проклятие, связанное с грехом Адама. Тем не менее, физическая болезнь также может быть связана с личным грехом, и это может быть результатом греха других людей (например, СПИДом из-за переливания непроверенной крови).
Предупредите людей, чтобы они не сводили причины страданий к одной. Если страдания сводятся к «другим», мы становимся виновниками. Если страдание всегда сводится ко «мне», как считали советчики Иова, тогда всегда присутствуют вина и осуждение. Если все это происходит исключительно из-за греха Адама и проклятия, мы становимся фаталистами. Если это только от сатаны, мы становимся односторонними духовными воинами, которые игнорируют цели Бога и межличностные аспекты страдания. Единственный верный «диагноз» заключается в том, что к тому времени, когда оно приходит к нам, страдание - это предопределенная воля Бога для нашей жизни. Но мы не можем свести причину страдания даже к Богу. Бог позволяет греху и страданиям совершиться, но Он не автор ни того, ни другого. Именно богохульники и злые люди делают Бога единственной причиной страданий. Библия подчеркивает, что страдание, независимо от причины, является временем для слез и борьбы, для покаяния, для того, чтобы поверить в Бога среди страданий, и для того, чтобы следовать за Ним в послушании. Исходя из этого базового богословского фона, мы можем дополнительно рассмотреть вопрос о том, как помочь своим ближним.

Как я могу помочь?

Библейская стратегия помощи страждущим не однозначна. Другими словами, сначала нам кажется, что все бремя на стороне страдания, как будто страдальцы не могут видеть ничего, кроме собственной боли. Но постепенно, когда они устремляют свой взор на Иисуса, они сталкиваются с бременем славы, которое тяжелее их боли. Это бремя включает страдания Христа, радость прощения грехов, удовлетворенность послушанием Христу в условиях больших трудностей, присутствие Бога в нашей жизни и надежду на вечность. Для этого страдающие должны быть удивлены как личной любовью, так и трансцендентной славой Бога; и их нужно вести к познанию Бога таким образом, чтобы повиновение, доверие и поклонение Богу становились неотразимыми.
Библейские страдальцы могут вести нас в этом. Когда мы встречаемся с этими людьми в Писании, они как бы приходят вместе, берут нашу руку и ведут нас к истинам, которые глубже страдания. Во-первых, рассмотрим Иова, спутника многих страдальцев. Он говорит: «Господь дал, и Господь забрал; да будет славно имя Господа». После самых ужасных потерь это первый ответ Иова. Он поклонялся Богу. Вес Божьей славы был для него больше, чем вес его собственных страданий. Точно так же у Седраха, Мисаха и Авденаго была удивительная духовная проницательность, были удивительные духовные инстинкты, когда перед лицом огненной смерти они сказали: «Если мы брошены в пылающую печь, Бог, которому мы служим, способен спасти нас от этого, и Он спасет нас от твоей руки, о царь. Но даже если Он этого не сделает, мы хотим, чтобы ты знал, о царь, что мы не будем служить твоим богам или поклоняться образу из золота, который ты создал" (Дан.3.17-18). Страдание или угроза страдания и смерти были временем, когда они знали, что призваны зависеть только от Бога.
Апостол Павел повторяет ту же тему в 2 Кор.4.17. Его страдания были преодолены только Самим Иисусом. После изложения своих страданий в первой главе и до того, как он напомнил своим слушателям о еще большем страдании дальше, Павел говорит: «Наши легкие и кратковременные несчастья приносят нам вечную славу, которая намного превосходит их все» (NIV). Как вы думаете, как человек, страдающий от боли, может ответить на эти слова апостола Павла? Если бы люди не читали контекст, они могли бы сказать что-то вроде: "Легкие и кратковременные? Павел, ты не знаешь о моих страданиях!". Но когда мы осознаем степень страдания Павла, он начинает привлекать наше внимание. Это надежный свидетель, которого мы должны бы слушать. Он не предлагает поощрения время от времени; он говорит истины, которые значимее страдания. Достижение точки, в которой мы повторим эти слова, может показаться долгим и невозможным путешествием, но Павел ставит перед нами цель, которая может направлять нашу молитву и размышление. Он напоминает нам о том, как искать библейское бремя славы, которое перевесит страдания - и тем облегчит их.
Опять же, мы должны помнить, что такое отношение не означает игнорирование страданий или сведение их к минимуму. Хотя мы напоминаем страдальцам о Божьих намерениях в страданиях, мы не пытаемся заставить людей спрятаться от боли. Выражение сочувствия часто является лучшим первым ответом. Страдальцы часто чувствуют себя изолированными. Они чувствуют, что никто не понимает их боль. Поэтому консультанты в это время не могут быть пассивны. Они активно входят в мир страдающего человека, стремясь понять его. "Каково это для этого человека?" - это постоянный вопрос. Кроме того, крайне важно, чтобы консультанты выражали свои ответы страдальцу. Вы поражены сложностью положения? Расскажите консультанту. Вы огорчены тем, что вы слышите?  Так скажите правду! Вы сердитесь на злобу человека, который вызвал страдания? Скажите правду. Вы тронуты до слез? Плачьте с плачущими.
Можете ли вы делать все это час, месяц, год? Как долго вы испытываете сострадание к человеку, страдающему от боли и бед? Как долго вы поощряете страдальцев излить то, о чем они молчали? Ответы должны быть очевидны. У вас есть сострадание, пока есть боль. Вы поощряете людей говорить, поскольку у них есть моменты жизни, которые не выражены перед Богом. Это не значит, что они никогда не слушают. Выговорить боль - это начало диалога, который состоит из разговора с Богом и слушания Бога.
 В ходе этого диалога вы помогаете человеку учиться слышать Бога. В случаях явной беды Бог признает, что не только мы грешники, но и другие согрешили против нас, и что Он - Бог справедливости. Бог также всегда говорит, что Он с нами, что Он любит нас, что Он суверенен и что у Него есть цели в страданиях. Одна цель часто состоит в том, чтобы произвести покаяние, веру и послушание. Кроме того, наши страдания помогают нам видеть вечность. Это вызывает надежду. Как будто наши страдания побуждают нас стать ближе к вечности, чтобы мы могли видеть наше нынешнее страдание с этой точки зрения! В этом диалоге с Богом о наших страданиях мы узнаем больше о нашей личности во Христе.

