Прощание Славянки - мифы и факты о марше

В каждой культуре, у каждой нации есть определяющие символы. В России к таким символам относится марш «Прощание славянки». Вокруг этого марша накручено столько мифов, что впору провести детективное исследование. 

Версия первая - Тамбовская.

В 1912 году в Тамбове, штабс-трубач 7-го запасного кавалерийского полка Василий Иванович Агапкин, под впечатлением от событий на Балканах, когда за свободу от турецкого ига боролись Болгария, Сербия, Черногория, Греция, создал марш.
Неопытный композитор Агапкин показал ноты своему капельмейстеру Милову. Тот посоветовал доработать марш вместе с хорошо известным ему музыкантом Яковом Богорадом. Агапкин сел в поезд и отправился в Симферополь. Показал своё произведение капельмейстеру и издателю Богораду, который переложил музыку с фортепианного варианта на оркестр и подсказал Агапкину название марша – «Прощание славянки».
Эта версия не подтверждается многими фактами.

После Гражданской войны, Агапкин был руководителем военных оркестров, написал неколько произведений: «Голубая ночь», «Сиротка», «Старинный вальс», «Волшебный сон». Но больше ни одного марша Агапкин не написал!
Номинальный автор "Славянки", Василий Агапкин всю жизнь работал дирижером оркестра ГПУ-КГБ. Он дирижировал оркестром ОГПУ во время сталинского пропагандистского Парада на Красной площади 7 ноября 1941. Кстати, на этом параде, марш «Прощание славянки» не прозвучал! С Красной площади, бойцы уходили прямо на фронт, а дирижер Агапкин эвакуировался вместе с оркестром в глубокий тыл и всю войну провел в эвакуации, в Новосибирске.
"Славянка" не исполнялась и на параде Победы 1945 года, участие в котором тоже принимал дирижер Агапкин.

Агапкин называл себя композитором. Но с 1912-го по 1939 г.(27 лет!), он ничего не создал, оставаясь номинальным автором одной "Славянки". Агапкин написал заказное попурри на темы монгольских песен, позднее, несколько вальсов. 
В оставшемся после смерти Агапкина архиве есть старые записки, служебные заявления, письма, поздравительные открытки, но нет ничего, что бы говорило о том, что Агапкин писал "Славянку" - ни написанных рукой автора черновиков, ни рабочих записей, ни нотных набросков "Славянки". Нет даже чистовой рукописи марша, хотя бы переписанного набело.
Объяснение по этому поводу такое -  якобы, рукопись "Славянки" погибла вместе с личной библиотекой Агапова из 6000 томов (?!), при прямом попадании фашистской авиабомбы в его квартиру в Москве. На самом деле, дом, в котором жил Агапкин, стоит в центре Москвы и бомбардировкам не подвергался. Наличие библиотеки из 6000 томов, вообще нонсенс! Другое объяснение отсутствия рукописи "Славянки" - якобы, в 1941, когда шло наступление фашистских захватчиков, жена сожгла рукопись, опасаясь за жизнь детей. Это вообще абсурд, тем более, в это время жена Агапкина уже 14 лет была в разводе с ним.

Версия вторая - Симферопольская.

30 июля 1904 г., великий князь Алексей Николаевич был назначен полковым шефом 51-го пехотного Литовского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Казармы Литовского полка находились на берегу симферопольской речки Славянки. В городе был фонтан со статуей Славянки, покровительницы реки. К фонтану приходили прощаться перед отъездом из города. 
Выпускник Варшавской консерватории по классу флейты и дирижирования, молодой капельмейстер Яков Богорад написал два военных марша для 51-го Литовского полка – «Тоска по Родине» (в качестве встречного полкового марша), и марш «Прощание славянки» (как походный, прощальный марш полка).
Но случился неприятный казус. Началась Русско- Японская война, и в народе стали ходить протестные, издевательские и антиклерикальные стишки и тексты, которые распевались на мелодию марша Богорада. Эти песенки пели и солдаты-призывники, отправленные на фронты позорной Японской войны.
В связи с этим, специальным приказом по военному ведомству, Литовскому полку был немедленно высочайше дарован другой марш, в качестве прощального и встречного марша.

