Иордань

Было ли крещение? Скорей всего, да. Скорей всего, это знаменательное событие действительно состоялось, но ГДЕ и КОГДА? Вот это бы хотелось прояснить.
________________________________________________

До недавнего времени историческим местом крещения Христа считали местечко Каср Эль-Яхуд в Израиле, на     З а п а д н о м     берегу реки Иордан.
Однако ныне историки и теологи убеждены, что крещение произошло в селении Вади эль-Харар (Аль-Махтас, Вифавара) в Иордании на      В о с т о ч н о м     берегу реки *. Эту гипотезу подтверждают важнейшие археологические находки 1996 г. и многочисленные упоминания в Евангелиях «страны     И о р д а н с к о й » **.

Именно там в библейские времена находилась переправа через священную реку. Во дни больших праздников бесчисленные паломники шли этим путём из Галилеи в Иерусалим. Вот тут бы и встретить их пламенной проповедью.
Однако никаких крупных праздников     з и м о й     не бывало (только Ханука в декабре, но её праздновали дома), а в     я н в а р е     не было даже мелких. К кому же 19 января обращался Иоанн Креститель?

Трудно представить, что в холод и слякоть «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф 3:5-6) (например, 19.01.20 температура воздуха здесь равнялась +8 гр)

И ладно бы только выходили, но креститься? Ведь в январе температура воды порой опускалась до +10 гр! А между тем, недостаточно было окунуться и выскочить обратно. Нет, В ОЧЕНЬ ХОЛОДНОЙ ВОДЕ кающийся
        исповедовал свои грехи,
        обещал вести жизнь благочестивую,
        Предтеча омывал его и погружал с головой со словами «Крещу тебя во имя Грядущего»***.
Мало кому по силам такая процедура!

Вдобавок зимой уровень реки был самым высоким, и глубина могла превышать 2 метра, а глинистые берега были крутыми и скользкими. **** 

ТАК ЧТО ТРАДИЦИОННАЯ ДАТА КРЕЩЕНИЯ (19 ЯНВАРЯ) ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ МНЕ СОВЕРШЕННО НЕПРАВДОПОДОБНОЙ.
________________________________________________

Зато ОСЕНЬЮ Иоанн мог проводить свой обряд без проблем: вода была тёплой, глубина минимальной (за лето река сильно мелела), скользкая глина высыхала на солнце…

Да и паломников хватало. В конце сентября народ праздновал Новый год (он же – «праздник сбора плодов») – один из трёх крупнейших праздников, которые должен был посетить каждый благочестивый иудей. Жителям Галилеи и Переи приходилось идти в Иерусалим по Иорданской стороне (в обход враждебной Самарии), поэтому все скапливались у переправы. Тут-то их и встречал Иоанн.

Не гора шла к Магомеду, а Магомед (Предтеча) шёл к горе (массам). Говоря современным языком, ситуация была взаимовыгодной: Пророк получал многочисленную паству и исполнял свой священный долг, а паства, не тратя времени, прямо по пути очищалась от грехов.

Чтобы лучше понять эту ситуацию, надо вспомнить некоторые реалии того времени.
________________________________________________

Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) праздновался 10 дней и завершался особым, самым главным днём – Йом-Кипуром (т.н. Судным днём)
Считалось, что в Рош а-Шана Бог записывает каждого иудея в одну из трех книг – Книгу праведников, Книгу грешников и Книгу средних, а в Йом-Кипур выносит приговор и ставит печать.

Таким образом, за время между Рош ха-Шана и Йом-Кипуром (т.н. Дни покаяния) человек ещё мог повлиять на приговор. Надо было раскаяться, забыть о земных делах и полностью посвятить себя очищению и искуплению.
Очищаться следовало в особых бассейнах с проточной водой – миквах. В Иерусалиме у богатых они были, а где взять микву богомольцам? Но не омывшись, нельзя было приносить жертвы в Храме, а без них какое вам прощение!
И с искуплением тоже всё непросто. Кое-что можно было сделать - срочно отдать долги, помириться с обидчиком… Но где гарантия, что этого достаточно?

И тут появляется Предтеча, который предлагает враз смыть грязь телесную и душевную и таким способом спастись от божественного гнева в день грядущего Суда, Йом-Кипура. Заманчивое предложение!

Обстановка в те годы была накалённая: Израиль нетерпеливо ждал пришествия Мессии в день Господень, но сначала должен был явиться пророк Илия: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал. 4:5–6).
Согласно преданию, «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4 Цар. 1:8). Похоже на Иоанна!*****
«И спросили его: что же? ты Илия?» (Ин 1:21)
Предтеча это отрицал, но сам, подобно Илии, возвещал приход Мессии:
        «Стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете» (Ин 1:26)
        «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом
        Святым и огнем» (Мф 3:11)
        «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому
         сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17)

Мессия уже здесь, среди нас! Осудит и сожжёт! Страшно…

Не удивительно, что в такой обстановке, спеша к Йом-Кипуру очиститься от грехов, народ охотно слушал Иоанна и исполнял его обряд. В общем потоке пришёл к нему и Христос.

