СК. ШаляйВаляй, КойКак и КакНадович

      Давно это было или недавно, да только дело совсем в другом. Там, где три дороги соединялись в одну, случайно столкнулись три незнакомца.
- Эй, вы кто? Ну-ка, валяйте, выкладывайте, откуда, куда и зачем? – первым начал разговор ШаляйВаляй. – Я вот просто так по белу свету хожу-брожу, ничего не делая, красота-а!
- А я – КойКак, тоже вот хожу-брожу, а если и делаю, то кое-как, спустя рукава, чего зря стараться да напрягаться и так ведь сойдёт.
- Да-а! – с грустью протянул КакНадович, поправляя за плечами свой походный рюкзак. – Теперь вот дорога одна, хочешь-не хочешь, а придётся вместе по ней идти.
      Так вот и ходили-бродили три необычных товарища, совсем не похожих друг на друга, по белу свету. И кто бы мог подумать, что через время они вдруг станут так дружны.
      Идут втроём по дороге, а она вся в колдобинах да рытвинах, после дождя в них вода собралась. КакНадович подумал и обошёл все лужи большие и малые аккуратно, чтоб не провалиться, чтобы ноги не намокли; КойКак почесал в затылке и стал перепрыгивать, где удачно, а где и не очень, в общем, как всегда, кое-как; а вот ШаляйВаляй, не долго думая, прямо по лужам пошёл. Идёт, усмехается, да только потом совсем не до смеху стало, одежду испачкал, ноги в холодной воде промочил, от того после кашлять и чихать стал. Хворь одолела. Пришлось в пути заночевать, товарища подлечить. Уложив больного на мохнатые еловые лапы, КакНадович сказал:
- Ты, КойКак, дровишек поищи, костёр разведи, а я пойду в лесу трав лечебных для отвара нарву, да заодно и чего поесть соберу.
Быстро управился КакНадович, грибов для супа собрал, ягод сладких да ароматных, травок разных полезных для больного. Подходит, а КойКак на одной ножке прыгает, рукой трясёт да постанывает.
- Чего уж тут без меня стряслось?
- Вот здесь заноза колючая, а тут рана болючая, - всхлипывая, проронил КойКак. – об ветки поранился, спичкой палец обжёг, а костёр так и не разжёг.
- Опять кое-как всё делал… - вздохнул КакНадович.
Вытащил занозу товарищу, ранку перевязал, костёр правильно сложил да разжёг, котелок для супа подвесил да чайник для лечебного отвару.
      Через время отправились опять в путь-дорогу.  Долго ли коротко ли шли, остановился КакНадович, восхищается:
- До чего же здесь места красивые, лес рядом, речка-невеличка, поле огромное. Вот тут-то я и дом себе построю, заживу, как душа того давно просила.
- А мы как же? – встрепенулись ШаляйВаляй и КойКак.
- Так и вы, если хотите, тоже себе дома стройте. Вон, какой простор! Всем места хватит. Было бы желание. Главное, до зимы управиться.
 - Куда нам без тебя, мы уж привыкли, что ты всегда рядом, всегда выручишь из беды, всегда на помощь придёшь. Мы с тобой останемся.
- Ну, коли так, не мешкая принимаемся за строительство. Ведь в жизни каждому свой дом нужен. Только теперь надежду на меня не держите. Пока по белу свету вместе ходили-бродили, мне всё приходилось за вас делать, потому что не люблю ни кое-как, ни спустя рукава, а только как надо, правильно, ответственно да с умом. И никаких возражений, пора и вам уму-разуму учиться, ни на кого не надеясь, а только на себя.
      Так и решили. Все трое взялись за дело, каждый, как сам того желал.
      КакНадович красивый добротный дом построил, самый настоящий, с окошками да резными ставенками; с балконом, чтобы лесом и рекой любоваться; с верандой, чтобы от работы отдыхать, ароматным чайком да баранками баловаться; с крылечком, чтобы гостей встречать.
      КойКак, не послушав советов, как всегда, всё вкривь да вкось, всё кое-как, спустя рукава, строил, не стал стараться да напрягаться, и так ведь сойдёт.
      А ШаляйВаляй, забыв о мудрых наставлениях товарища, вообще ничего делать не стал, набрёл случайно на старый шалаш у реки, в нем и решил жить, уж больно ленив был до работы.
      Вот так, каждый по-своему, кто усердно да основательно, кто по-быстренькому, а кто вообще, не напрягаясь, но закончили строительные работы, приготовив себе жильё.
Созвал КакНадович друзей:
- Теперь пора нам садово-огородными делами заняться. Я вот сад хочу возле дома вырастить, а непаханую землю вскопаю, сорняк уберу, грядки сделаю. Посажу всего всякого, к осени урожай будет.
- И мы, мы тоже посадим, делов-то.
      КакНадович разбил фруктовый сад. В нём молодые деревца вишен, яблонь, груш посадил, а возле дома – берёзку с рябинкой. И огород – любо-дорого посмотреть: грядки ровнёхонькие, ухоженные, уж и ростки первые появляются. КакНадович их то поливает, то взрыхляет, то сорняк убирает. Невысокий заборчик поставил вокруг дома, сада и огорода, калитка расписная – во двор.
      КойКак глянул, да и себе решил в землю семян каких-никаких бросить, кое-как вскопал, траву не убрал, колдобины не разбил.
- А, и так сойдет! Чего зря усердствовать! – и пошел в дом, что вкривь и вкось стоял, да и на боковую, сон досматривать.
Некоторые ростки у него хотели кое-как сквозь твёрдую землю пробиться к свету, к солнышку, да сорняк их заглушил, так и засохли, едва появившись.
      ШаляйВаляй и вовсе не думал грядками заниматься.
- Чего напрягаться, в огороде копаться, коли лес да река рядом. Валяй себе да объедайся!
      Прошла весна, пролетело лето, да и теплые осенние денёчки не долго радовали, всё чаще осень то долгими дождями, то холодными ветрами свой день отсчитывала, будто упреждала:
- Ждите! Скоро сестрица моя, Зимушка, пожалует, она ещё больше холодов, ветров да морозов нагонит.
      ШаляйВаляй ещё с осени стал от холода и ветра в своём нехитром жилище ёжиться да кутаться. А как ночью первый морозец ударил, совсем в своём худом шалаше замёрз, побежал к ближайшему дому проситься на ночлег.
- КойКак, дружище, пусти к себе, а то до костей промёрз, а у тебя, вон, хоть стены и кое-как выстроены, да и пол земляной, а костерок-то горит, согревает.
- Ну, что ж, заходи, вдвоём-то оно веселее зиму встречать да дни с ночами коротать.
      Тут зима и пожаловала со снегами сыпучими, с ветрами колючими, с морозами трескучими. Закружила, завьюжила, все пути-дороги замела. Совсем плохо стало друзьям-товарищам без КакНадовича, и холодно, и голодно. Решили к нему проситься в дом, да только побаиваются. Ведь не слушали его советов да наставлений, а пришла лихая година, враз вспомнили, да только поздно, что уж тут поделаешь.
- Ох, помрём мы с тобой с голоду, - заохал ШаляйВаляй, дожёвывая последнюю засушенную ягодку с рябиновой веточки.
- О-хо-хо-хо-хо, и от холода да мороза замёрзнем, вон как во все щели задувает да по кривым моим стенам ветер гуляет, - тяжко вздохнув, поддержал КойКак, - ещё теснее прижимаясь к товарищу, чтобы согреться.
А КакНадович сидит в своём красивом добротном доме с окошками да резными ставенками, зимним лесом и рекой любуется, ароматным чайком да баранками балуется и всё на калитку посматривает, гостей поджидает. Знает, что придут, попросятся.
      Вдруг в один из зимних вечеров налетел страшный колючий ветер, завыла волком, завертелась, закружилась вихрем снежная буря. Испугались, к друг дружке от страха прижались КойКак и ШаляйВаляй. Стены дома, что вкривь и вкось построен, задрожали, окна задребезжали, вот-вот завалятся да придавят. Страшно! Выскочили они, не долго думая, да и побрели, пошатываясь, из последних сил, опираясь и поддерживая друг дружку, к дому КакНадовича. Не успели отойти и пяти шагов, как дом затрясся и рухнул, сломленный сильным ветром и страшной бурей, упал чёрной грудой на белый снег. Подошли к калитке КойКак и ШаляйВаляй, а уж и сил не осталось. Да только КакНадович увидел их в окошко и уже спешил на помощь, ведь он всегда был таким. Завёл друзей-товарищей в дом, усадил к печи поближе, чтоб согрелись. Сам на стол пошёл накрывать, чтобы гостей угощать. Не зря с весны до осени трудился, разных вкусностей большой запас сделал. Пригласил к столу, а КойКак и ШаляйВаляй головы опустили до низу, в глаза-то другу смотреть стыдно.
- Эх, зря мы тебя не слушали, - понуро проронил КойКак, - всё кое-как делали.
- Советов твоих не принимали, - пробубнил ШаляйВаляй, - ничего не хотели делать, вот и поплатились за свою лень да безделье.
- Ну вот и хорошо, что поняли, уж лучше поздно, чем никогда, - подбодрил друзей-товарищей КакНадович. Зиму у меня поживёте, а к весне свои дома, красивые и добротные, построите.
- Так ведь… это… мы ж не умеем… ну, как ты, чтоб как надо. – запинаясь да заикаясь стали отнекиваться КойКак и ШаляйВаляй.
- Эта беда, не беда, а так, пустячок малый, - снова поддержал КакНадович. – Я ведь тоже не сразу всё умел, но старался, учился, потому что не люблю ни кое-как, ни спустя рукава, а только как надо, правильно, ответственно да с умом. Пора и вам уму-разуму учиться ни на кого не надеясь, а только на себя. И никаких возражений! А я вам во всём помогу.
Ведь в жизни каждому свой дом нужен.
                18.08.2019.


Рецензии