 Страдающие слуги Божьи и возвещающие Его милость

Так кто мы? Какова наша личность? Люди страдания? Люди, которые исцеляются от боли? Люди, которые были жертвами и ранены? Или мы люди, которым нужно забыть о боли и просто продолжать жить с ней? Нужен ли нам более твердый христианин, который игнорирует боль и остается в битве? Бог ясно показывает другой путь. Воплощение говорит против поверхностности стоиков. Присутствие Иисуса на земле показывает Его солидарность с теми, кто страдает.  Его служение было полно сострадания и понимания. Оно также разоблачает поверхностность многих сердец. Он показал, что боль, страдание и смерть не являются главными чертами жизни. Иисус указывает нам на более глубокие реальности, более глубокие духовные потребности.
Мы люди, к которым было проявлено милосердие. Это, конечно, не звучит ново. Это истина, которую даже ребенок может увидеть в Писании. Но ее привычность может противоречить потребности в корне изменить взгляд на страдание. Например, люди, которые пострадали от рук других, иногда чувствуют, что их жизнь определена как жертва. Вот кто они такие, и больше всего они могут попытаться защитить себя от боли. Но Бог переориентирует таких страдающих. Он показывает, что полученная ими благодать не может сравниться с болью, которую они испытывают. Благодать весома, страдание легко. Или рассмотрите людей, которые злы, потому что чувствуют, что не заслуживают боли. Получив милости и благодати, эти люди внезапно смирились с поразительной ценой инициативы любви, предпринятой по отношению к ним. Ответив на Жертву, они становятся любящими. Основой жизни христианина является Божья благодать, а не свобода от боли. Мы были врагами Бога, нагими и слепыми, и это Он пошел нам навстречу. «Пока мы были еще грешниками, Христос умер за нас» (Рим. 5.8 KJV).
Возможно, ответы фиксируют нашу новую личность. Бог - неослабный инициатор освобождающей благодати; мы отвечаем на Его благодать верой. Как ответившие, мы определены Тем, Кто освободил нас, и мы становимся Его слугами. Это не снимает с нас страдания. Нет, действительно, страдание будет цепляться за земную жизнь. Но мы не определены им и не будем под его контролем. Мы отзывчивы как страдающие слуги.
Вот главный совет для страдающих: мы идем путем, который побуждает нас смотреть вовне, на Триединого Бога. Давайте сосредоточимся на Иисусе, Авторе и Совершителе нашей веры, Который ради радости, предстоявшей Ему, вынеср крест, презирая его позор, и сел по правую руку от престола Божия» (Евр. 12.22 KJV). Это, конечно, не означает, что мы игнорируем страдания, но вес Божьей славы действительно означает, что наши вопросы начинают меняться. Вопрос: «Почему Бог не остановил это?» становится менее насущным, и мы начинаем спрашивать: «Как я могу ответить на то, что Бог сделал для меня, любя Бога и любя других?». «Как я могу относиться к другим так, как Христос относился ко мне?». Таким образом, вопросы для страдающих становятся такими же, как и для всех христиан: «Как мне принять две великие заповеди, любить Бога и любить своего ближнего как самого себя?»