Таким образом, крещение Иисуса ОСЕНЬЮ, в праздник Рош ха-Шана кажется мне куда вероятнее.


------------------------------------------------------
      * Так, весной 2000 года папа Иоанн Павел II подтвердил, что Вади эль-Харар — величайшая
         христианская Святыня.
        Русская Православная церковь приняла участие в строительстве на территории Вади эль-
        Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том
        самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды
        библейской реки.
        В 2016-м местечко Аль-Махтас ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия как место
        Крещения Христа.
  ** Лк 3:3, Мк 10:1, Ин 1:28, Ин 10:40.
*** «Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его
        до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось
        выйти из воды» Аристарх, Архиепископ Костантинский.
       «Иоанн Предтеча вместе с крещаемым входил в воду<…> омывал его своими руками, потом,
        доколе крещаемый находился в воде, Креститель, возложив на его голову руку свою,
        требовал, чтобы тот принес искреннее исповедание своих грехов – с обязательством вести
        жизнь новую, благочестивую. Затем Иоанн погружал покаявшегося с головой в воду при
        произнесении слов: «Крещаю тебя во имя Грядущего», и наконец выходили оба».
        И. В. Баженов, церковный историк, богослов
**** «Должна сказать, что купание в Иордане оказалось для многих нелегким испытанием. С
          большим трудом спустившись по скользкому тростнику в ледяную воду и, видимо, не
          ожидая, что глубина реки даже у самого берега достигает более двух метров, паломники не
          могли выбраться обратно. Приходилось, зацепившись за тростник, подтягиваться руками и
          ползти вверх по нему, как по канату. У некоторых женщин даже началась паника, но с
          Божией помощью общими усилиями их вытянули на берег. <…> я, порезав ноги о жесткий
          тростник, кое-как съехала по нему в воду. Когда я оказалась в ледяной воде, у меня так
          сильно перехватило дыхание, что я с большим трудом только один раз смогла
          перекреститься и погрузиться в воду. У меня даже возникла мысль, что я могу утонуть в
          Иордане» Паломница Ксения.
         Примерно то же было и 2 тыс. лет назад. Согласно Еврейской энциклопедии Брокгауза и
         Ефрона «Все данные Библии о климате Палестины вполне соответствуют климатическим
         условиям настоящего времени»
***** По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя
            именно тут: "Как известно, неподалеку от Иордана находится холм, с которого,
            по преданию, Илия Пророк был вознесен на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча.
            Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал
            точно там же, где Илия, — на восточном берегу Иордана. В его время эта местность
            считалась безопасной, ведь там не было римлян"
------------------------------------------------------


Рецензии
Спасибо! Познавательно и интересно!
В 2005 году мы прилетели в Израиль с Черноморского побережья, практически южане.
Поехали по местам Иисуса в январе 2006года. Иордан был обмелевший и вода очень тёплая, мы были в летней одежде, температура воздуха +21 градус, а на солнце припекало.
С моим теплом,

Надежда Опескина   23.10.2021 10:34     Заявить о нарушении
Ох, Надежда, Вы нащупали самое слабое место статьи - природные условия. Кто знает, какими они были тогда и на какие сегодня надо ориентироваться? Ваши данные, конечно, самые точные, так как Вы - очевидец. Но у меня в запасе множество самых разных свидетельств о температуре воды в разные годы (от +10 до +14), об уровне воды зимой (обычно - высоком), о крутом и скользком береге (паломница Ксения, 2005 г.)
Но главное - это отсутствие иудейских праздников и, соответственно, паломников в январе и нескончаемый поток в сентябре.
Спасибо Вам за отзыв: он заставил меня ещё и ещё раз просматривать самые разные данные и свидетельства.
Они имеют приличный разброс, но по совокупности всех "за" и "против" я всё-таки склоняюсь к "осеннему" варианту.
С уважением,

Томас Твин   24.10.2021 21:00   Заявить о нарушении
Доброго вечера, Томас! Первое, что я отметила: - "Познавательно и интересно!"
В разные периоды на земле погодные условия различались. Я просто поделилась с Вами своим ощущением, не сравнивая с тем периодом. Прекрасен наш мир!
Желаю Вам тёплых, солнечных дней!
С моим теплом,

Надежда Опескина   24.10.2021 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.