В 1911 году Яков Богорад предпринял попытку издать марш «Прощание Славянки» вместе с другом и однокурсником по Варшавской консерватории Ильей (Элием) Шатровым, автором знаменитого вальса «На сопках Манчжурии». Кстати, у Шатрова тоже пытались отобрать авторство вальса, и ему пришлось долго судиться.
Илья Шатров был без работы и почти без средств к существованию. Яков Богорад решил помочь другу. Шатров написал романс «Осень настала», Богорад добавил свое «Прощание Славянки» и оплатил тираж этих двух сочинений в одной книге. На обложке поместили текст «Посвящается всем славянским женщинам, провожающим своих любимых на войну».
Чтобы власти не вспомнили о связанных с маршем антиправительственных куплетах и скандальных песенках-пасквилей, Богораду нужен был подставной автор. Знакомый Богорада, тамбовский капельмейстер Милов нашел в музыкальном училище начинающего трубача Василия Агапкина, только что поступившего в училище по классу трубы. Это был неимущий парень, у которого на руках были жена и ребёнок. Агапкин нуждался в деньгах, к тому же имел «правильную» титульную национальность и фамилию. Василий Агапкин согласился на то, чтобы его имя стояло под «Славянкой».
Потом была революция и Гражданская война, в которой Белая Армия использовала «Славянку», как походный марш, поэтому, в СССР «Прощание Славянки» оказалось под запретом.
В 1957 г. режиссер Михаил Калатозов вставил «Славянку» в свой фильм «Летят журавли». Для этого, режиссер пошел на хитрость. Калатозов рассказал руководству студии байку о том, что при монтаже эпизода с маршем, в комнату случайно заглянул знаменитый Клод Лелюш, которому очень понравилась сцена с маршем, и он заявил, что хочет увидеть фильм в Каннах. Руководство студии прониклось – как же, сам Лелюш! И это сработало! Потрясающая сцена с солдатами, уходящими на фронт под звуки «Славянки» произвела в Каннах настоящий фурор. Надрывная музыка органично сливалась и резонировала со взглядом и пластикой героини (Татьяна Самойлова), которая мечется по перрону. Зал аплодировал стоя!

А теперь о самом марше «Прощание Славянки».

У военных маршей – своя специфика, порожденная жесткими требованиями к форме, это весьма унифицированная музыка. Классический марш состоит из запева (куплета), припева (соло басов) и трио. Затем они повторяются в зеркальном порядке, что позволяет варьировать время исполнения на парадах любое количество раз во время прохождения частей.
Но «Славянка» нарушает все каноны. Военные марши - это всегда мажор, море меди. Марш должен быть веселым и звонким, точно натянутая струна, а «Славянка» - это минор, марш мелодичный, песенный. Под «Славянку» хочется плакать и тосковать.

Богорад вырос в традиционной еврейской семье. При написании марша «Прощание Славянки», он использовал две старинные синагогальные мелодии из Пасхальной агады. Эти мелодии использовались и до Богорада, и после него многими композиторами, в частности, Бетховеном в “Эгмонте” и в 4-м квартете.
Богорад соединил воедино две старинные ашкеназийские музыкальные темы, оркестровал их, сменил традиционную синагогальную тональность (ми бемоль минор), на более устойчивую (фа минор), а характерный еврейский литургический размер 3/8 сменил на парадный маршевый 2/4. Так получился марш «Прощание Славянки».

Василий Агапкин за 27 лет ничего не написал, кроме незначительных песенок. Агапкин уцелел во всех сталинских чистках, работал в ОГПУ-КГБ. Он дослужился до полковника и был уволен за алкоголизм, романы с молоденькими барышнями и прогулы. Похоронен Агапкин с воинскими почестями, на Ваганьковском кладбище. На его могиле высечена строка из "Славянки". 

В каталоге произведений Богорада - 800 произведений и аранжировок, крупные и камерные формы, оркестровые, инструментальные и вокальные вещи. Известный выходной цирковой марш "Гладиатор" – это эффектная аранжировка Богорада.
Яков Богорад был расстрелян фашистами 12-13 декабря 1942 года, в числе 20 тысяч евреев Симферополя, в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, рядом с речкой Славянкой.

Сегодня под звуки марша «Прощание Славянки», в России отправляются в поход военные корабли, теплоходы на реках и фирменные поезда.
8 мая 2014 года в Москве на Белорусском вокзале был открыт памятник маршу «Прощание Славянки». Наверное, это единственный памятник музыкальному произведению.


Рецензии
Спасибо! «Прощание Славянки» вписана в наш генетический код. Нелишне знать о её создателе.

Мирраслава Тихоновская   09.04.2021 08:24     Заявить о нарушении