Ответ любви к другим

Людям, которые стали жертвами, может быть  нелегко, когда вы говорите о прощении преступника.  «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Библейский подход делает это неизбежным. Если вы были прощены, вы прощаете других. Поскольку Бог поступил с вами «несправедливо», то есть Он любил вас, когда вы этого не заслуживали, вы начинаете любить своих врагов.
Как будет выглядеть эта любовь? Есть много возможностей. Иногда это принимает форму ответа человеку, либо письмом, либо лично. Иногда - форму молитвы за преступника и сохранения надежды на полное примирение. Иногда - форму вызова пастора  за помощью в разгар кризиса. Иногда - форму служения истине и благодати людям, страдающим от подобных бед. Божья любовь может вдохновлять много творческих инициатив.

Ответ в любви к Богу

На Вечере Иисус сказал ученикам, что скоро они испытают великое горе, но вскоре после этой боли будет радость, которую никому не украсть, даже во время ужасных гонений, с которыми им всем придется столкнуться. "Я говорю вам правду: вы будете плакать, пока мир радуется. Вы будете горевать, но ваше горе превратится в радость. Женщина, рожающая ребенка, испытывает боль, потому что ее время пришло; но когда рождается ее ребенок, она забывает о муках из-за своей радости, что человек рождается на свет. Так и с вами: сейчас ваше время скорби, но Я увижу вас снова, и вы будете радоваться, и никто никогда не отнимет этой радости" (Иоан.16.20-22 KJV).
Как эта небывалая радость может сменить горе и боль? Конечно, это трудный для описания опыт, но, тем не менее, это правда. Это так потому, что мы поклоняемся воскресшему Господу. Иисус жив. Что бы с нами ни случилось, наш великий Бог правит. Личные трудности и страдания не могут заглушить воскресение. Самая большая радость христианина - это сам Бог и тот факт, что ничто не может отделить нас от Него.
Свидетельство этой радости страдания можно найти на похоронах многих людей Божьих. Например, рассмотрим следующие комментарии семьи ребенка, который умер от рака: "Одолжи свою небесную песню нашей с земли, дорогой сын, и поклоняйся Тому, Чья любовь заставила Его умереть за таких, как мы, чтобы ты мог войти в рай, которым ты теперь так наслаждаешься, и жить с Ним вечно. Мы скучаем по тебе, но «мы будем сильны и будем стоять до того дня, когда увидимся на небесах». Есть большая скорбь из-за потери дорогого друга или любимого человека. Может даже быть гнев, потому что смерть является нарушителем, который не принадлежит Божьему творению. Но есть и радость. Радость в том, что тот, кто умер, дома. Радость от осознания того, что в воскресении Иисуса величайший враг пал, самую глубокую причину страданий, саму смерть, «поглотила победа» (1 Кор. 15.54).
Действительно, реальность глубже нашей боли. Понимающая любовь Иисуса, ставшего человеком, прощение грехов, знание того, что у Бога есть цель - это бремя славы, которое меняет наши страдания. Но величайшая слава - это Сам Бог. Знать Его как истинного Бога, Которому поклоняются и чтят Его, - величайший дар славы для любого страдальца. Это не прекращает наше временное горе и боль, но это означает, что мы не превозносим нашу боль и не игнорируем ее. Мы превозносим Бога среди боли. «Я считаю, что наши нынешние страдания не стоит сравнивать со славой, которая откроется в нас» (Рим. 8.18).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии